Эксперт-мониторинг событий 30 марта – 4 апреля 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – второе обращение президента Владимира Путина в связи с ситуацией с коронавирусом
"Ситуация требовала ответов на вопросы, находящиеся в компетенции президента. На один актуальный вопрос ответ был получен – нерабочий период продлевается до конца апреля. Что касается мер, которые могли бы способствовать решению проблем в связи с экономическим простоем очень значительной части общества, то кроме общих деклараций ответов президент не дал. Бюджетные организации пока находятся в защищенном состоянии. А вот бизнес-сообщество разделилось на два лагеря. На тех, кто способен существовать в режиме "апреля", рассчитывать на господдержку, гарантировать выплаты сотрудникам и так далее. Это в основном крупные предприятия и предприятия с госучастием. И на тех, чей бизнес уже сейчас практически оказался в шоковом состоянии. И, по оценкам, это равноценные по количеству вовлеченных трудящихся группы", - комментирует эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.
"Примечательной частью обращения президента явилось акцентирование на необходимости предоставления дополнительных полномочий субъектам РФ в решении текущих острых противоэпидемиологических и социально-экономических проблем. В этой связи в начале недели были примечательные действия московского руководства во главе с Сергеем Собяниным. Это меры повышенной изоляции населения в столице, которые в той или иной степени в течение недели были скопированы другим регионами. Поначалу это вызвало вопросы не столько медицинского, сколько политического порядка – насколько это правомочно с точки зрения согласования с политикой верховной власти? В конечном итоге действия московского мэра де-факто были признаны легитимными. Несмотря на заявление президента о необходимости согласования и координации действий губернаторов с правительством, а не с рабочей группой Госсовета, главный посыл, который и получил юридическое обоснование президентским указом – это расширение полномочий региональных властей в решении значительного спектра задач", - подчеркнул эксперт.
"Речь идет не только о тенденции федерализации, но и об объективном факте различия ситуаций в регионах, когда копирование московских стандартов является не эффективным действием, а порой приводит к прямо противоположному эффекту, способствуя появлению новых проблем. В этой связи упор на местную специфику – это не столько перекладывание ответственности на губернаторов, сколько констатация объективного факта невозможности управления по шаблонам, без учета региональной специфики и возможностей. Еще большая примечательность этой управленческой новации заключается в ее явном несовпадении с принципом, который планируется закрепить в новой редакции Конституции. А именно – создание единой системы публичной власти, что фактически должно было означать закрепление единой и жесткой вертикали госуправления до самого нижнего уровня", - считает Алексей Орехов.
"Сегодня мы видим, что реальная кризисная ситуация вызывает необходимость совершенно других управленческих решений. В этой связи закономерны вопросы: насколько региональный уровень управления способен действовать самостоятельно после значительного периода выхолащивания этой самостоятельности, и зацикливания даже самых элементарных управленческих решений на московские кабинеты? Также закономерен и другой вопрос: не стоит ли для нахождения новых возможностей для решения острых кризисных явлений обратиться к потенциалу муниципалитетов, также предоставив им соответствующие права и возможности, исходя из местной специфики? Ведь согласитесь, что наличие QR-кода для выхода из дома – не очень актуально, к примеру, в Пильнинском районе Нижегородской области – там совершенно другие проблемы, которые местные власти могут и должны решать самостоятельно без указания нижегородского Кремля", - подытожил он.
Региональная тема – новые кадровые решения в областном руководстве, губернатор Глеб Никитин внес очередные изменения в структуру областной власти и снова увеличил число заместителей
"Замгубернатора по экономическому блоку Игорь Носов переводится на вновь созданную должность зама губернатора, который будет взаимодействовать с органами федеральной власти, курируя представительство Нижегородской области в Москве. Вместо Носова назначается представитель из питерско-федеральных структур Егор Поляков. Человек в регионе новый, появление которого уж точно не опирается на шумно заявленные командой губернатора кадровые конкурсы и проекты", - отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.
"Это уже второй блок кадровых решений Глеба Никитина за последний период. Первое касалось пересмотра внутренних функциональных полномочий в связи с текущей областной повесткой. Последние кадровые решения – это отчасти реакция на происходящие в стране процессы и воплощение прежней стратегической логики Глеба Никитина – необходимость лоббирования федеральных возможностей для реализации региональных задач развития. Последнее для Глеба Никитина очень важно, так как сегодня большинство областных проектов завязано на необходимости получения федеральных средств. Сегодняшняя проблема – пересмотр бюджетных приоритетов в связи с нарастающим кризисом. И пока страна живет не в режиме ЧС, то по-прежнему важны лоббистские возможности того или иного региона. Последние кадровые назначения укладываются в эту тенденцию и вызывают нестандартные решения", - считает эксперт.
"Показательно назначение Игоря Носова на должность зама губернатора, который будет работать непосредственно в Москве. Это новый случай в управленческой истории Никитина – заместитель губернатора на "удаленке" от губернатора и региона. С другой стороны, сегодня в контексте происходящих событий проявляется новая тенденция – необходимость поиска внутренних ресурсов для развития региона. Речь идет не только о материальных, но и кадровых возможностях. В этом отношении команда Глеба Никитина слишком варяжская и ориентированная на внешний фактор развития во всех смыслах",- подчеркнул Соловьев.
"Очень скоро потребуются совершенно другие показатели эффективности региональной власти. И это будут не столько общие цифры, PR-презентации по национальным проектам и виртуальными проектам со спорной реализацией ближе к 2035 году, сколько конкретные результаты по борьбе с коронавирусом и решению острых социально-экономических проблем актуальных сегодня. А для этого нужны будут региональные возможности с опорой на местный потенциал", - выразил мнение эксперт.
Муниципальная тема – традиционный месячник по благоустройству "под вопросом".
"В Нижегородской области завтра 5 апреля стартует традиционный месячник по благоустройству. Окончание работ планируется пока 15 мая. Во всех муниципалитетах региона коммунальные и жилищные организации должны начать реализовывать большой комплекс работ по благоустройству после зимнего периода. Работы как всегда очень много. Без помощи жителей такой объем работ выполнить невозможно. Традиционно властям помогали промпредприятия, школы и вузы. Политики всех мастей использовали субботники как возможность консолидации общества в едином порыве и демонстрации своему электорату социальной ответственности", - комментирует эксперт "Минин-центра" Сергей Раков.
"Вот и в этом году в марте власти громко заявили о планах привлечь к уборке территорий как можно больше нижегородцев. По всей вероятности, этот посыл актуален для всех муниципалитетов. Назначены ответственные чиновники как всегда с традиционными формулировками "взять на особый контроль и организовать работу". Власть была готова поддержать граждан во всех экологических акциях. Многие акции идут в отчет в рамках грантовой поддержки общественных организаций, а также в рамках участия в различных всероссийских акциях с идеологическим подтекстом. В планах власти всегда идеология не отстает от элементарного выполнения своей работы, в данном случае уборки территории. Вот и в этот раз заявлялось, что субботники способствуют формированию экологического и патриотического воспитания подрастающего поколения, привлечению внимания общественности к проблеме обращения с отходами, созданию благоприятных условий жизни и так далее и тому подобное. Что ж? Все в целом верно и правильно! Но никто еще 2-3 недели тому назад не мог и предположить, что привычный образ жизни и планы, в том числе и по благоустройству, придется резко менять из-за коронавируса и, как следствие, режима самоизоляции. Вряд ли в этих условиях завтра в регионе полноценно стартует месячник и вряд ли муниципалитеты региона справятся без жителей и "сочувствующих" организаций с уборкой территории в срок", - считает Раков.
"Пока сроки месячника не скорректированы. Да, в общем, и не в коррекции сроков дело. Важно, чтобы люди жили в комфортных условиях, ходили по чистым улицам и благоустроенным территориям. Экологическое состояние территорий муниципалитетов отчасти влияет и на санитарно-эпидемиологическую обстановку. Кстати, еще в прошлом году губернатор Никитин называл 2020 год - годом "большого субботника" и предупреждал чиновников на местах, что в случае плохой работы "ему с ними не по пути". Также губернатор особо обратился к жителям, что "большой субботник" невозможен без всеобщей поддержки. Очевидно, что эту идеологию сейчас придется корректировать и переносить пока на не определенное время", - добавил он.
"Тем не менее, "полем реальной и показательной битвы" за чистоту и порядок традиционно станет областной центр. И как сработают коммунальные службы, ДУКи и подрядные организации без помощи жителей, находящихся на самоизоляции, большой вопрос, который может приобрести политический аспект через недовольство жителей и новые вопросы депутатов городской думы к администрации Нижнего Новгорода и мэру Владимиру Панову", - заключил Раков.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"