"Новое региональное руководство будет искать резервы внутри области", – эксперт-мониторинг событий 21 – 25 января от "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 21 – 25 января 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в стране и в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема – переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ по заключению мирного договора

"Новое региональное руководство будет искать резервы внутри области", – эксперт-мониторинг событий 21 – 25 января от "Минин-центра"

Игорь Шамин (фото: "Минин-центр")

Как подчеркнул эксперт "Минин-центра", доктор политических наук, доцент кафедры мировой дипломатии и международного права ИМОМИ ННГУ им. Н.И.Лобачевского Игорь Шамин, переговоры президента Путина и премьер-министра Синдзо Абэ закончились без видимых результатов.

"Дальнейшие переговоры перенесены на более поздний период. При этом предварительно широко обсуждались варианты заключения мирного договора с Японией и возможной передача ей нескольких Курильских островов. Мотивация руководства двух стран была различной. Для Японии – это, безусловно, вопрос национального престижа, так как предусматривает завершение послевоенного периода, приведение ситуации в соответствие с реалиями уже XXI века и соответствующим местом Японии в современном мире и экономике. Для России – это, прежде всего, необходимость найти партнера в условиях санкций со стороны ведущих стран мира. При этом российское руководство пытается использовать имеющие между ними противоречия. Прежде всего, между Китаем и США, с целью стимулирования Китая к более тесному экономическому сотрудничеству на энергетическом рынке. Сближение с Японией в свою очередь может открыть перед Россией новые экономические возможности", - сказал он.

При этом, как отметил эксперт "Минин-центра", у этих планов есть несомненные минусы, которые могут свести на нет все положительные последствия – передача даже незначительной части Курильских островов может стать слишком высокой ценой и началом целого ряда негативных процессов. "Прежде всего, передача части суверенной российской территории может стать очень опасным прецедентом. В дальнейшем вполне закономерны претензии других иностранных государств к российским территориям, статус которых также имеет сложную и противоречивую историю. Речь идет и о Калининграде, и о пограничных территориях с Финляндией. По этой логике не исключен вопрос и о Сахалине, южная часть которого также ранее принадлежала Японии. Кроме этого, Курильские острова, несмотря на внешнюю незначительность, имеют очень важное военно-стратегическое и геоэкономическое значение – они прикрывают выход в Охотское море – не случайно контроль над ними, а также над Сахалином, имели важное значение в межгосударственных отношениях и военных конфликтах XX века", - пояснил он.

"И наконец, важный внутриполитический фактор возможного российско-японского соглашения – передача российских территорий может дезуавалировать все последствия присоединения Крыма к России. Тут последствия могут наложиться самым негативным образом на весьма непростые российско-украинские взаимоотношения последнего времени", – заключил эксперт.

Региональная тема – выявление финансовых нарушений при строительстве нижегородского метро на 923 млн рублей

"Новое региональное руководство будет искать резервы внутри области", – эксперт-мониторинг событий 21 – 25 января от "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

По мнению эксперта "Минин-центра" Игоря Соловьева, уровень финансовой дисциплины при строительстве объектов к чемпионату мира по футболу был крайне низким.  "При этом масштаб нарушений достаточно показателен с точки зрения последующей эффективности вводимых объектов. Это было очевидно еще летом 2018 года, когда эксперты отмечали, что все проблемы очень быстро проявятся. Возможно, у прежних ответственных была изначальная уверенность, что областное руководство прикроет. Но со сменой власти все пошло не так.  Сегодняшней областной власти нет никакого смысла брать ответственность за эти нарушения на себя. Наоборот – наведение финансового порядка в области позволит с одной стороны находить и эффективно использовать внутренние резервы, с другой – демонстрировать материальную ответственность", - подчеркнул Соловьев.

"То, что подобных нарушений, доставшихся от прежнего областного руководства достаточно, свидетельствуют результаты и других финансовых проверок. Например, в такой сфере как финансирование областных СМИ. При проверке финансирования областных СМИ в 2017–2018 годах в сумме 462,4 млн рублей установлено нарушений и недостатков – почти на 13,4 млн рублей. Очевидно, что все эти факты свидельствуют о существовавшей ранее тенденции, которая в ближайшее время будет закономерно выявляться результатами последующих проверок", – заключил эксперт.

Муниципальная тема – введение института инвестиционных уполномоченных в нижегородских муниципалитетах

"Новое региональное руководство будет искать резервы внутри области", – эксперт-мониторинг событий 21 – 25 января от "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

 "Показательно, что оценивать работу инвеступолномоченных будет непосредственно областное правительство и такая специализированная структура как АО "Корпорация развития Нижегородской области. Это, без сомнения свидетельство стремления областной власти перенести мобильность по привлечению инвестиций на боле низший – муниципальный уровень, что подтверждает тенденцию на мобилизацию внутренних областных резервов. Новое региональное руководство начинает активно искать резервы не только на федеральном уровне, но и внутри области", – прокомментировал эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.

"Все вполне закономерно – недостаточно только областных проектов, много резервов на уровне муниципалитетов. Хотя бы на уровне снятия местных бюрократических барьеров и непосредственного сопровождения конкретных проектов. При этом важно, что должна быть не только ответственность, но и возможности. Иначе инициатива может превратиться в очередную кампанию по бумажным показателям. И раньше объем привлеченных инвестиций был обязательным показателем эффективности работы органов МСУ. Но при этом некоторые руководители умело записывали себе в актив привлеченные средства компаний с разбросанной в разных муниципалитетах инфраструктурой". Не стоит забывать и про то, что за последние годы у назначаемых сверху руководителей муниципалитетов явно снизилась мотивация к активному и креативному развитию", - считает он.

"С одной стороны централизация процессов на областном уровне позволяет контролировать процессы, но без расширения возможностей и более активной поддержке местных инициатив – нужного результата добиться не удастся. Потенциал при этом есть. Прежде всего, в формате межмуниципального взаимодействия, что неоднократно отмечали эксперты "Минин-центра", – заключил эксперт.

Основное фото: ИА "Нижний сейчас"