Эксперт-мониторинг событий 20-24 января 2020 года от АНО "Минин-центр".Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная повестка на уходящей неделе была насыщенной и выразилась в двух важных темах, которые, без сомнения, окажут влияние на нижегородскую ситуацию.
Во-первых, это состоявшееся объявление нового правительства России
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Максим Медоваров, послание президента Федеральному собранию, повлекшее за собой стремительное начало конституционной реформы и немедленную отставку правительства, стало своеобразным политическим землетрясением в давно уже спокойной политической жизни страны.
"Безусловно, практически все эксперты предполагали, что рано или поздно какие-то изменения в Конституции произойдут, а кабинет Дмитрия Медведева уйдет в отставку. Однако все это ожидалось скорее ближе к 2024 году, чем сейчас. Хотя пример соседнего Казахстана и мог кого-то воодушевить, однако срыв нормального транзита власти в Армении два года назад скорее должен был подтолкнуть политологов к отсутствию ожиданий резких изменений в Российской Федерации, находящейся сейчас на подъеме", - считает эксперт.
"По многим экономическим показателям минувший год оказался очень успешным (рекордно низкая инфляция в новейшей истории, рекордно высокий экспорт зерна, запуск "Турецкого потока"), и, казалось, отставка правительства Медведева стала полной неожиданностью даже для давно призывавших к ней оппозиционных партий и движений. Не вдаваясь в тему конституционной реформы, отметим отличительные особенности нового кабинета. "Политические", "силовые", "экономические" министры почти все сохранили свои посты. Изменения в этих блоках крайне незначительны (сменились лишь министры экономического развития и юстиции, а также генеральный прокурор). Зато серьезно обновился состав многочисленных вице-премьеров, в число которых теперь вошли сразу несколько человек, работавших вместе с Михаилом Мишустиным в Федеральной налоговой службе, а также его личных друзей (Дмитрий Григоренко) и протеже (Максут Шадаев). В каком-то смысле фактор личностных группировок в кабинете Мишустина оказался даже выше, чем в кабинетах Медведева", - продолжил Медоваров.
"Самое главное – кардинально сменился "социальный" и "научно-культурный" блок российского правительства. В России теперь новые министры науки и высшего образования, просвещения, культуры, спорта, труда и соцзащиты, а также цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Минздрав и минпросвет возглавили прежние руководители надзорных ведомств в соответствующих сферах, и такое решение вряд ли найдет одобрение в обществе – в отличие от назначения тюменского ректора Валерия Фалькова, который в качестве человека из системы образования несравненно лучше подходит для должности министра науки и высшего образования, чем финансист Михаил Котюков. Наиболее громкое назначение – Ольги Любимовой – представляется вполне оправданным: представляется, что она сможет энергично улучшить все то, что не успел доделать Владимир Мединский", - подчеркнул эксперт.
"Следует отметить назначение пермского губернатора Максима Решетникова министром экономического развития. Наряду с генпрокурором Игорем Красновым, новым министром труда и соцзащиты Антоном Котяковым и уже упомянутыми Валерием Фальковым и Ольгой Любимовой он относится к числу относительно молодых профессионалов, выдвиженцев недавних программ по отбору кадрового резерва. Поскольку Пермский край уже получил репутацию инновационного региона (в случае с Фальковым это относится и к Тюменскому университету), можно сделать вывод о том, какие губернаторы и управленцы востребованы теперь на федеральном уровне: те, регионы которых отличаются очевидной эффективностью принимаемых решений. К сожалению, к Нижнему Новгороду, где за одну только уходящую неделю целый район остался без воды, а власти не могут найти средства на строительство метро, это явно не относится. Нижегородцам пока что приходиться лишь мечтать об управленце уровня Марата Хуснуллина, который после грандиозного транспортного строительства в Москве стал теперь российским вице-премьером", - подытожил он.
Вторая важная федеральная тема – это внесение президентом Владимиром Путинным в Государственную думу законопроекта о поправках к Конституции Российской Федерации
"В представленном пакете изменений Конституции, который уже прошел первое чтение, есть несколько важных моментов, которые ставят серьезные вопросы по поводу будущего управления страной", - комментирует эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.
"Важные полномочия в будущей управленческой конструкции должна получить Государственная Дума. Именно ее планируется наделить правом утверждения председателя правительства РФ. Это достаточно важный элемент парламентской республики. В то же время президент оставляет за собой существующее право назначать силовых министров (обороны, внутренних дел, МЧС), а также министров юстиции и иностранных дел. Подобное разделение в назначении ключевых руководителей исполнительной власти создает определенную двойственность в управлении будущей России", - считает эксперт.
"Возможные управленческие противоречия и в связи с наделением дополнительными полномочиями Совета Безопасности и Совета Федерации. Последний, помимо прежних законодательных функций, получает серьезные права в судебной и контролирующей сферах. Так СФ получает право назначения судей Конституционного и Верховного судов и руководства генеральной прокуратуры. Очевидно, что прежний принцип разделения властей в новой конструкции не будет таким очевидным – появляется более сложная система, между частями которой будет много переплетений, что очевидно будет вызывать более сложные политические процессы и вероятные противоречия", - подчеркнул он.
"Самое важное в представленных поправках к Конституции – это юридическое оформление нового государственного органа – Государственного совета с широкими полномочиями. Госсовет как раз и должен будет обеспечивать согласование функционирования и взаимодействия всех органов госвласти, а также определять основные направления внутренней, внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития государства. При этом, в отличие от прежних юридических норм, президент России будет только формировать, но не возглавлять Госсовет. Вопрос руководства Госсовета и его окончательного статуса (а соответственно более прописанных полномочий) должен будет определять обычный федеральный закон, для которого уже не требуется конституционных изменений, и который можно принять простым большинством голосов депутатов", - добавил Соловьев.
"В этом, пожалуй, самый интересный смысл представленных в Госдуму конституционных поправок. Интересна и процедура принятия поправок к Конституции – сначала они принимаются квалифицированным большинством двух палат Федерального собрания, также требуется их одобрение парламентами не менее чем двух третей субъектов РФ. Только после этого поправки предполагается вынести на общероссийское голосование – референдум, который, с одной стороны, во многом становится формальностью. С другой – в пока еще действующей Конституции есть норма, по которой конституционные поправки на референдуме считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей России. При нынешней низкой явке на выборах осуществить подобную избирательную активность будет непросто", - заключил эксперт.
Региональная тема – предвыборный старт в Нижегородской области "Справедливой России"
На уходящей неделе региональное отделение "Справедливой России" выступило с открытым обращением, в котором объявило о своих выборных амбициях 2020 года.
"Следует отметить, что последнее время "Справедливая Россия" проявляет заметную активность, выступая с общественно-значимыми инициативами. Это и позиция по организации школьного питания в Нижнем Новгороде, вопросы организации здравоохранения, поддержка возврата всенародных выборов мэров городов. Инициативы местных эсеров последнее время становятся заметными информационными поводами в нижегородской политической повестке, при этом вызывая не только политические, но и управленческие действия", - комментирует эксперт "Минин-центра" Сергей Раков.
"Смена руководства в партии, после трагического ухода харизматичного Александра Бочкарева сказалась на темпах движения нижегородских эсеров. Но период пассивности завершен. Новые руководители, а речь сегодня может идти не только об одном лидере, а о командной работе нескольких активных партийцев, проявляют здоровый напор на политическую ситуацию в Нижегородской области. С учетом массы существующих проблем, эта активность уже приносит заметные, по крайней мере, информационные бонусы. Следует отметить, что у регионального отделения "Справедливой России" существует еще и явный потенциал – это отделения в районах области, деятельность которых была минимизирован в прошлые годы", - отметил эксперт.
Муниципальная тема – активность депутатского корпуса Нижнего Новгорода
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, на уходящей неделе в преддверии заседания городской Думы активно работали думские комитеты, а также происходило обсуждение актуальных городских проблем.
"Помимо стандартных процедурных моментов, связанных с депутатской работой, сегодня мы можем наблюдать возросшую остроту в деятельности нижегородской Думы. Заметно, что период затишья закончился, городская Дума Нижнего Новгорода на глазах просыпается, а возмущения депутатов и критика администрации возрастают. Началом этого явился отчет перед депутатами Владимира Панова по исполнении национальных проектов в конце прошлого года, в обсуждение которого представители всех фракций Думы проявили несвойственную им ранее смелость и критичность по отношению к главе города Владимиру Панову", - напомнил эксперт.
"Сегодня мы видим, что это было не исключение, а круг вопросов, по которым проявляется депутатская принципиальность, быстро расширяется. Это поднятые депутатами вопросы бюджетной эффективности зимней уборки города при аномально теплой зиме. Это и состояние тепловой и водо-канализационной сети города, аварии на которых становится системной нормой. Это и процесс погашения кредиторской задолженности муниципальных организаций с наличием непрозрачных и сложных схем передвижек бюджетных средств. Это вопросы контроля школьного питания и деятельности ЕЦМЗ, в процесс которого депутаты активно вмешались, и явно желают контролировать уже все его детали. Это и вопрос транспортного обеспечения, который будет рассматриваться профильным комитетом Думы на следующей неделе, и наверняка будет носить острый характер", - продолжил Орехов.
"Не вдаваясь в детали всех этих тем, которые на уходящей неделе подробно освещались в СМИ, можно отметить явную остроту их обсуждения, наличие критики администрации Владимира Панова и стремление нижегородских депутатов к большему контролю за ключевыми городскими процессами. Отчасти возросшая депутатская активность связана с предстоящими в сентябре текущего года думскими выборами, но и не только. Общая политическая активизация в стране последних недель подталкивает и местных депутатов (и не только оппозиционных фракций) к большей активности", - подчеркнул он.
"Происходит осознание возможности самых кардинальных политических действий, которые еще пару месяцев назад казались невозможными в принципе. Это новая психологическая особенность, которая пришла к нам с федерального верха, в какой-то степени начинает проявляться и на нижегородском уровне, после уже продолжительного периода затишья, скрывающего многие неразрешенные ранее противоречия. И очевидно, что эта тенденция будет только усиливаться в связи с уже не только федеральными событиями, но и благодаря очень богатой нижегородской проблематике", - подытожил эксперт.
Фото: ИА "Нижний сейчас"