“Новая волна COVID-19, обыски как эхо выборов, и транспорт уходит в область", - эксперт-мониторинг

Эксперт-мониторинг событий 28 сентября – 3 октября 2020 года. Нижегородские эксперты анализируют федеральные, региональные и муниципальные события уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в Нижегородской области.

От редакции: Обращение директора ИА "Нижний Сейчас" Сергея Ракова

Уважаемые читатели! Бесспорно, трагическая гибель нижегородской журналистки Ирины Славиной и тот информационный и общественный резонанс от этой страшной новости стали событием и федерального, и регионального, и муниципального уровней. Информационное поле в нижегородском регионе теперь не будет прежним. Комментарий политолога Виктора Лысова по приближенной теме поступил в редакцию до новости о гибели Ирины Славиной. Тем не менее, мы не стали просить экспертов дать свою оценку этой страшной трагедии и всему тому, что с этим может быть связано. Это сделано нами из-за этических соображений по отношению к светлой памяти об Ирине Славиной, а также с учетом того, что мы не склонны к нагнетанию обстановки. К тому же следственные мероприятия еще не завершены и окончательной официальной позиции о случившимся не озвучено. Наши эксперты обязательно выскажутся по этой теме тогда, когда для этого будут все основания и достаточно всеобъемлющей информации.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – в Москве и регионах России существенно ухудшилась эпидемиологическая ситуация с COVID-19

“Новая волна COVID-19, обыски как эхо выборов, и транспорт уходит в область", - эксперт-мониторинг

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

Директор ИА "Нижний сейчас", член правления АНО "Минин-центр" Сергей Раков:

Бесспорно, опыт первой волны вируса многому научил и власти и население. Сейчас нет панических настроений, материально-техническая база медучреждений улучшена, у медиков уже есть опыт и системный взгляд на проблему. Но есть одно но. При всем при этом кривая вируса растет вверх. К концу недели ежедневный прирост заразившихся в стране составил в районе 10 тысяч человек. В эпицентре вируса в Москве этот показатель к концу недели составил около 3 тысяч. И сейчас все регионы особенно центральной России опять смотрят на действия федерального и, особенно на действия московского руководства. Москва уже начала вводить ограничения: старшему поколению рекомендовано не выходить из дома, компании вновь переходят на удаленку и так далее.

Власть призывает граждан соблюдать меры эпидемиологической безопасности. В противном случае придется вернуться к режиму самоизоляции. Ответственность и решения по ограничительным мерам в регионах по-прежнему лежат на губернаторах. В Нижегородской области внешне пока спокойная ситуация, но 4-5 место в стране по приросту требует не снижать работы. По-прежнему не понятно, почему регионы, которые примыкают к Москве и в которых взаимный траффик с Москвой ничуть не меньше, а даже больше, чем между Москвой и Нижним Новгородом, имеют ежедневный прирост заболевших в 4-6 раз меньше, чем Нижегородская область. Да, они меньше по населению, чем наш регион, но пропорция все равно сильно нарушена. Еще летом замгубернатора Давид Мелик-Гусейнов привел аргумент, что в Нижегородской области делается больше тестов. С одной стороны это хороший аргумент, а с другой он подразумевает, что в Смоленской, Владимирской, Тульской, Калужской, Рязанской, Тверской и Ярославской областях не все благополучно с уровнем медицины и количеством тестов. В этой ситуации хочется пожелать властям быть более решительными при принятии новых ограничительных мер по существу в интересах здоровья нижегородцев и более конкретными в помощи предпринимателям, чей бизнес пострадал и до сих пор не функционирует. Понимая сложности бюджетного процесса, скажу, что средства на это есть и в регионе, и на федеральном уровне. Вопрос приоритетов. К примеру, 800 млн федеральных рублей, которые правительство области готово потратить на строительство фуникулера в Кремле, сейчас могли бы быть более нужными для разумной поддержки пострадавших отраслей экономики. Тем не менее, понимая сложность ситуации, губернатор Глеб Никитин продлил срок действия региональных льгот и субсидий - льготный проезд для тех, кто участвует в борьбе с пандемией и субсидии предпринимателям.

Региональная тема – в регионе прошла серия обысков у нижегородских политических активистов в связи деятельностью нежелательной организации на территории России. Возбуждено уголовное дело.

“Новая волна COVID-19, обыски как эхо выборов, и транспорт уходит в область", - эксперт-мониторинг

Фото: "Медиа страйк"

Политолог Виктор Лысов:

Трудно оставаться на позициях независимого и отстраненного наблюдателя от новостей об обысках у нескольких более или менее известных и политически активных нижегородцев. Удивление, недоумение, негодование, возмущение – вот набор естественных реакций любого человека. Зачем, почему, какой смысл во всем этом? Но, теперь, как говорится "следствие разберется, и суд решит". Удивление вызывает и состав тех, кто подвергся обыскам. Что может связывать всех этих людей? Выборы закончились, забудьте! К тому же, как в эту компанию попал Роман Трегубов из нижегородского штаба Навального? Да его за одно "умное голосование" в Нижнем Новгороде буржуины должны наградить, как гайдаровского Мальчиша-плохиша "бочкой варенья и корзиной печенья"! А его, болезного, на цугундер…

Эти новости из Нижегородской области, ранее не часто замечаемой центральными СМИ, попали в федеральную информповестку и на российское ТВ. Они стали весьма заметной политической региональной новостью. Спрашивается, зачем региону и губернатору Глебу Никитину такая слава? Самое вероятное объяснение всего этого – это какое-то региональное отражение общероссийской кампании против внутреннего врага. При этом все те, кто не имеет никакого отношения к организациям, объявленным врагами, но не лояльны действующей власти, тоже попадают под "каток репрессий".

Полагаю, проверки во время лекции в Нижнем Новгороде для наблюдателей организации "Голос" и задержание трех активистов Попечительского совета в парке "Швейцария" имеет одну природу. Не должно быть никаких других наблюдателей за выборами кроме наблюдателей от Общественной палаты области, и никаких других контролеров за спорной работой генподрядчика ГК "ЕКС" в парке "Швейцария" кроме членов Общественного совета при главе города. Лозунг "кто не с нами, тот против нас", как 100 лет назад уверенно входит во властную повестку.

Дело в том, что основная причина всех этих событий состоит в особенностях легитимации современного российского политического режима. Среди обычных и общепринятых механизмов легитимации таких как: демонстрация эффективности власти, политическая социализация и политическая коммуникация, единственным в современной России остается создание образа врага, как внешнего, так и внутреннего - "пятой колонны". Но этот механизм, ранее с успехом применявшийся, сейчас перестает действовать, диалектически превратившись в свою противоположность. Ну, кто же в здравом уме и твердой памяти сейчас может клюнуть на "вражескую" деятельность "макаронного монстра"? Однако, созданный для борьбы с "пятой колонной" репрессивный аппарат, разогнавшись, остановиться не может. Так что, полагаю, впереди нас всех ждет только ужесточение давления с учетом начинающихся новых политических циклов.

И еще одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание. Это ограничение возможностей губернатора Никитина, проявившееся, в частности, 19 июля во время "газовой атаки". Прошло почти 2,5 месяца, но источник запаха до сих пор не назван. Так и в случае с обысками. Ну, зачем, спрашивается, губернатору Никитину такая скандальная всероссийская известность о регионе, где "действует" "Церковь летающего макаронного монстра" и проводятся обыски у гражданских активистов, подозреваемых в причастности к нежелательным в РФ организациям!? Казалось бы, давно пора объединить усилия всех нижегородцев по подготовке празднования славного юбилея – 800-летия Нижнего Новгорода. А тут обыски, задержания, заламывание рук, "морды об пол" и прочее. Дело как раз в том, что это не его – губернатора – дело, хоть он в регионе должен отвечать за все. Оказывается, за многое, но не за все, и сфера, куда он соваться не должен, на мой взгляд, постоянно расширяется, что явно свидетельствует о вступлении российского политического режима в состояние растущей турбулентности, когда единственным инструментом сохранения устойчивости является силовое давление.

Муниципальная тема транспортные предприятия Нижнего Новгорода начинают переход в областную собственность.

“Новая волна COVID-19, обыски как эхо выборов, и транспорт уходит в область", - эксперт-мониторинг

Фото: "Патриоты Нижнего"

Политолог Александр Суханов:

Нынешнее решение городской Думы о передаче в региональную собственность двух муниципальных автотранспортных предприятий –"Нижегородпассажиравтотранс" и автобусов "Нижегородской городской транспортной компании", является логичным продолжением ранее принятых планов. Точнее сказать, речь идет фактически об одном предприятии и после передачи они, скорее всего, будут объединены. Многие помнят, что Нижегородская городская транспортная компания была создана в 2017 году, для ухода от угрозы ареста за долги НПАТ закупаемого подвижного состава.

В конце прошлого года была озвучена стратегия транспортного развития Нижнего Новгорода (шесть станций метро, скоростной трамвай до д. Ольгино и так далее), а также правительство региона презентовало концепцию развития пассажирского транспорта в Нижегородской агломерации. Предполагаю, что два этих плана, безусловно связаны, потому что развивать транспортные схемы в областном центре и в агломерации в отрыве друг от друга невозможно.

Проблема развития муниципального пассажирского автотранспорта в нашем регионе довольно давняя, она тянется на протяжении многих лет и связана с проблемой перераспределения бюджетных средств между муниципальными и частными перевозчиками. Сюда же надо добавить и проблему конфликта интересов. Все эти проблемы последние годы постоянно были на слуху у нижегородцев и отнюдь не способствовали улучшению транспортного обслуживания населения.

Ситуация была такой – все муниципальные предприятия на момент прихода Никитина оказались банкротами, городская дума оказалась не в состоянии разрешить конфликты интересов, сложившиеся в транспортной сфере. И тот факт, что за последние два-три года сменилось около десятка руководителей транспортного департамента города и руководителей муниципальных транспортных предприятий, что было великое множество конфликтов между частными перевозчиками и "муниципалами", свидетельствовал именно о том, что в сфере транспортного обеспечения Нижний Новгород оказался в полном провале. Поэтому с точки зрения экономической целесообразности возврата НПАТ в область - решение правильное.

Но, как известно – "дьявол в деталях". Сам по себе вопрос передачи не гарантирует экономической эффективности. Главное находится в механизмах реализации принимаемых решений. Концентрация и масштабирование финансовых возможностей не исключает, а, исходя из многолетнего опыта, даже предполагает, нерациональное распределение этих средств. В условиях рыночного существования проблему прибыльности транспортных перевозок никто не может отменить. А ведь город передает область планово убыточные предприятия (термин из советского прошлого). Существует опасность "размазывания средств по тарелке", и тогда проблему невозможно будет решить.

В схеме управления общественным транспортом агломерации можно выделить два основных аспекта. С одной стороны, предлагается централизация этой системы в рамках агломерации, это и концентрация финансовых возможностей, и стратегический подход к видению транспортной схемы на всю агломерацию, а не как это делают муниципалитеты сейчас – каждый сам для себя. Надо понимать, что если не увидеть целого, как систему, не получится эффективно развить и его отдельные части. А с другой стороны, часть транспортных полномочий надо оставить у муниципалитетов в части их границ и смежных территорий.

Попытка создать единого оператора, который будет заниматься стратегией развития управления транспортом на уровне агломерации, это попытка посмотреть на проблему комплексно, системно. То есть, это развитие не перевозок из Нижнего в Богородск, из Нижнего в Арзамас и так далее, а развитие системы взаимосвязей всех частей агломерации между собой – и не обязательно через Нижний Новгород. Ведь тот же Арзамас может быть связан с Кстовом напрямую, а Кстово с Бором.

Как заявлено, количество перевезенных пассажиров не будет влиять на оплату услуг перевозчика – он будет должен только обеспечить качество перевозки и график движения. Плюс этой системы состоит в том, что водители перестанут гонять наперегонки в борьбе за пассажиров. Исчезают выгодные и невыгодные маршруты, можно спокойно работать по графику, перевозя то количество пассажиров, которое есть.

Одновременно, был поставлен вопрос о возможной передаче в ведение области и пассажирского электротранспорта. С электротранспортом в городе крайне сложная ситуация.

Главное, что надо отметить – в городе, где, когда-то появилась первая в России трамвайная линия, сегодня трамвайное движение фактически уничтожено. Оставшиеся маршруты разорваны и трамвайное сообщение сохранилось по одному мосту, что резко сокращает возможности пассажиропотока. Финансовые затраты на возрождение трамваев и троллейбусов много выше, чем на развитие автомобильного транспорта. Но сегодняшняя мировая практика свидетельствует о повсеместном возрождении электротранспорта. Вон в Москве вышли на улицы электробусы (в отличие от троллейбусов они не требуют электролиний). У электротранспорта есть два преимущества – они экологичны и перевозят в два-три раза больше пассажиров. При правильных трассах – у электротранспорта может не быть пробок.

Опыт Москвы и других мегаполисов показывает необходимость взаимодействия разных видов транспортных схем. Посмотрите, сегодня в столице метро, пригородные электрички, автомобильные дороги – все это во взаимосвязи. Создаются крупные транспортные пересадочные узлы, где пассажир может выбрать наиболее выгодный и удобный вариант, чтобы добраться в нужную точку.

В Нижегородской области движение по этому пути уже начинается. Город начинает взаимодействовать с пригородными железнодорожными системами. В частности, в Сормово, где еще нет метро, пригородные электрички берут на себя часть внутригородских перевозок. Где-то часть этих перевозок возьмут на себя трамваи и троллейбусы, то есть, те виды транспорта, которые могут перевозить пассажиров быстро и практически без пробок.

На железной дороге пробок нет, на трамвайных путях (если трамвай идет не по дороге, а параллельно ей) как правило, пробок тоже нет. Например, я уже говорил, что нужна единая трамвайная линия, соединяющая центр города со Щербинками и Ольгино. А хорошо бы также связать трамвайным сообщением Ольгино и Афонино. Эта линия решила бы многие проблемы, возможно даже, сняла необходимость в будущем строить линию метро на этом направлении.

Я пока не вижу негативного аспекта в принятом решении и тех, которые за ним последуют. Помните у Гете: "Свободен первый шаг, но мы рабы второго". Так вот логика решений уже понятна. Под вопросом остаются проблемы эффективной реализации принимаемых решений.

Фото: ИА "Нижний сейчас"