Опросы в нижегородских СМИ и ругань после них в комментариях, закулисные переговоры, политические сплетни и домыслы – все это результат вброшенной новости, "взорвавшей" не так давно региональное инфополе - новости о присоединении части Кстовского округа к Нижнему Новгороду. По сообщению нашего источника в нижегородской Гордуме, процесс присоединения территории к областному центру необходимо начинать в октябре-ноябре 2024 года, чтобы уже осенью 25-го в нижегородский парламент баллотировались кандидаты из нового городского района. А это значит, что если вектор политической воли не изменится, одна из территорий вот-вот выйдет с инициативой объединения. Попробуем разобраться, каковы будут последствия этого шага на пути к нижегородской агломерации.
По информации "Нижний сейчас", пока обсуждаются только возможные будущие границы объединения. Не исключено, что пока будут инициировать присоединение только части Кстовского округа. В целом же создание нижегородской агломерации с планами по присоединению к областному центру городского округа Бор, Балахнинского и Кстовского округов подробно описано в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. Сама идея и ее теоретическая подача вызывают исключительно положительные эмоции. Которые могут быть подпорчены только недобросовестным практическим воплощением.
К примеру, настолько же теоретически прекрасный федеральный проект "Оздоровление Волги" провалился в большинстве регионов, которые в него вошли. В Ярославской области от подрядчика уже требуют возвращения миллионных инвестиций, выделенных на строительство очистных сооружений. Мусорная реформа вылилась в монополизацию отрасли, позволяющую регоператорам паразитировать на высоком тарифе, а раздельный сбор в итоге попадает на одну свалку отходов по причине отсутствия обещанных перерабатывающих мусор производств.
Нижегородский регион, имеющий в общем хорошую привычку быть "в отличниках" и первым ввязываться в любые тренды, видимо, решил не затягивать присоединение к федеральной "агломерационной лихорадке", пришедшей на смену кластерной. И правительству области, нижегородской мэрии можно было бы красиво войти в историю с этим проектом – в том случае, если инфраструктура и бюрократические механизмы в реальности были бы так же идеальны как в теории.
Дорога из Кстово в Нижний и обратно – целый квест!
В статье доцента географического факультета МГУ им. Н.В. Ломоносова, научного консультанта Института экономики города Леонида Смирнягина "Агломерация: за и против" агломерация определена как "территориальная совокупность нескольких населенных пунктов (в основном городов), которые объединены в единую локальную систему трудовыми и другими поездками населения, развитыми благодаря взаимной близости этих городов и хорошим средствам коммуникации между ними". Также доктор наук выводит формулу, по которой жители присоединенных к агломерационному ядру (в нашем случае это Нижний Новгород) территорий должны тратить на дорогу к этому ядру не более полутора часов. Вопрос транспортного взаимодействия в данном случае – один из основополагающих, ибо что за объединенная территория, по которой нельзя свободно передвигаться? И, пожалуй, именно здесь и начинаются сомнения в готовности Нижнего Новгорода и части Кстовского округа представлять собой единое целое.
В региональной Стратегии на этот счет мы видим лишь оптимистичные утверждения: "Реформа общественного транспорта стартовала в агломерации еще в 2020 году. Сейчас уже создан единый региональный оператор, завершена разработка интеллектуальной маршрутной сети, которая позволила выбрать оптимальные виды транспорта для каждого участка агломерации. Все принимаемые решения в обязательном порядке обсуждаются и согласуются с экспертами и, конечно, с жителями города".
Интеллектуальность маршрутной сети, тем не менее, вызывает вопросы у населения, которое пользуется ею ежедневно. И это самая первая больная тема, которую жители области поднимают в комментариях к новостям и опросам, связанным со слиянием территорий.
Житель Кстовского округа Светлана Суслова: "Неплохо было бы начать с транспорта и строительства развязок. Мы тут по утрам утопаем в пробках, начиная от светофора у не действующего железнодорожного переезда, развязки у ГАИ, поворота на "Мегу", поворота на Ржавку. Очень рады за тех, кто пролетает со свистом на мигалках с машинами сопровождения (но не от всей души)".
Подчеркивают данную проблему и эксперты.
Директор кстовского Издательского дома "Земляки", экс-депутат кстовского Совета депутатов Олег Захаров: "На мой взгляд, у такого слияния больше минусов. Инфраструктура не готова. Население не готово. Да ничего не готово! Даже добраться из Кстова в Нижний Новгород (я не говорю об отдаленных поселках типа Работок, Чернышихи, Запрудного) – целый квест! И ситуацию не изменит даже если прибавят еще хоть 100 автобусов. Все знают про нашу "Долину Смерти", где двухполосное движение, где каждый год ремонтируют изношенный мост. Там постоянные пробки. В этих пробках будут стоять и автобусы. Они не смогут поехать быстрее. Через наш район проходит сегодня объездная дорога – такая, знаете, полуобъездная. Она не по-русски проходит через завод, через "Мегу" и идет опять же в эту "Долину Смерти". Фуры все идут через нее - это опять же не поможет населению вернуться энергичнее из центра Нижнего.
Отпуска лучше отложить…
Разумеется, изменение статуса как самого города Кстово, так и других кстовских территорий повлечет за собой большое количество изменений документальных. В данном вопросе механизмы, в принципе, отработаны. Недаром Нижегородская область числится в цифровых передовиках.
Руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов: "Когда в состав Нижнего Новгорода входил Новинский сельсовет, понадобилось не меньше месяца отработать все изменения. Но тогда уровень цифровизации был ниже. При присоединении кстовской территории все архивы останутся на своих местах, изменится их статус и название. Население привыкнет не сразу, будет писать запросы по-старому, но ничего, мы все равно все запросы отработаем, наше дело служивое. Предвижу затраты на закупку новых печатей, но это не сверхрасходы".
Чуть большие сложности ждут паспортные столы. Каким бы хорошим ни был сервис "Госуслуги", паспорта на местах все равно оформляют и выдают люди. Если предположить, что из 120 тысяч жителей Кстовского округа паспорта придется менять хотя бы 30-ти, "Госуслуги" все равно всех их выстроят в очередь. И если у кстовчан на этот период будет намечено оформление важной сделки или важная командировка, или путешествие – нужно быть готовыми к тому, чтобы поменять планы. А также к расходам на изготовление фотографий на документы, госпошлины, поездки в паспортный стол, отложенные дела.
Экономика рулит
Жителями кстовских сел, ближайших к Нижнему Новгороду, высказываются опасения и в связи с тем, как в принципе возрастут их затраты в связи с возможной потерей статуса сельских жителей. При присоединении к городу Новинок все сельские льготы вроде как сохранили. Но их присоединяли именно как сельсовет, ставший теперь территориальным отделом Приокского района. В каком статусе будут находиться кстовские территории в случае присоединения к Нижнему Новгороду, пока не ясно.
Сегодня у них немало льгот от государства. Напомним их.
По программе "Комплексное развитие сельских территорий" от государства можно получить до 70% от стоимости дома. Под действие программы подпадают те, кто работают или ведет бизнес в сферах лесного хозяйства, агропромышленности и ветеринарии, образования, культуры, соцзащиты, спорта или медицины. Программа распространяется и на тех, кто недавно переехал в сельскую местность и живет в арендованной квартире или у родственников.
Сельская ипотека - по условиям этой программы, граждане могут взять ипотеку под низкий процент — от 0,1% (на приграничных территориях) до 3% — при первоначальном взносе от 20%. Деньги можно потратить на покупку или строительство дома в сельской местности. А еще сельские жители могут получить кредит по ставке до 5% на: газификацию дома; проведение электричества, водоснабжения и отопления; ремонт кровли и инженерных систем.
Медицинские работники при переезде в сельскую местность могут рассчитывать на единовременную выплату, в зависимости от субъекта РФ. Педагоги при переезде в сельскую местность могут получить миллион рублей.
Граждане, которые отработали 30 и более лет в сельской местности, могут получить надбавку 25% от фиксированной выплаты к страховой пенсии. Для этого нужно иметь стаж по одной из специальностей, перечисленных в Постановлении №1440. Например, там указаны агрономы, трактористы и ветврачи. С 2022 года при переезде из деревни в город выплата сохраняется, но только если у пенсионера нет оплачиваемой работы.
Педагогам в сельской местности ежемесячно компенсируют расходы на коммунальные услуги в размере 1200 рублей. Медицинские работники и фармацевты, которые работают в федеральных государственных учреждениях, также могут рассчитывать на компенсацию.
На женщин в сельской местности также распространяются льготы. Сотрудницы могут работать 36 часов вместо 40, при этом работодатель не вправе уменьшить зарплату. Если же женщина работает по восемь часов в день, то компания должна платить сверхурочные.
Селяне пока не понимают, каким образом городская прописка компенсирует им перечисленные выгоды. Хотя на развитие агломераций федеральный центр направляет дополнительные средства, в том числе - на создание комплексной социальной, коммунальной и дорожно-транспортной инфраструктуры. И можно рассчитывать, что дороги в сельских территориях станут лучше, школ построят больше. Но что именно "перепадет" тем, кто получит городскую прописку? На фоне того, что из их личного кошелька убудет. Пока это предположения. Как будет в итоге и будет ли не известно. Но дыма без огня не бывает.
Предприниматель Ирина Матюшина: "Я думаю, объединение части кстовского района и Нижнего Новгорода невозможно. По крайне мере, невозможно в ближайшее время. Это вопрос статуса сельских жителей, который дает ощутимые преференции – сельскую ипотеку по сниженной ставке, дешевую страховку на автомобиль (она с условных 20 тысяч "скакнет" до 60-ти) и так далее. Кстати, с присоединением сельских территорий Нижний Новгород перестанет быть городом, в котором все школы "в шаговой доступности": сегодня в селах кстовского округа не хватает не то что школ – даже школьных автобусов. А про уборку снега подумали? Не сойдет ли с ума нижегородская мэрия от жалоб из кстовских деревень? Там зимой ад! Областной центр уже зимой захлебывается в недовольстве жителей, а что будет, когда Запрудное станет Нижним Новгородом? Поэтому для меня лично такая реформа звучит фантастично и апокалиптично".
Управленческий вопрос
А решением всех этих проблем новоиспеченных горожан с пропиской в Нижнем заниматься будут уже не привычные им территориальные отделы, и не депутаты кстовского Совета депутатов. А только лишь глава нового городского района и три-четыре депутата (сколько их оставят в итоге, мы пока можем лишь предполагать) Гордумы областного центра. Напомним, в Думе Нижнего Новгорода сейчас 35 депутатов, в Совете депутатов Кстовского округа – 33 (!).
Олег Захаров: "На моей памяти было очень много разных территориально-реформаторских инициатив: от нормальных до самых бредовых. Район в свое время несколько раз превращали в городской округ. Ликвидировали администрацию города и населению обещали: когда станет единый округ, вы тут все заживете как сыр в масле! Но после ликвидации администрации города стало намного хуже. Я сам был депутатом кстовского Совета и прекрасно помню, что делала прежняя городская администрация и вижу, что делает нынешняя окружная. Сегодня не делается и половины из того, что успевали отработать при прежнем формате".
Население уже не один раз обжигалось на этих преобразованиях и, честно говоря, я не вижу смысла затевать очередную реформу. Она слишком преждевременна. Я понимаю желание сохранить за вымирающим Нижним статус города-миллионника, но кроме этого я не вижу никаких плюсов.
Когда-то в Кстовском районе было 13 сельсоветов. Их упразднили, учредили территориальные отделы. Сейчас в этих отделах работают два-три человека, у которых на самом деле нет ни своих бюджетов, ни полномочий. Они даже не в состоянии лампочку в фонаре заменить. Жалобы они передают в администрацию округа, там их "сбрасывают" в местный отдел по благоустройству, который одновременно отвечает практически за все – и в нем все тонет. Месяцы, бывает, проходят, пока заменят лампочку.
Наши жители уже ощутили коллапс муниципальной власти, когда ликвидировали сельсоветы хоть с какими-то копейками. Кстовские депутаты неоднократно выходили с инициативой: давайте вернемся к тому, чтобы хоть какие-то сметы были у теротделов! Но их годами не слышат. И на этом фоне я представляю, что будет, когда мы в администрацию Нижнего Новгорода вольемся.
Сейчас хотя бы шевелятся местные депутаты. Именно они исполняют роль тех сельских администраций, которые были раньше. Тормошат окружного главу, тормошат отделы, департаменты. А когда их не будет, тогда вообще никакой власти не останется на муниципальной территории Кстовского района. В моих глазах это – крах. Я не представляю, как в новых условиях будут работать всего три-четыре депутата на кстовской территории, присоединенной к Нижнему – вместо 33-х!
Кроме того, встает вопрос о партийном балансе и о том, кого будут представлять эти малочисленные депутаты? Все-таки последние выборы в Совет прошли при определенном компромиссе. В дальнейшем я не вижу таких перспектив.
Политический обозреватель Андрей Вовк подчеркивал в своем телеграм-канале: "надо понимать, что в Кстове сильны коммунисты, и в новой гордуме они могут увеличить число мандатов. В то же время, там есть завод "Лукойл", у которого тоже сильное политическое представительство, но уже по линии "Единой России". Предполагать, что оставшейся 10-й части окружных депутатов позволят быть "красной", довольно наивно. Скорее всего, от нового городского района в Гордуму войдут именно представители партии власти.
Ирина Матюшина: "Да, очень важный момент – близость власти. Сейчас, какие бы ни были проблемы на селе – все знают, что местные их разрулят. Местные чиновники и депутаты все знают, к ним особенное отношение. А их сократят.
С каждой жалобой на месте надо будет "пилить" к Ивану Уланову.
Получается, что власть очень далеко, добираться до нее долго, и, думаю, будет мало эффекта. Тут до местных дойдешь, "попинаешь", что-нибудь да получится. А ведь в деревне постоянно - то света нет, то затопило, то деревья упали. Новое "городское село" будет катастрофически брошенным. Видимо, депутатов будет меньше. Наши местные депутаты - это все-таки сила. Обычно это местный житель, который ходит в администрацию и ругается там. Поэтому и к выборам депутатов на селе относятся серьезно. Они реально представляют народные интересы. Как мы знаем из нижегородского инфополя, ругающийся единоросс – это "волшебный единорог в наших пенатах", то бишь, говорят, он есть, но его никто не видел. Так что кстовчанам, скорее всего, придется отвыкать от "своей в доску" власти, как бы это ни было больно".
Эпоха презентаций
На самом деле социальные сети бросаются гораздо более резкими формулировками, чем мы привели в данном материале. Общий эмоциональный фон возникшей по теме слияния Нижнего Новгорода и Кстова риторики наводит на мысли о том, что аванс, выдаваемый власти народом в связи с ходом специальной военной операции – не вечен. Сегодня именно необходимость сплотиться перед лицом этой трагедии во многом сдерживает граждан страны, и нижегородцев в частности, от шквала негатива по отношению к чиновникам на местах. Чем те пока бесцеремонно пользуются. Но вот когда Запрудное занесет снегом по самые крыши, а техники из городского центра оно так и не дождется, когда начнут сыпаться кстовские дома, фонари на улицах, а ответ будет один – "ждите ответа" – не "прорвет" ли новых нижегородцев? Не станет ли агломерация вместо повода для гордости – поводом для маскировки сырого, "с запашком", проекта? Особенно когда СВО, наконец, подойдет к своему победному завершению.
Еще Петр Аркадьевич Столыпин в свое время сказал, что "в России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править". Нельзя упрекнуть наш регион в том, что в нем нет позитивных изменений – они есть, и масса инфраструктурных и культурных проектов уже реализованы. Но есть и те проекты, которые требуют серьезной доработки. Браться за агломерацию, не подкрутив винтики в коммунальном и дорожно-транспортном механизмах, довольно опрометчиво. Решать демографическую проблему объединением территориальных статистик – значит, лишь усугублять проблему. А оставлять в итоге реформы часть населения без льгот, не предложив ей компенсационной альтернативы – значит, обострять социальное напряжение.
Безусловно, по всей стране царит эта чиновничья лихорадка – бесконечно демонстрируй реализацию крупных проектов, тогда будешь на хорошем счету. И есть ощущение, будто в Нижегородской области решили, что "уже сделали все, что могли, следующий проект – агломерация". Уже отметились перед федералами яркими флажками - набережные, стадион, школа-800 и прочая-прочая, главное – громко презентовать.
Но хоть сто прямых эфиров минтранса проведи, отвечая на вопросы граждан – а граждане после них все равно не могут уехать в нужную точку после 21 часа и по многим направлениям не могут следовать прямыми маршрутами, прыгая с одного редкого автобуса на другой. Хоть сто Центров управления регионом организуй – а коммунальных аварий меньше не становится, как и заваленных снегом или мусором территорий.
Сегодня нижегородской власти много что есть показать туристам и официальным делегациям, кроме главной достопримечательности – довольного уровнем жизни среднестатистического нижегородца.