История КТС началась ровно 10 лет назад. На одной из оперативок в Кремле Вадим Булавинов строго спросил у директора профильного департамента Владимира Грибова, почему плохо ходит автобус № 40? Дескать, жалуются пожилые пассажиры и чуть ли не клюшками грозят в сторону администрации. Владимир Григорьевич от неожиданности заикаясь ответил: «Потому что у нас схема старая». «Ну, так обновите!», - рыкнул градоначальник. В шутку будущий документ тогда назвали «Большая езда».
За минувшее десятилетие новаторством в пассажирских перевозках успели позаниматься четыре руководителя дептранса, каждый раз меняя концепцию до неузнаваемости. В итоге реформа нижегородского транспорта рискует стать самой дорогой за всю историю города: 60 миллионов рублей из муниципального бюджета, сотни тысяч возмущенных горожан, десятки отмененных маршрутов и килочасы ожидания на остановках.
Несмотря на то, что отцов у КТС несколько, «матерью» проекта по модернизации маршрутной сети является бессменный председатель думской комиссии по транспорту и связи Алексей Гойхман. Из раза в раз он обещает пассажирам удобный внутригородской трансфер и поддержку муниципальным автобусам, трамваям и троллейбусам.
Алексей Гойхман, депутат Думы Нижнего Новгорода:
- Комплексная транспортная схема – это крайне важный и нужный документ. Необходимо сократить подвижной состав с 900 до 600 муниципальных автобусов. Количество частных маршруток будет сокращено с 1122 до 850. Трамваи и троллейбусы останутся в том же количестве. Если будет оптимизирована маршрутная сеть общественного транспорта и сокращен лишний подвижной состав, то уменьшаться пробки, жесткая конкуренция и гонки на дорогах.
Жители Кузнечихи и Щербинок с этим, правда, категорически не согласны. Заглянув в новую схему, они с ужасом обнаружили, что с 1 января 2017 года лишаются «базовых» маршрутов, и рассчитывать им можно будет только на троллейбус и редкие автобусы которых уже сейчас сравнивают с кишечными палочками – дескать, один-два в поле зрения.
Тяжело придется и обитателям Мончегорки, где скоро исчезнут сразу 4 сверхпопулярные маршрутки. Аборигенам микрорайона «Мещерское озеро» не повело еще больше: через два месяца у них не останется ни одного (!) прямого частного маршрута в нагорную часть. Недостроенная станция метро «Стрелка», редкие и потасканные ЛиАЗы - не в счёт. Но спорить с председателем комиссии на этот счёт бесполезно.
Наблюдатели диагностируют три стадии обострения «синдрома Гойхмана». Сначала депутат вам напомнит, что в транспорте он разбирается лучше всех – как-никак стаж работы в этой сфере у него 30 лет, затем обязательно предложит поднять проезд, так как тот безнадежно дёшев, ну и в качестве нокаута делегирует в какой-нибудь президиум своего покровителя Олега Сорокина. На этом доводы Гойхмана, как правило, заканчиваются, и начинается демонстративный показ пиджаков «Осень-Зима 2016-17», которые он наверняка не позволяет обтирать в общественном транспорте.
У оппонентов Алексея Липовича контраргументы куда более весомые. Эксперты не увидели в этой концепции ни поддержку муниципального транспорта, ни выстроенной логистики.
Олег Чалков, историк нижегородского транспорта:
- Новая КТС Нижнего Новгорода произвела на меня достаточно странное впечатление: даже если сделать поправку на то, что схема приведена в усеченном виде, она совершенно не представляется ни единой, ни «умной». Такое ощущение, что систему так называемых социальных перевозок, существующую десятилетиями, в последний момент вообще решили не трогать, хотя многое в ней спорно. Например, можно отметить наличие как автобусных маршрутов с оборотом в 3 (!) часа (№№ 40, 45, 58, 90), так и троллейбусных маршрутов, дублирующихся на всем своем протяжении автобусными (№№ 12, 31). Практически не организованы новые пересадочные узлы, равно как и обещанные локальные маршруты, служащие для подвоза к ним. А то, что перспективную КТС долго «мариновали» и потому в ней не учтены многие реалии сегодняшнего дня (в городе появились автобусы особо большой вместимости, закрыт ряд троллейбусных маршрутов, вернулся коммерческий автобусный маршрут т-171 и т. д.), попросту вызывает недоумение. Единственное, с чем нельзя не согласиться, - это, пожалуй, давно назревшая необходимость ввести подвижной состав автобуса меньшей вместимости на ряде ненапряженных городских маршрутов (№№ 25, 27, 28, 53).
Удивление экспертов вызвало и появление двух трамвайных веток – в поселок Новинки и в микрорайон Верхние Печеры. Их дефицитный бюджет города с восьмимиллиардным долгом планирует «вытянуть» аж к 2018 году. Почему ранее тот же департамент транспорта говорил о невозможности реализации подобных проектов, очевидно, является муниципальной тайной. Непонятным остается и движение общественного транспорта по реконструированному проспекту Молодежному, который сдадут уже в течение следующего года. В обозримой перспективе власти отказываются запускать там какой-либо вид пассажирского сообщения. Вероятно, 3,7 миллиарда рублей, которые будут потрачены на расширение магистрали, налогоплательщики «спонсировали» не ради своего удобства, а для двухнедельного раздолья гостей мундиаля.
Наблюдатели также обращают внимание, что ряд отмененных маршрутов на самом деле никуда не денется: изменится лишь частный предприниматель и номер маршрутного такси. Таким образом, например, будет заменен предприниматель, обслуживающий около 20 лет направление «Автозавод – поселок Гавриловка».
Николай Киселев, эксперт движения «Нижегородцы – за общественный транспорт»:
- Со стороны это напоминает передел транспортной сферы, так как я не вижу реализации заявленных задач. Никакого обещанного развития муниципального транспорта нет. Наоборот, ликвидируют троллейбусный маршрут №8, скорее всего, то же самое ждёт и трамвайный маршрут №11, а на других трамвайных и троллейбусных маршрутах, за редким исключением, сокращается подвижной состав.
Администрация Нижнего Новгорода представить новую транспортную схему на общественные слушания не торопится. Сегодня, 5 октября, чиновники приняли решение перенести публичные мероприятия на ноябрь. Среди причин – крайнее негативная реакция населения на заявленные перемены.
Мало в огонь невольно подлил и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, чьё письмо имеется в распоряжении редакции «Нижний сейчас». В 2012 году питерское правительство заключило с компанией «Строй Инвест Проект» договор, согласно которому фирма обязалась разработать Северной столице комплексную транспортную схему. Проект был выполнен, но не принят. Чиновники обвинили подрядчика в непрофессионализме, несвязанной компиляции документов и расторгли контракт.
«Строй Инвест Проект», благо хорошо разбирается в транспортной логистике, не растерялся и переехал со своими чертежами в Нижний Новгород. Наверное, по следам Валерия Павлиновича, дарить нам «маленький Питер».
Городская администрация настолько впечатлилась работой компании-изгоя, что вчера, 4 октября, решила поднять стоимость проезда. Об этом лично заявил директор городского департамента транспорта и связи Александр Таланин, анонсировав новую тарификацию в начале 2017 года. За всё «хорошее», как говорится, надо платить.