Близится 12 апреля — празднование Международного дня осознанных сновидений. В 1975 году впервые в лаборатории Университета Халла (Англия) был экспериментально подтвержден феномен осознанного сновидения, когда человек как бы спит, но может управлять своим сном и менять его.
Нет, мы не забыли про День космонавтики и собираемся гордо поднять стакан за наше "Поехали!", а тема снов, грез и корректировки сновидений именно в этом контексте. Про космос, нижегородский космодром и мечты политиков, такие разные. В общем, читайте.
Тот неловкий момент
Бывает, что сваливается на человека счастье, но не то, которое нужно, а которое совсем не нужно. Вот, скажем, звонят ему и говорят: завтра вы будете петь в "Ла Скала", оденьтесь поприличнее. А вы водитель маршрутки, которому после первой попытки запеть в рейсе начальство впаяло выговор, ибо все пассажиры срочно покинули салон. Вы понимаете, что будете смешны. И самое главное – вы не понимаете, зачем вам это "счастье".
Когда заголовки в новостных агрегаторах запестрели сенсацией "Первый частный космодром в России будет построен в Нижегородской области" неравнодушные нижегородцы стыдливо поеживались от внезапного лоббизма новой региональной власти и свалившегося счастья: "Ребят, а почему мы? Нам бы дороги, а? Нам, конечно, светит незнакомая звезда, но у нас здесь туманы и дожди, и рассветы холодноваты без отопления". Но не дает ответа Русь правительство РФ: дороги, новые трубы коммунальных систем, современные больницы, экология – прозаично, мол, все это; надо, чтоб душа полета просила.
Но полета просила не та абстрактная субстанция, называемая душой, а самая материальная, выражаемая дензнаками.
Монополия — это приятно...
В истории Земли всего 8 раз за 20 лет попыток слетали в космос земляне-туристы (7 человек, один из них дважды). Они улетали на МКС вместе с астронавтами NASA и проводили на орбите космической станции от 8 до 12 дней. Последний полет с участием туриста – основателя и руководителя цирка du Soleil Ги Лалиберте – был осуществлен в 2009 году. Билеты на орбиту обходились пионерам космического туризма от 20 до 35 млн долларов. Причем летали они все на российских "Союзах", это было намного дешевле, чем на американских Space Shuttle. А потом все как-то закончилось. Причина в том, что в 2011 году NASA решила вывести из эксплуатации "Шаттлы", которые несколькими катастрофами поставили под угрозу и космическую программу и репутацию NASA. Американские астронавты пересели на российские "Союзы", и эти корабли стали единственным средством доставки на орбиту. Тут-то "Роскосмосу" карта и поперла. На каждом астронавте корпорация зарабатывала 70-80 млн долларов. Но вот туристы – прекратились: в "Союзах" им просто не было места. Важно отметить, что все, чем пользуется на данном этапе Россия и "Роскосмос" — это наследие космического лидерства СССР. "Союзы" спроектированы еще в 1960-х. Долго на этом не продержаться. Но пока было горячо, ковали доходы от услуги предоставления кораблей и ресурсов.
...но недолго
Но тут Илон Маск объявил, что начинает строить космодром SpaceX (на котором кроме прочего решил продолжать и дело турбизнеса). И этот улыбчивый парень разжег в сердцах российских руководителей космической отрасли чувство глубокой и горькой обиды. В ход были пущены плоские шутки и Дмитрий Рогозин, но это не помогло: факт наличия у Маска самой мощной в мире ракеты-носителя Falcon Heavy, способной доставить на орбиту до 64 тонн груза, остается фактом.
Нет, ну что это за мальчишество: в качестве груза на МКС отправить свою Tesla Roadster красного цвета под трек с Life on Mars Дэвида Боуи?! А ведь это должны быть мы — и чтоб по-государственному, патриотично: с георгиевской ленточкой, иконой Казанской и танком Т-34!
А теперь он и вовсе готовит к запуску туристов не просто на орбиту, а к полету вокруг Луны в 2023 году. Строящаяся ракета Starship будет самой большой в истории человечества. Даже Маску это одному не под силу. Авансировал проект первый турист к Луне – японский миллиардер, коллекционер искусства Юсаку Маэдзава, который еще и намерен пригласить в полет человек 6-8 представителей искусства, которые прямо в полете создадут произведения этого самого искусства. Посмотрим, посмотрим… Кстати, стоить билетик на облет вокруг Луны будет уже, по некоторым оценкам, в пределах 120-150 млн долларов.
А в то время, когда нижегородцы будут праздновать 800-летие города и радоваться новым качелям в парке "Швейцария", Илон Маск отправит в первый полет на расстояние в 2-3 раза дальше МКС четырех туристов в капсуле Crew Dragons (конце 2021- начале 2022 гг., но, вероятно сроки сдвинутся из-за пандемии). Чудак и мечтатель, что и говорить. Грамотные, трезвомыслящие люди, например, идут на выборы со "Стратегией-2035", в которой ничего конкретного нет (зачем обещать несбыточное) и уж точно никаких космодромов.
Появились они недавно — и, вероятно, не только Маск сподвиг. Параллельно готовятся стать земными туроператорами компании Virgin Galactic, в том числе в сотрудничестве с Boeing, а также компания Blue Origin, основанная в 2000 году владельцем Amazon Джеффом Безосом. Но если Boeing намерен, как и ранее, выводить на орбиту двухступенчатые ракеты, и турист будет проводить там, как и первая "великолепная семерка", от недели до месяца и платить те же 30-40 млн долларов, то вот Virgin Galactic и компания Безоса ограничатся лайтовым вариантом: "взлетел, повисел, опустился" – 10-15 минут, из них 5 минут в невесомости, и вниз, на Землю-матушку. Virgin Galactic на суборбитальном ракетном самолете SpaceShipTwo. Blue Origin на одноступенчатых ракетах New Shepard. Причем эти варианты суборбитальных ракет и самолетов многоразовые в отличие от одноразовой ракеты Atlas 5 у Boeing. Понятно, что разница в стоимости запусков колоссальная. Уже не десятки миллионов, а какие-то 250 тысяч долларов.
Мы пойдем тем же путем!
И вот вариант Blue Origin с одноступенчатой ракетой, видимо, показался, тоже коммерчески привлекательным. Разве мало в России людей, готовых за 20 млн рублей подняться один раз в жизни на высоту 100 км, романтично заселфиться над нашей прекрасной голубой планетой и через 10 минут приземлиться?! Ну, хорошо, мало. Даже несмотря на гарантированные сотни тыщ лайков. Поэтому глава компании "КосмоКурс", намеренной построить в Нижегородской области первый в России частный космодром, Павел Пушкин и сказал в июне 2019-го, что основными клиентами космодрома в Нижегородской области станут иностранцы. По его мнению, 250 тысяч долларов на 15-минутный взгляд с высоты орбиты смогут потратить лишь около 10% россиян. Кстати, весьма спорный процент.
Почему иностранцам должно захотеться летать в России, а не в SpaceX Маска, или в Virgin Galactic, или в Blue Origin, или в других, кто еще появится или кто пока не развил туризм – не очень понятно. Конечно, поток иностранных гостей – это хорошо, это прибыль, но стоит учесть, что уже сейчас, после "дерзких выходок" Маска, Россия может потерять монополию и ищет возможности удешевлять запуски. Вряд ли и Маск и другие иностранные частные космодромы будут терпеливо ждать и зафиксируют цену, дабы не мешать России. По крайней мере, сейчас тем же "КосмоКурсом" называется цена в 250 тысяч долларов. Как у Blue Origin. При одинаковой цене встанет вопрос о том, какая будет у россиян (а точнее нижегородцев) инфраструктура и сервис.
СМИ приводят данные аналитиков аэрокосмической компании Teal Marco Caceres, что каждый запуск New Shepard будет обходиться для Blue Origin в 10 млн долларов и даже при цене билета в 300 тысяч долларов проект будет убыточным, по крайней мере, на первом этапе. Пока что для поддержания проекта глава Amazon ежегодно в течение 9 лет продает акции компании на 1 млрд долларов в год (8 февраля 2020 продал на 4 млрд). В России экономическая ситуация посложнее, чем в США. Такой же ли уровень у инвестора нижегородского космодрома, как у главы Amazon, чтобы поддерживать проект по 1 млрд в год в течение 9 лет? А если же космодром по-нижегородски будет поскромней и подешевле, то почему иностранцам захочется платить те же 250 тысяч долларов за более дешевый вариант? И будет ли гарантирована безопасность?
"Два мира, два Шапиро"
Все эти чудаки-мечтатели: и Маск, и Бэзос, пообещавший в детстве учительнице, что покатает ее в парке аттракционов на Луне; и основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон, совершивший кругосветное путешествие на воздушном шаре, - это люди, которые не встроены в государственно-бюрократические интересы, они сами хозяева своей судьбы и своих целей. Их беспокоят глобальные проблемы человечества, парниковый эффект на планете, загрязнение Земли нефтяными отходами. Такие бесшабашные идеи как полеты к звездам должны воплощать не просто сумасшедше богатые, но и просто сумасшедшие люди. Или энтузиасты, как это было в СССР. У них получится, может не так быстро (у Blue Origin, например, символ – черепаха). Потому что они верят, что человечество заслуживает лучшего.
А когда в системе управления на принципе государственно-бюрократической воли создаются одной рукой полигоны для свалки и гниения мусора ради наживы кучки лиц, а отстаивающих права на здоровую жизнь людей избивают, когда продается на вырубку тайга, или покупаются разрешения на эксплуатацию опасных для людей объектов, когда вливается в кровь и мозг вражда с миром и друг с другом; а другой рукой заключаются договоры на светлые мечты вроде космопортов, - в такой системе координат это неразрешимое цивилизационное противоречие между разрушительным и созидательным началом, между принципом "для развития человека" и принципом "для сохранения системы". Неустранимое. Единственный вариант – поддерживать в качестве Нью-Васюков Остапа Бендера или как предвыборные обещания в веселом фильме "День выборов - 2"
― Ребят, ну не могу я быть губернатором!
― Че ты так переживаешь? У тебя впереди 5 лет. Построишь космодром, подаришь каждой семье по "Мерседесу"… Ну, выполнишь все, что обещал, ― и свободен.
― Каждой? А где я деньги возьму?
― Квартиру продашь, машину… Потом придумаешь что-нибудь.
Тем более, что эфемерность актуализируется обстановкой. Пандемия остановится нескоро, и удар экономического кризиса тоже явно сократит планы, а где-то и закроет грандиозные проекты. Но пока еще речь о космодроме ведется. Напомним, стоимость проекта названа в 2,6 млрд рублей. По планам, ежегодно из Ардатова (или другого места в области) ракеты уносили бы прыжком на орбиту и обратно до 700 космических туристов. В экипаж аппарата войдут шестеро туристов и инструктор. Для заправки ракеты (горючее – спирт) предполагается построить спиртзавод.
Вторжение в Ардатов
Нижегородскому губернатору Глебу Никитину не надо продавать ни машину, ни квартиру… деньги на космодром как бы частные. В конце февраля 2019 года было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Нижегородской области, Корпорацией развития региона и компанией "КосмоКурс" – российской компанией, основанной в 2014 году в рамках фонда "Сколково". Но, если есть соглашение, то и бюджетные затраты видимо не исключаются. Инфраструктуру (дороги, энергоресурсы и так далее) сделай, транспорт пусти, жителей рассели и тому подобное.
Регионы России согласно тенденции последнего десятилетия стали территорией той или иной госкорпорации. Нижегородская область пока "отошла" к Ростеху. Казалось бы, хорошо, что не "Роскосмосу". Хотя именно недавний гендиректор "Роскосмоса" Игорь Комаров теперь новый полпред в Приволжском федеральном округе. Так что не отвертеться. "Роскосмос" не мог таки обойти этот регион стороной – причиной тому, возможно, исторические предпосылки: оборонно-промышленный потенциал закрытого города Горького в свое время активно работал и на космическую отрасль. Здесь традиционно особое отношение к теме космоса – научно-техническая интеллигенция, активный Совет ветеранов Байконура из тех самых невыездных до конца жизни инженеров, телеметристов, ракетчиков, работавших с Королевым и запускавших первые спутники и Юрия Гагарина, люди-легенды. И один из лучших в стране планетариев – не только развлекательный, но и научный и просветительский объект. Научно-техническая, промышленная, социальная и идеологическая база хорошие. Всем этим можно облечь проект. Но вот экономическая и социальная его сущность вызывает вопросы. Насколько он нужен региону и насколько своевременен? Отчасти мы уже коснулись этого в предыдущих главах. Во-первых, регион мягко говоря нуждается в модернизации первоочередных систем жизнеобеспечения, срочном решении природоохранных задач и вопросов сбережения населения. Во-вторых, с точки зрения гуманитарной, полеты к звездам – чуждая вещь в модели государства, у которого еще не все справедливо по отношению к собственному народу. В-третьих, пока неясно, почему же он будет интересен иностранцам при той же цене, а если не будет, кому тогда будет нужен?
Теперь в-четвертых. На сегодня рассматриваются 14 участков под космодром. Последний прозвучавший вариант – территория Ардатовского района. Тут мы не можем не упомянуть, на каком сложном геологическом пласте находится все Волго-Окское междуречье, юг и юго-запад Нижегородской области. По причине карстовой опасности, помнится, ведущие ученые хватались за голову от проекта строительства АЭС в Навашинском районе. Во многих районах происходили масштабные карстовые провалы. И в Навашино (глубина 15 м), и в Шатках (гигантская яма глубиной 50 м и диаметром 32, образовавшаяся 24 июля 2018 года), и в Сергаче много лет назад, и в Бутурлино в 2013 году (там даже ввели режим ЧС: в образовавшийся провал глубиной 15 м и диаметром 90 м сползли нежилой дом, дача и закрытый зерновой склад). И вот совсем свежий пример: провал в Гагинском районе 24 марта, а следом второй, 6 апреля.
Даже запуск "слабенькой" ракеты может вызывать непредсказуемые подвижки грунта.
Война миров
И в-пятых. Стоимость проекта, напомним, 2,6 млрд рублей. Это на ноябрь 2019 года. Строительство предполагалось уже в 2022 году. Предполагалось. Но тут на планете Земля началась война армии вирусов, которых здесь 10 в 39 степени, больше, чем звезд во Вселенной, против жалких 7 млрд homo sapiens. Хорошо было бы улететь от них на время в космос, но такая возможность теперь только отодвигается. Планы явно будут скорректированы.
Нижегородский космодром, а вместе с ним и 4 млрд рублей на реконструкцию парка "Швейцария", и увы, возможно, реставрация кремля с Ледовым дворцом на Стрелке и другие планы переносятся в ящик к коту Шредингера: они как бы есть, но их как бы нет.
Надо же, подумает бессердечный читатель, сама природа устроила так, что чиновники не смогут ничего накуролесить ни с "Швейцарией", ни с космодромом, ни с Стрелкой.
Этому не патриоту своей родины мы ответим, что если и так, у нас еще останутся "агломерации", "урба институты", "православные кластеры", "АНОшки" с хитрым финансированием и другие полезные вещи. И с этим губернатору Глебу Никитину под крылом "Ростеха" никто не противостоит.
Постойте, скажет злобный читателишка, вот был губернатор Валерий Шанцев, где он неизвестно, но метромост стоит, Борский мост стоит и Южный обход существует, десятки ФОКов работают. Нравился он вам или нет, но все эти проекты он закреплял, легитимизировал за собой. На стройку Борского моста чуть не каждый день ездил. А что повесит себе на грудь Глеб Никитин? Есть, у него знаете ли, раздвоенность какая-то: то где-то в районе забор роняет и гневается, то о космодромах рассуждает. И то, и другое полярности - ну, не уровень это губернатора!
Да время сейчас такое! – возразим мы. Если ты, вредный читатель, заметил, сверху вдруг на губернаторов просыпалась манна небесная в виде то ли федерализации, то ли регионализации. Несколько даже не вынесли этого счастья и уволились. А наш пока держится. И правильно делает, кредит доверия еще пока есть.
— А разве он не для того глава субъекта Федерации и почти молодой технократ? Взял бы написал на одном листочке: Вот так-то и так-то, за свой выборный срок условно сделаю: 5 новых больниц, 10 школ, 20 детсадов, 5 парков, 50 домов муниципального жилья, 300 км дорог, 3 роддома, 7 мостов…. сфоткал и в Инстаграм выложил. Вот я это сделаю, а там уж как хотите.
— Эк, у тебя, читатель, все просто! Тебе бы "Стратегию" писать.
— А в той вашей "Стратегии-2035" нет никакого космодрома и даже метро нет. Есть развитие метро, а не строительство новых станций: развитие – это лампочки менять и стены подкрашивать. А все почему? Потому что впереди всегда – дымовая завеса, а реальность бедненькая.
— Эх, нет в тебе полета, злой читатель. А мы верим. И многие верят. И работают, между прочим.
Строить Пушкин будет
Генеральный директор компании "КосмоКурс" Павел Пушкин:
— На данный момент мы формируем уточненные материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с рекомендациями правительства Нижегородской области. Как и говорилось ранее, есть приоритетный участок и альтернативные варианты. Основная сложность в том, что космодром — это уникальный объект. Обычно в космической отрасли на космодром сразу выделяется огромная территория. В Нижегородской области и особенно на приоритетном участке такой подход не годится. И мы должны очень внимательно разделить космодром на различные зоны использования.
Начало строительства, да, сдвигается на неопределенный срок. Точно о сроках можно будет сказать после согласования территории космодрома и последующей экспертизы всего проекта в Роскосмосе. Но у нас по объектам космодрома были серьезные резервы в части сроков.
Стоимость пока не увеличивается. Все затраты на создание космодрома должны уложиться в 2,4 млрд рублей.
В чем преимущество перед конкурентами? Если говорить про проект в целом, то наше основное преимущество перед предложениями Virgin Galactic и Blue Origin в большей высоте полета и большем времени в невесомости. При этом стоимость билета у нас будет не дороже, чем у конкурентов. Но это общее свойство проекта и к космодрому не имеет никакого отношения. Космодром в Нижегородской области больше интересен нам, так как его место расположения позволяет улучшить экономику проекта и сосредоточить основные работы по проекту в одном месте – на космодроме.
Основная выгода Нижегородской области в ее потенциальном экономическом росте. Мы в проекте предусматриваем привлечение областной промышленности к созданию космодрома. На самом космодроме к этапу его полного ввода в строй будет создано более 400 рабочих мест с хорошим уровнем заработной платы. Дополнительно мы планируем активно привлекать туристов на космодром, которые захотят посмотреть на запуски ракет и на испытания двигателей. И если для всей Нижегородской области данные объемы могут показаться не самыми большими, то для района размещения экономический эффект будет очень сильно ощутим.
Правительство в ответе
Ответы, подготовленные пресс-службой губернатора и правительства Нижегородской области (со ссылкой на источники: министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области и Корпорацию развития Нижегородской области):
— Будет ли проект пересмотрен? Или финансирование продолжится в том же необходимом объеме?
Инвестор не планирует отказываться от реализации проекта. Проект полностью финансируется за счет средств инвестора.
— Сдвигаются ли строки определения земельного участка? Сдвигаются ли сроки определения начала строительства?
На рассмотрение компании предоставлены несколько вариантов инвестиционных площадок, отвечающих требованиям инвестора. В настоящее время проект строительства объекта находится на согласовании в Госкорпорации "Роскосмос". Окончательного решения по месту размещения комплекса пока не принято. Конкретные сроки с учетом текущей ситуации будут уточняться.
— Какой реальной цели хотело бы добиться региональное правительство этим проектом? Какова выгода для региона?
Первый частный космодром в России — это увеличение туристической привлекательности Нижегородской области: проект предполагает как суборбитальный туризм, так и посещение объектов космодрома. Помимо этого, каждый инвестиционный проект дает региону новые рабочие места и дополнительные поступления в бюджет в виде налоговых отчислений.
Вопросы будут самые земные
Валентина Бузмакова, политический обозреватель:
— Все глобальные проекты уже закрыты. Нечего о них вспоминать, потому что после карантина они не будут иметь никакого смысла, каждый будет выживать как может.
Вся эта история очень странная, я никогда в нее не верила с самого начала. Самое главное уметь подать материал. Кто-то где-то сумел подать. Если губернатор говорит серьезно, инвестор говорит серьезно, значит какие-то деньги уже задействованы, не только мечты. Вообще, это конечно, ужасно смешно. Какой космос, о чем говорить? Надо будет народ спасать, а после всех кризисов экономику восстанавливать. У нас целые прослойки людей остались без денег, работали от заработка до заработка. Не в России что ли живем? Сегодня говорить об этом странно.
"...Давно нас ожидают
Далекие планеты,
Холодные планеты,
Безмолвные поля.
Но ни одна планета
Не ждет нас так,
как эта,
Планета дорогая
По имени Земля"
(Владимир Войнович).
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, и пусть.
Благодарим пресс-службу губернатора и правительства Нижегородской области, а также генерального директора "КосмоКурс" Павла Пушкина за оперативно предоставленные комментарии.
Основное фото: КосмоКурс