Первый арбитражный апелляционный суд в июле 2024 года вынес новое определение по делу о взыскании долга за непостроенный океанариум в городе Бор Нижегородской области и связанной с этим выплатой из бюджета региона 47 млн рублей, чтобы не лишиться здания на площади Свободы в Нижнем Новгороде, которое было в залоге.
В 2010-2011 годах регион и ОАО "Федеральный центр проектного финансирования" (ФЦПФ, сейчас АО "ВЭБ Инфраструктура") создали для строительства океанариума хозяйственное партнерство "Нижегородская корпорация развития". Но проект так и не реализовали.
Согласно материалам дела, в 2022 году партнерство признали банкротом по иску проектировщика – ООО "Энки" из-за долга в 28,36 млн рублей.
В мае 2023 года конкурсный управляющий и кредитор подали заявление о привлечении к субсидиарной ответственности минимущества, АО "ВЭБ Инфраструктура", Алексея Валетова и Игоря Андреева. В январе 2024 года суд постановил привлечь к субсидиарной ответственности только министерство, взыскав с него 28,36 млн рублей.
Министерство с этим не согласилось и подало апелляцию. Апелляцию подало и "ВЭБ Инфраструктура", полагая, что имеет право на предъявление своих требований к другому участнику партнерства (региону). ООО "Энки" в своей жалобе настаивало на привлечении к субсидиарной ответственности структуры ВЭБ.
В определении, занимающем 44 страницы, суд указал, что с июля 2015 по июль 2021 года руководил партнерством Алексей Валетов, а Игорь Андреев был финансовым директором. Участниками партнерства с июля 2015 по настоящее время выступает минимущества (75,39%) и Валетов (0,25%). ОАО "ФЦПФ" (АО "ВЭБ Инфраструктура") с долей участия 24,11% было участником партнерства с июля 2015 по ноябрь 2017 года. В тот же период участником был и Игорь Андреев (0,25%)
"ВЭБ Инфраструктура" во исполнение условий договора в апреле 2016 года перечислило партнерству 11,64 млн рублей как часть займа на реализацию проекта. В январе 2018 года кредитор направил требование о досрочном возврате займа – до 21 февраля.
Апелляционный суд пришел к выводу, что у должника с этой даты возникло объективное банкротство, так как он лишился единственного источника финансирования. Соответственно, обязанность обратиться с заявлением о банкротстве у Валетова возникла не позднее 21 марта 2018 года, а у участников должника обязанность инициировать внеочередное собрание для обращении в суд – не позднее 4 апреля.
Контролирующими должника лицами были министерство и "ВЭБ Инфраструктура". При этом суд отклоняет доводы структуры ВЭБ о том, что они не могли блокировать утверждение проектной документации, так как имели лишь 24,11% доли участия.
Суд поясняет, что, по уставу партнерства, проектно-сметная документация утверждается единогласным решением общего собрания участников. Соответственно, любой участник, проголосовавший против или воздержавшийся, фактически блокирует ее утверждение.
Вопрос об утверждении первого этапа ПСД рассматривали на заочном внеочередном собрании 22 декабря 2016 года. Тогда Валетов и представитель минимущества проголосовали за, представитель "ВЭБ Инфраструктуры" – против, Андреев воздержался. При этом какие-либо пояснения представители "ВЭБ Инфраструктуры" не предоставили.
2 марта 2017 года прошло еще одно заочное внеочередное собрание. В нем приняли участие только минимущества и Валетов. Остальные бюллетени не представили, то есть воздержались. Из-за отсутствия кворума руководитель партнерства пришел к выводу, что решение по утверждению ПСД не принято.
Письмом от 26 апреля 2017 года структура ВЭБ сообщила министерству, что проект не соответствует основным направлениям инвестирования, утвержденным новой стратегией Внешэкономбанка, в связи с чем предложила рассмотреть возможность прекращения своего участия, стоимость которого составляет 16,5 млн рублей.
22 мая того же года "ВЭБ Инфраструктура" сообщила министерству и руководителю партнерства о том, что провела анализ экономической эффективности и нашла препятствия к дальнейшему участию в проекте. Так, проект предусматривает строительство комплекса площадью более 35 тысяч кв.м. и суточной пропускной способностью шесть тысяч человек. Такие параметры сопоставимы, например, с "Москвариумом", при этом анализ емкости региона почти втрое ниже по сравнению с исходными данными, предоставленными инициатором проекта.
Также "ВЭБ Инфраструктура" пришла к выводу, что средний чек единоразового посещения вдвое ниже заявленного инициаторами. Для безубыточности проекта требуется не менее 1,1 млрд рублей бюджетных расходов в год, что сильно увеличивает нагрузку на регион. Кроме того, земельный участок находится в зоне градостроительных ограничений, в том числе в зоне затопления. В связи с этим структура ВЭБ сочла проект экономически нецелесообразным.
26 мая губернатор (Валерий Шанцев, - прим. ИА "Нижний сейчас") предложил ВЭБ для завершения подготовительных мероприятий рассмотреть продление срока действия соглашения об управлении ХП "НКР" на год. В ответ ВЭБ предложил варианты реструктуризации: внесение изменений в документы территориального планирования; предоставление приемлемого для ВЭБ обеспечения; снижение объема финансирования проектно-технических работ до 60 млн рублей. Кроме того, в письме ВЭБ было указано, что проект не относится к приоритетным направлениям инвестиционной деятельности.
Исходя из этого, суд приходит к выводу, что бывшее ОАО "ФЦПФ" голосовало против утверждения ПСД на одном заседании и не явилось на второе из-за утраты интереса к проекту. При этом такой отказ не может быть признан добросовестным.
На реализацию проекта средства как федерального, так и регионального бюджета не закладывали, главным источником были средства "ФЦПФ", выделяемые по договору целевого займа от 18 декабря 2015 года. План закупок предусматривал поэтапное финансирование на разработку ПСД с января по декабрь 2016 года на общую сумму 163,46 млн рублей.
4 апреля 2016 года ФЦПФ перечислило партнерству 11,64 млн. А 7 ноября 2017 года (когда уже было известно, что ПСД не согласовали), уведомило о приостановлении выдачи займа, так как партнерство не выбрало деньги в 2016 году, из-за чего кредитор не получил причитающиеся проценты. Спустя восемь дней ФЦПФ направил заявление об отказе от участия в партнерстве.
Апелляционный суд пришел к выводу, что именно действия ФЦПФ ("ВЭБ Инфраструктура") привело к невозможности реализации проекта, получения очередного транша займа и последующему направлению требования от 15 января 2018 года о досрочном возврате займа. Из-за последнего требования, напомним, должник утратил возможность исполнять обязательства перед кредиторами, что в итоге и привело к банкротству партнерства.
При этом минимущества, считает суд, со своей стороны сделало все для дальнейшей реализации проекта.
Отдельно суд отметил про залоговое имущество – здание на площади Свободы в Нижнем Новгороде, которое решением арбитражного суда Владимирской области от 21 сентября 2019 года должно было отойти "ВЭБ Инфраструктуре" из-за неисполнения партнерством обязательств по договору займа. Как мы писали выше, чтобы этого избежать, правительство Нижегородской области в 2023 году выплатило структуре ВЭБ почти 47 млн рублей.
"Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что выгодоприобретателем в сложившейся ситуации остался лишь АО "ВЭБ Инфраструктура", который, предоставил первоначальный транш по займу в сумме 11 644 830 руб., однако, впоследствии именно его недобросовестные действия привели к невозможности перехода к следующему этапу Проекта, нарушению Партнерством обязательств по выборке заемных средств и приостановлению выдачи займа, получил право требования к должнику задолженности в размере 46 744 121 руб. 13 коп., больше половины из которой составляют проценты и неустойка", - говорится в определении суда.
Таким образом, Первый арбитражный апелляционный суд постановил отменить решение арбитражного суда Нижегородской области в части привлечения минимущества к субсидиарной ответственности на 28,36 млн рублей и привлечь к ней АО "ВЭБ Инфраструктура" на ту же сумму.
Напомним, соглашение о строительстве океанариума Валерий Шанцев и гендиректор ФЦПФ Александр Баженов подписали на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2015 году. В 2016 году градостроительный совет одобрил эскизный проект. Комплекс предусматривал океанариум, парк развлечений, дельфинарий, экспозиции "Океанариум Юрского периода" и "Джунгли-парк", оздоровительно-восстановительный центр с гостиницей на 50 номеров. В ценах тех лет объем инвестиций составлял 3,5 млрд рублей.
В 2017 году океанариум вошел в перечень объектов, по которым регион намеревался заключить концессионное соглашение. В октябре того же года, уже при губернаторе Глебе Никитине, стало известно, что инвестора так и не нашли, но от проекта не отказывались.
В дальнейшем департамент развития туризма и НХП подал заявку с океанариумом на участие в федеральной программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ”. В случае ее одобрения строительство софинансировали бы из федерального бюджета. Однако затем регион отозвал заявку, так как решил включить в нее объекты для паломническо-туристического кластера “Арзамас-Дивеево-Саров”.
При этом сам проект океанариума претерпел изменения. Он стал носить название “Волганариум” ("Волга Парк") и включать экспозицию фауны пресноводных бассейнов рек и озер России, научно-лабораторный комплекс и интерактивный музей экологии. Но и в этом виде проект не реализовали.
Теперь же участок, на котором планировали строить океанариум/"Волганариум", отдали под строительство флагманской школы. Отметим, из 3,67 млрд рублей на реализацию проекта 281 млн предусмотрено на устройство насыпи.
Фото: правительство Нижегородской области