Нижегородская мэрия утвердила концепцию духовно-нравственного воспитания до 2029 года

29 декабря 2023 в 10:51

Администрация Нижнего Новгорода распоряжением от 29 декабря 2023 года утвердила Концепцию духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования на 2024 – 2029 годы. Документ, подготовленный департаментом образования, опубликован на сайте мэрии.

Концепция получила название "Воспитание патриота и гражданина в едином образовательном пространстве города Нижнего Новгорода". Это организационная, научно-методическая и методологическая основа деятельности образовательных организаций, учреждений культуры, спорта и соцполитики.

В концепции отмечают, что социальные потребности страны, объективные сложности и трудности процесса воспитания в современных социально-экономических и политических условиях требуют эффективного управления воспитательным процессом, формированием патриота и гражданина, которое во многом зависит от понимания стратегических целей и задач воспитания подрастающего поколения.

Авторы ссылаются на несколько вышестоящих документов и рекомендаций, в том числе на "Основы патриотического воспитания граждан РФ", утвержденные экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ "Роспатриотцентр" 20 октября 2022 года. Последние включают базовые сведения о формировании традиционных ценностей, определяют целью патриотического воспитания формирование патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине, гордости за собственную страну, готовности к служению Отечеству и созидательной защите интересов РФ.

В этих рекомендациях даны определения ряда понятий. В том числе, патриотические ценности – это "понятные для отдельного человека и общества в целом установки, идеалы и нравственные ориентиры, формирующие и выражающие преданность гражданина своей стране и ее интересам".

В современных условиях развития Нижнего Новгорода авторы концепции выявили следующие проблемы воспитания. Первая – необходимость сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей. Вторая – организация конструктивного диалога между субъектами образовательного пространства. Третья – сложности в организации деятельности по недопущению распространения деструктивной идеологии. Четвертая – недостаточный уровень организации управления социальными вызовами в обществе (молодежные субкультуры, соцсети, компьютерные игры, СМИ, и др.). Четвертая – недостаточная сформированность позитивного отношения обучающихся и воспитанников к традиционным российским ценностям. Пятая – необходимость разработки новых методик и технологий в вопросах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Шестая – необходимость интеграции в образовательное пространство увеличивающегося числа мигрантов, имеющих различные культурно-исторические и национальные традиции.

В концептуальных основах воспитания гражданина и патриота отмечается, что значение воспитания на современном этапе развития общества обусловлено такими тенденциями и факторами, как: сохранение и укрепление традиционных российских ценностей, развитие постиндустриального общества, процесс глобализации, стандартизация, информатизация и цифровизация, демократизация, становление нового поколения детей – поколения "Z".

Про последнее сказано, что это первое цифровое поколение детей и молодежи, которое, по мнению ученых, прошло социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере общественной жизни, результатом чего стало формирование клиповой культуры, информационной перегрузки, стремление выполнить сразу несколько дел; при этом овладение цифровыми технологиями современная молодежь рассматривает как процесс своей успешной социализации в обществе.

Концепция предусматривает четыре направления деятельности.

Первое – это патриотическое и гражданское воспитание. Авторы концепции отмечают недостаточный уровень развития патриотизма и гражданственности у некоторой части молодежи. В рамках направления планируют привлечь внимание всех институтов воспитания, активизировать деятельность детских общественных организаций и объединений в сфере патриотизма и гражданственности.

Второе направление – организация единого образовательного пространства города. Она предполагает создание новых локаций, реализацию инновационных проектов в сфере образования, культуры, спорта и сополитики.

Третье направление – социальное партнерство. Оно предусматривает продуктивное взаимодействие всех институтов воспитания по разработке различных программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития личности и взаимоотношений между сверстниками, детьми и родителями, воспитанниками и воспитателями, учителями и обучающимися и т.д.

Четвертое направление – организация профориентационной деятельности. Оно предполагает построение профориентационных программ и маршрутов для молодежи с целью выбора будущей профессии. Эти программы должны опираться на базовые национальные ценности российского народа, семьи, опыт старшего поколения, традиции православной культуры, а также опыт и традиции других российских народов и традиционных конфессий.

Основным результатом реализации концепции должно стать создание организационных, психолого-педагогических, социальных и финансовых условий для формирования гражданина и патриота России в образовательном пространстве Нижнего Новгорода.

В том числе, предусмотрено создание профессиональных сообществ специалистов и наставников в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Также одним из результатов должно стать повышение уровня мотивации обучающихся к изучению истории Отечества, ее героических страниц, сохранению памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества, исторических святынь России; повышение интереса к русскому языку, русской и мировой литературе, музыке, искусству.

Кроме того, результатом реализации концепции должна стать институциализация сотрудничества образовательных организаций, учреждений культуры, спорта и социальной сферы с Русской православной церковью (Московский Патриархат) и другими традиционными конфессиями России.

В документе есть и целевые показатели. Так, доля образовательных организаций, принимающих участие в конкурсах гражданско-патриотического, духовно-нравственного и военно-спортивного направлений, в том числе проводимых Нижегородской епархией РПЦ, должна составить 100%.

Обучающихся, охваченных детскими общественными и творческими объединениями дополнительного образования гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания должно быть не менее 20%.

Доля обучающихся школ, принявших участие в сдаче нормативов ГТО, должна составить 60%.

Доля муниципальных образовательных организаций в сфере образования, культуры, спорта и соцполитики, педагоги которых принимают участие в конкурсах гражданско-патриотической и духовно-нравственной направлений, проводимых Нижегородской епархией, должна составить 25%.

Доля образовательных организациях всех типов, обучающиеся и воспитанники, которых принимают участие в мероприятиях гражданско-патриотической, духовно-нравственной и военно-спортивной направленности, проводимых "Центром военно-патриотического воспитания города Нижнего Новгорода", должна составить 90%.

Фото: ИА "Нижний сейчас"