Комитет Законодательного собрания Нижегородской области по транспорту и дорожному хозяйству 23 мая 2024 года рассмотрел вопрос об эффективности организации движения общественного транспорта с использованием выделенных полос в Нижнем Новгороде и перспективах увеличения их количества.
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Андрей Житников рассказал, что к предпосылкам для организации выделенных полос для общественного транспорта относятся следующие ситуации: если проезжая часть в одном направлении имеет не менее трех полос для движения; интенсивность транспортного потока данного направления (приведенная к одной полосе) составляет в пиковые периоды не менее 400 единиц в час; интенсивность движения автобусов (троллейбусов) большого класса не менее 50 единиц в час.
Концепцию организации выделенных полос основывают на программе комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ).
Концепцию разбили на этапы. Так, в рамках I этапа выделенные полосы должны организовать на участках улично-дорожной сети, где за счет изменений в дислокацию технических средств организации дорожного движения можно сделать "выделенки" без значительных ухудшений условий движения, как по основным, так и второстепенным направлениям.
В 2019 году организовали выделенную полосу на участке проспекте Гагарина от улицы Тропинина до улицы Горной (3,1 км). В 2020 году - на Московском шоссе, от Сормовского шоссе до улицы Гордеевской (1,1 км). В 2021 году полосы организовали на Окском съезде от Молитовского моста до площади Лядова (1,3 км), на улице Советской от улицы Марата до Канавинского моста (0,7 км), на проспекте Гагарина от переулка Аристова до улицы Студенческой (2,2 км). В 2022 году –от проспекта Гагарина до улицы Нартова на улице Бекетова (1,6 км), от станции метро "Автозаводская" до улицы Новикова-Прибоя на проспекте Ленина (1,2 км). В 2023 году – от улицы Лесной до проспетка Бусыгина на улице Переходникова (0,8 км).
По состоянию на начало 2024 года, общая протяженность оборудованных выделенных полос составляет 12 км. Применение новых схем организации движения на всех обустроенных участках, в соответствии с проведенной оценкой, позволило сократить время их проезда на общественном транспорте на 30-60%
В 2024 году мэрия планирует организовать полосы на проспекте Гагарина (в направлении центра города) от переулка Аристова до улицы Луганской (1,1 км).
В 2025 году администрация рассматривает возможность организации полосы на проспекте Ленина – от проспекта Кирова до станции "Автозаводская", а в 2026 году – на улице Новикова-Прибоя – от проспекта Ленина до проспекта Гагарина, включая Мызинский мост.
Житников отметил, что в 2023 году составили 61 590 протоколов за выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.
Заместитель минтранса Нижегородской области Денис Рябинин добавил, что скоро будет федеральная программа по обновлению передвижного состава на 2025-2030 годы. Одним из ее критериев является наличие выделенных полос. Он добавил, что работу необходимо ускорять, чтобы получить технику. При этом, по словам Рябинина, необязательно следовать требованию, чтобы проезжая часть имела три полосы движения. Необходимо вводить выделенную полосу там, где она нужна.
Денис Рябинин продолжил, что введение полос позволит сделать число рейсов больше на 37%. Он считает также, что сделать полосу на Новикова-Прибоя надо раньше. Житников ответил, что озвученный план – предварительный план, может, получится сделать и в 2025 году.
Председатель комитета по транспорту Владимир Солдатенков ("Единая Россия") спросил, необходимо ли разработать программу по выделенным полосам. Рябинин ответил, так точно.
Председатель комитета по градостроительному развитию Василий Суханов ("Единая Россия") отметил, что почти каждый год выделяют небольшие участки на проспекте Гагарина. Он спросил у Житникова, почему нельзя сразу все сделать.
Глава департамента ответил, что работы разделили на этапы. Так, первым этапом стал участок, где не требуются градостроительные мероприятия.
В защиту Житникова выступил председатель комиссии по транспорту и дорожному хозяйству Гордумы Станислав Прокопович ("Единая Россия"), подчеркнув, что это не линейная функция.
"Если бы могли нарисовать, то в ручную бы нарисовали. Там же огромное количество примыканий, светофорных объектов" – сказал Прокопович.
Также Василий Суханов заметил, что за год вынесли большое количество постановлений.
Солдатенков попросил минтранс, проанализировать планы города, скорректировать их и предоставить комитета.
Суханов в свою очередь заметил, что скорость транспортного потока зависит от количества светофоров. Он спросил, сколько за последнее время установили надземных переходов. Житников ответил, что один.
Василий Суханов продолжил, что хочется видеть комплексный подход. По его словам, на улице Ванеева сплошные светофоры.
"Может быть вместо выделенной полосы, поставить несколько надземных переходов", - сказал Суханов.
Солдатенков просил у Рябинина и Житникова, сколько времени необходимо на работу. Глава департамента ответил, что два месяца. При этом попросил вернуться к этому вопросу в сентябре.
Комитет единогласно принял информацию к сведению.
Фото: администрация Нижнего Новгорода