Директор департамента образования Нижнего Новгорода Елена Платонова рассказала на заседании постоянной комиссии городской Думы по социальной политике 18 февраля 2020 года о результатах исследования "Модернизация системы образования", выполненного НИУ "ВШЭ".
Напомним, на данное исследование из городского бюджета было выделено 7,4 млн рублей.
Как доложила Елена Платонова, в рамках исследования было дано понятие "сетевому взаимодействию".
"Под сетевым взаимодействием мы понимаем совокупность субъектов образовательной деятельности, представляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. В рамках исследования был составлен классификатор "Современная школа", который позволяет анализировать современное состояние системы образования в городе. Эта система была апробирована на 60 образовательных организациях", - отметила Платонова.
Она также добавила, что система позволяет увидеть, какими ресурсами обладает организация, понять, каких ресурсов нет и в соответствии с этим выстроить систему образования в городе. Классификатор был разработан по следующим критериям: материально-техническая база, кадровые ресурсы и политика, уровень развития цифровых технологий, информационное поле, финансовые ресурсы, развитость партнерской сети, образовательный процесс и безопасность образовательной среды.
"Классификатор выстроен так, что по всем этим критериям мы можем оценить любую образовательную организацию и сделать вывод о ее эффективности и дальнейшем развитии", - отметила Платонова.
Кроме этого, была проведена диагностика профессиональных компетенций педагогов 60 организаций. В комплексной оценке приняли участие 63 учителя и 71 воспитатель дошкольных учреждений. Результаты показали, что большая часть педагогов соответствует занимаемой должности, не более 5% вызывают сомнения исходя из личных ответов при опросе. По итогу диагностики каждый педагог получил отчет о результатах, который содержит рекомендации по профессиональному развитию.
В рамках исследования были разработаны сценарии сетевого взаимодействия образовательных организаций: компенсирующий, коллаборирующий, вытягивающий и синергетический. Например, взаимодействие школы №74 (с углубленным изучением отдельных предметов) с детскими садами №№ 346 и 322 развивается по синергетическому сценарию, а взаимодействие школы №182 и детсадов №№ 158, 165 и 325 по вытягивающему. По мнению Платоновой, родителям это может помочь в выборе мест для дальнейшего обучения ребенка, в свою очередь, образовательные организации могут оценить ресурсы другой организации для планирования совместной деятельности, а для управленцев – это возможность выстраивания реализации совместных программ. Таких программ было предложено 10: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Поддержка семей, имеющих детей", "Учитель будущего" и "Социальная активность".
"Исследователи выявили, что свыше 50% работников активно используют цифровые технологии в учебном процессе, причем как школы, так и детские сады. Выявлены организации-лидеры по использованию цифровых ресурсов и платформ – это школы №№ 55, 11, детские сады №№ 325, 165. Однако большинство организаций имеют единичные случаи взаимодействия с ИТ-партнерами и опыт разовой реализации дополнительных программ в сфере ИТ. Примечательно, что у нас только 18% рассмотренных организаций, более половины работников которых владеют цифровыми компетенциями, в то же время более половины работников владеют ими на очень высоком уровне", - рассказала Елена Платонова.
Депутат Евгений Сабашников (фракция "Справедливая Россия") попросил опубликовать этот труд, чтобы общественность могла с ним ознакомиться и оценить его целесообразность, а также соответствие затрат, которые были выделены.
Елена Платонова ответила, что на следующей неделе планируется конференция с авторами исследования, где можно будет ознакомиться с результатами. На вопрос о публикации, она пояснила, что это интеллектуальный труд, который в полной мере не может быть напечатан. Тогда депутаты предложили разослать каждому депутату брошюру с результатами исследования.
Фото: сайт правительства Нижегородской области