Финансово-хозяйственную деятельности и перспективы развития МП "Нижегородэлектротранс" (НЭТ) обсудили на выездном заседании комиссии Думы Нижнего Новгорода по транспорту и дорожному хозяйству 19 марта 2021 года.
И.о. директора НЭТ Андрей Шекунов рассказал, что в 2020 году предприятие запланировало доходы в размере 1,388 млрд рублей, в том числе от перевозки пассажиров (с учетом компенсации выпадающих доходов) – 1,297 млрд. По словам Шекунова, в январе-феврале показатели предприятие перевыполняло. Затем из-за режима повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса в марте 2020 года доходы от перевозки псократились на 15%, в апреле – на 76%, в мае – на 68%, в июне – на 49%. С июля по декабрь 2020 года среднее снижение составило около 30%. В итоге общая потеря доходов от перевозки пассажиров составила 427,9 млн рублей. Доходы сложились на уровне 990 млн рублей, в том числе от перевозки пассажиров – 869 млн.
Расходы составили 1,501 млрд рублей, что ниже первоначального плана на 151,4 млн. Геннадий Шекунов отметил, что для поддержки предприятию в 2020 году выделили 379,9 млн рублей на возмещение затрат из-за коронавируса и на возмещение затрат текущего года еще 60,8 млн.
Он добавил, что за счет доходов от прочей деятельности, а также с учетом выделенного финансирования и снижения расходов убыток за 2020 год составил 70 млн рублей.
За 2020 год НЭТ перевез 33,7 млн человек, что ниже плана на 16,7 млн. При этом средняя зарплата сохранилась на уровне 2019 года – 27 509 рублей. Среднесписочная численность также сохранилась – 2115 человек.
Кредиторская задолженность за 2020 год снизилась на 97,5 млн рублей – до 345,5 млн. "Снижение произошло за счет погашения задолженности за 2015-2017 годы по страховым взносам, теплоснабжению, водоснабжению и прочим поставщикам", - сказал Шекунов.
Он также отметил, что в 2020 году произошли и положительные моменты: поставка 10 трамваев и 30 троллейбусов из Москвы, снижение потребления электроэнергии на 2% на 1 км/пробега или на 5,5 млн рублей. 49,5 млн рублей сэкономлено по итогам закупок. Также шел капремонт путей, переустройство контактной сети на пл. Минина и другое.
Что касается 2021 года, то в сформированном предприятием финплане доходы составили 1,426 млрд рублей, расходы – 1,653 млрд, убыток запланирован в размере 226,6 млн рублей.
Шекунов подчеркнул, что в начале 2021 года сохранилась тенденция к сокращению доходов от перевозки пассажиров – около 36%. В I квартале планируется снижение доходов от перевозки на 117,2 млн рублей. На покрытие этих убытков, сказал Геннадий Шекунов, из бюджета города выделено 70 млн рублей. Их направили на зарплату и оплату электроэнергии. С апреля предприятие ожидает восстановление пассажиропотока, а годовые доходы прогнозируются в размере 1,309 млрд рублей, в том числе от перевозки пассажиров – 1,191 млрд рублей, расходы – 1,636 млрд рублей.
Геннадий Шекунов также рассказал, что в I квартале количество пассажиров уменьшилось на 4,2 млн человек, а за год планируется перевезти 46,4 млн. С учетом снижения пассажиропотока себестоимость перевозки запланирована в размере 34,7 рублей. В связи с увеличением себестоимости, по расчетам предприятия, убыток за 2021 года прогнозируется в размере 256,8 млн рублей.
И.о. директора НЭТ сказал, что для нормального функционирования и развития необходимо заключить контракты на перевозку по ценам, рассчитанным по методике расчета начальной цены, утвержденной приказом №158 минтранса РФ. Расчетная цена контрактов в соответствии с данным приказом составляет 2,39 млрд рублей.
"В случае отсутствия возможности заключить контракты по всем маршрутам мы предлагаем проработать вариант заключения контрактов хотя бы по социально-значимым маршрутам, что позволило бы предприятию получить дополнительный доход в размере 500 миллионов и вывело бы предприятие на точку безубыточности", - прокомментировал Шекунов.
Он добавил, что сейчас с предприятием заключены контракты по трамвайным и троллейбусным маршрутам на общую сумму 2,5 млн рублей, что ниже расчетной цены на 99,9%.
Кроме того, Геннадий Шекунов рассказал, что в 2021 году планируется ремонт 2,5 км однопутного пути, для чего на запчасти и материалы необходимо 60 млн рублей. Также запланирована установка стационарных валидаторов во II квартале, что должно увеличить доходы от перевозки на 20 млн рублей. Еще 5 млн НЭТ рассчитывает сэкономить на электроэнергии за счет выпуска на линию более экономичных трамваев и троллейбусов.
В целом предприятие намерено разработать план модернизации инфраструктуры и подвижного состава на 10 лет. Напомним, вопрос о модернизации и закупке новой техники обсуждается как на уровне города, так и на уровне области. Но пока источники финансирования не определены.
Также сообщалось, что министерство транспорта области намерено забрать НЭТ на уровень региона. Это планируется после аудита, который должны завершить в конце I квартала 2021 года.
Фото: ИА "Нижний сейчас"