Эксперт-мониторинг событий 27-31 января 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – проведение Совета по МСУ под руководством президента Владимира Путина
Как напомнил эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин, первоначально Совет по МСУ планировалось провести в Сарове Нижегородской области.
"Такая информация обсуждалась в СМИ, в самом Сарове проводилась соответствующая подготовка. Но вот уже второй раз Саров не стал местом визита президента. Тема развития российского МСУ была актуальной в контексте объявленного широкого реформирования государственного управления, которое планируется осуществить через соответствующие поправки к Конституции. В этих поправках речь идет и о МСУ, которое должно стать неотъемлемой частью публичной власти. В этой связи предполагалось, что на Совете будут обозначены новые форматы российского МСУ. Этого не произошло. Официально на Совете обсуждались вопросы совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов МСУ, а результаты Совета оставили больше вопросов, чем ответов о будущем российского самоуправления", - считает эксперт.
"В то же время прозвучали важные заявления о положении и необходимых действиях по решению актуальных проблем муниципалитетов. Президент заявил, что дальнейшее укрепление экономической, финансовой базы муниципалитетов, их бюджетной самостоятельности – один из приоритетов госполитики. Правительством уже принят ряд решений. Это достаточно важно для таких нижегородских муниципалитетов-доноров как Нижний Новгород и Дзержинск, которые, несмотря на то, что достаточно зарабатывают, но несоизмеримо меньше получают в виде налоговых отчислений в свои бюджеты", - подчеркнул он.
"Сегодня более чем актуальна необходимость взаимосвязи между развитием налогооблагаемой базы и закреплением поступлений от определенных налогов за местными бюджетами, что без сомнения будет повышать заинтересованность муниципалитетов в увеличении доходов от соответствующих видов деятельности. Предложения об этой взаимосвязи звучат в последнее время все более активно со стороны российских муниципалитетов, и требуют уже реальных, а не декларативных решений. Также на состоявшемся Совете по МСУ была отмечена излишняя, часто формальная, но в тоже время обременительная контрольно-надзорная деятельность по отношению к органам МСУ, которая съедает у них "массу времени, отнимает кадровые ресурсы в ущерб реальной, а не бумажной работе". На фоне заявлений президента о необходимости решения всех этих актуальных проблем никаких новых форматов по отношению к российскому МСУ на проведенном Совете обозначено не было, что впрочем, не означает их появления в самое ближайшее время в связи с ожидаемыми изменениями структуры госуправления", - подытожил он.
Региональная тема – принятие Законодательным собранием поправок в Устав Нижегородской области, инициированных губернатором Глебом Никитиным
"Устав области у нас меняется не так часто и не так быстро, поэтому всегда интересно анализировать подоплеку внешне формальных юридических нововведений. На уходящей неделе Заксобрание одобрило два пакета поправок областного Устава. Первый касался изменений в структуре правительства – отменяется должность вице-губернатора, занимаемая сегодня Евгением Люлиным, при этом появляются посты первых заместителей главы региона. В какой-то степени это снижение позиций действующего вице-губернатора, который теряет статус второго лица правительства, и расширение маневра для губернатора в распределении значимых полномочий среди более широкого круга подчиненных", - комментирует эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.
"В этой связи закономерна взаимосвязь с другим менее значительным решением, Заксобрания о досрочном прекращении полномочий депутата Вадима Рыбина, представляющего избирательный округ №11 города Дзержинска. Хотя официально это объяснялось его проживанием в Москве, тем не менее, прежде данное обстоятельство не мешало дзержинскому депутату выполнять свои обязанности. Не исключено, что освободившейся округ планируется как запасной вариант для дальнейшей карьеры Евгения Люлина, который в свое время от него и избирался в Заксобрание. Это прояснится в самое ближайшее время, так как избирательная кампания начнется уже летом", - продолжил эксперт.
"Возможно, Люлин готов завершить свою политическую карьеру в тихом статусе депутата Заксобрания, уступив место вице-губернатора (в будущем первый заместитель) более активному менеджеру "никитинского призыва". Или наоборот, Люлин продолжит активную фазу своей политической карьеры и став, без особого труда, депутатом ЗС НО в 2020 году, может претендовать на место председателя ЗС НО или войти (а возможно и возглавить список) в тройку лидеров списка "Единой России" на плановых выборах в 2021 году. Возможно, уже есть рекомендация губернаторам "не смешить и не путать народ". То есть не возглавлять партсписки на выборах губернаторам, которые почти везде возглавляют НРО партии власти, а после выборов депутатами не становятся. Такое мы уже проходили", - добавил Орехов.
"Вторая часть поправок Устава, инициированных губернатором, касалась создания Регионального совета Нижегородской области, в который должны войти представители Заксобрания, правительства, главы МСУ и другие, пока еще не установленные лица. Согласно поправкам, Региональный совет формируется в целях "согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории Нижегородской области". Формировать совет, как предполагается, будет губернатор, который и возглавит новую структуру. Примечательно, что на официальном уровне, включая, прежде всего, заявление самого губернатора Никитина, прозвучали сравнения областного совета с федеральным Государственным советом, статус которого планируется закрепить в Конституции. Сравнение достаточно неоднозначное, вызывающее серьезные вопросы о целесообразности подобного органа на нижегородском уровне. Если следовать логике параллелей, то получается, что губернатор Глеб Никитин хочет создать в области новую систему сдержек и противовесов по примеру инициатив президента Путина? При этом надо понимать, что сегодня в Нижегородской области координация деятельности органов госвласти и МСУ осуществляется максимально полно через существующие структуры и форматы", - считает эксперт.
"Руководство муниципалитетов сегодня фактически назначается губернатором. И юридически он имеет много возможностей для влияния и контроля за муниципальной деятельностью, вплоть до смены местного руководства. Пример отчетов глав МСУ по выполнению нацпроектов в конце прошлого года – более чем наглядный пример встраивания МСУ в деятельность государственного управления. Не исключено, что создание Регионального совета – это попытка попасть в новый тренд по формированию "единой публичной власти". Соответствующая информация была в сопроводительных документах к законопроекту об областном совете. Другое дело, что ясности по этой публичной власти на сегодняшний день нет. Как и по будущей конструкции государственного устройства России, в которой основная неопределенность касается как раз полномочий и процесса деятельности Госсовета", - отметил он.
"В этой связи проводить на региональном уровне сравнение с очень неопределенной федеральной структурой – это запутывание ситуации. Не случайно создание областного Регионального совета вызвало много вопросов, в том числе и у депутатов партии власти. Какие новые функции будут у регионального совета, которые не под силу Заксобранию, общественной палате области или иным ранее созданным институтам, пока не ясно. Вероятность имитации бурной деятельности пока остается. Тем не менее, Региональный совет официально создан, областное руководство в очередной раз оказалось в федеральном тренде, даже, несмотря на то, что эффективность этого тренда до конца и не ясна", - заключил Алексей Орехов.
Муниципальная тема – утверждение Стратегии социально-экономического развития Дзержинска до 2030 года
"Принятие дзержинской стратегии происходило достаточно быстро. В конечном варианте документ появился в публичном доступе только за полторы недели до заседания думы. При этом администрация города, которая его и разрабатывала, для широкой общественности документ не анонсировала. Спешка и закрытость для дзержинцев стратегического документа во многом объясняется его качеством и отсутствием каких-либо привлекательных для горожан амбициозных планов развития", - комментирует эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.
"Дело в том, что это уже вторая версия дзержинской стратегии. Первая была принята в 2015 году, на сегодня она является неработоспособной, так как планируемые показатели развития города пятилетней давности уже не соответствуют реалиям нынешнего дня и снижающейся динамике развития города. Это подтверждает и сегодняшняя версия дзержинской стратегии, которая представляется разработчиками как новая редакция, но фактически является принципиально другим документом, отменяющим предшествующий. Спешка принятия варианта 2020 года, привела и к тому, что в новом документе есть существенные неточности. Так в преамбуле остались ссылки на устаревшие стратегические документы, которые уже не действуют, в то же время отсутствует упоминания новой нормативной базы", - отметил он.
"В отличие от варианта 2015 года в новой стратегии Дзержинска вводятся новые параметры стратегического развития, показатели которых существенно ниже предшествующих, а также исключены прежние амбициозные направления развития, которые предусматривали максимальное раскрытие возможностей города как инновационного, промышленного и логистического центра Нижегородской области. Наличие стратегии или долгосрочной программы социально-экономического развития сегодня является обязательным условием для любого российского муниципалитета. Очевидно, что формальное его принятие в Дзержинске являлось существенным мотиватором для городского руководства. Качество дзержинской стратегии можно оценить и в сравнении с аналогичным документом, а именно со Стратегией социально-экономического развития Нижнего Новгорода на период до 2030 года, которая планируется к принятию на ближайшей городской Думе", - добавил эксперт.
"В отличие от нее в дзержинском варианте не предусматриваются точки роста – драйверы, способные раскрывать социально-экономический потенциал города, а также абстрактно прописан механизм реализации. Очевидно, что персональную ответственность за документы подобного рода несут не только разработчики, но и главы городов, для которых подобные вещи должны являться программой действий. В этом отношении можно отметить последовательность мэра Владимира Панова, который в отличие от главы Дзержинска Ивана Носкова, зашел на пост с определенной программой, которая сегодня превращается в амбициозный и долгосрочный план развития города, результат которого в случае реализации, не стыдно будет оставить и после себя. Главное начать хоть что-то делать по этому плану", - подытожил Соловьев.
Фото: ИА "Нижний сейчас"