Однажды нижегородец Алексей Логинов выпивал на питерской кухне с друзьями-кинематографистами и сетовал, что легко снимается кино в Питере, а вот бы так и в Нижнем Новгороде, с местными талантами. «Вообще не суйтесь», — сказали, переглянувшись, питерские кинематографисты. Сердце у Алексея, студента кинорежиссерского факультета, закипело, и он снял «Ветлугу».
Возможно, это пиар-легенда, но на встрече со съемочной группой «Ветлуги» в ЦК «Рекорд» её рассказали как реальную историю. Алексей приехал домой, собрал творческую компанию непрофессионалов и за пару пяти-шестидневных выездов на натуру снял 42-минутный продукт со слоганом «Простая история простых людей». Чем не ролевая игра в кино?
Это ему, сценаристу и режиссеру, обошлось в 200 тысяч рублей (никаких гонораров – все ушло на бензин, еду и прочее). По словам Алексея, столько стоит одна смена телесериала.
О «Ветлуге» сразу много и красиво заговорили: «исповедь», «человеческий выбор», «судьба нижегородской глубинки». На показах же простому зрителю самый частый вопрос из зала - в чем основной посыл короткометражки? Некоторые, например, усмотрели заявку на экологические проблемы, поскольку Ветлугу показывали подолгу, но глаз она особо не радовала. «Красивостей» в кадре вообще нет. Грубые нравы, мрачные лица, животные порывы, серость и безнадега. Множество фильмов, начиная с первых перестроечных, удручают именно этой безнадегой, и вот еще один.
Девушка Маша (Марина Гиоргадзе) возвращается в деревню из Москвы из-за болезни матери. Её «никакую» деревенскую жизнь оживляет роман. Любимый (Василий Гронский) исчезает. Маша остается с приставаниями местных недомачо, попыткой изнасилования местным дурачком (Андрей Тогузов); экранные знаки намекают на её беременность.
— Кино штампует людей — я смотрю и понимаю, кем я становлюсь, если быть впечатленным тем, как насилуют девочек в деревне, — делится своей рефлексией молодой зритель.
— Красота рождается в глазах смотрящего, — возражают ему творцы. — В фильме есть история о человеке, который любил и не знал, как проявить свои чувства.
— На мой взгляд, каждый персонаж фильма по-своему одинок, и я старался передать состояние одиночества, — объясняет свой посыл Алексей Логинов. На шедевр он открыто не претендует, тем более — в отсутствие в городе какой бы то ни было киноиндустрии. — Когда после сессии я приехал и решил снимать кино, мы все необходимое оборудование собирали практически по крупицам. Чего не находили здесь – привозили из Москвы и Петербурга. Киноиндустрии у нас нет в принципе – ни коммерческого, ни авторского кино. Всех режиссеров, которые есть в Нижнем Новгороде, можно сосчитать по пальцам одной руки. Поэтому своего уровня не нужно стесняться ни в коем случае. Я учусь на третьем курсе, и если бы я ждал завершения университета и только потом снял свой первый фильм, результат не был бы лучше. Другого пути научиться снимать, кроме как начать снимать, — нет.
Изначально заявленный как фестивальный, фильм, будет год-полтора кататься по кинофестивалям и форумам, ожидают создатели. И только после этого он будет выложен в Сети и, возможно, получит официальный прокат. Но не в сетевых кинотеатрах, поскольку авторское кино большие кинотеатры пускают на свои экраны крайне неохотно и очень ограниченно.
Фото Елены Васильевой / facebook.com