Президент России Владимир Путин будет лично контролировать работу над реформой по утилизации и переработке коммунальных отходов. "Люди должны видеть результат, и этот не тот случай, когда нужно оттягивать на 20 лет. Эти результаты люди должны видеть сейчас",— сказал президент в ходе прямой линии. К сожалению, на прямой линии с президентом России Нижегородская область была упомянута отнюдь не в положительном ключе. В серии вопросов из регионов прозвучала жалоба жителя Нижегородской области Александра Репина. "Мусорная реформа действует шестой месяц, изменений люди не почувствовали, контейнеры те же, дырявые, мусор вывозится нерегулярно", — заявил он, проиллюстрировав фотографией переполненных контейнеров в Гагино, какие именно результаты нижегородцы видят "прямо сейчас". Увиденное глава государства назвал безобразием.
ЛИНИЯ НЕПРИЯТНЫХ ОТКРЫТИЙ
Впрочем, на совещании областного правительства, которое прошло после "прямой линии", представители администрации отметили, что мусор с площадки в Гагино уже давно вывозят по графику. Контейнер с мусором, который был продемонстрирован в качестве доказательств проблемы в селе Гагино, якобы вывезли ещё до "прямой линии", а фото чиновники назвали "старым".
Ситуация для региональных властей обидная: ведь на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Нижегородской области Глеб Никитин даже подписал соглашение с Российским экологическим оператором, сделав регион пилотным участником мусорной реформы (напомним, Российский экологический оператор создан по указу президента России Владимира Путина; миссией организации является формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в рамках национального проекта "Экология"). "В рамках соглашения в регионе будут внедряться раздельное накопление твердых коммунальных отходов и обустройство контейнерных площадок под современные требования", - говорилось в новостях. В общем, "пилоты" – и вдруг ославились на всю страну.
Безусловно, ни один чиновник – ни президент, ни губернатор, - не могут быть вездесущими как ветер и лично убедиться в проблеме каждого двора огромной страны и огромной области. Их мнение, статистика, находящаяся в их распоряжении, формируются из того, что им докладывают участники не маленькой и не простой цепочки зарождающейся на наших глазах новой отрасли – отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. Хотя на месте главы области, наверное, можно было бы в ответ на слова подчиненных про "старое фото" позвонить в какую-нибудь гагинскую редакцию, попросить проехать по адресу, где были переполнены контейнеры, и включить видеозвонок, чтобы лично убедиться в том, что мусора на этом месте действительно нет. Хотя, возможно, гагинцы сняли бы, как регоператор "срочно-обморочно" подчищает собственную недоработку... В любом случае, убедившись, что их доклады проверяют в режиме реального времени, районные чиновники больше не смели бы подсовывать местному правительству липовые отчеты. В цифровой век живем, как неоднократно подчеркивают сами молодые нижегородские руководители – убедиться в чем бы то ни было очень легко!
К сожалению, и в распоряжении редакции "Нижний сейчас" есть фото совершенно свежие, сделанные сегодня утром. На них видно, что за полгода не решена проблема не вывоза мусора прямо в центре города, на улице Кожевенной, к примеру, также не ликвидированы свалки в городском парке Щелоковский хутор, в свалку превращается контейнерная площадка на улице Тихорецкой в Канавинском районе и на улице Чукотской в Советском – и это только фото, сделанные навскидку, в течение часа, по пути следования редакционного автомобиля.
Так почему же до сих пор реализация мусорной реформы в Нижегородской области "хромает"? Посмотрим на первую статистику и проанализируем внутренние процессы.
НА НИЗКОМ СТАРТЕ
Напомним, в Нижегородской области реализация мусорной реформы стартовала с 1 января 2019 года (ряд регионов приступил к ней раньше, в июле 2018-го). Область была поделена на девять зон, которые обслуживают семь региональных операторов (список и телефоны горячих линий регоператоров в конце материала).
Уже по итогам первого месяца реформы утилизации ТКО пресс-служба Института проблем социального управления распространила пресс-релиз, в котором констатировала, что "количество нижегородцев, которые недовольны реализацией "мусорной реформы" в регионе, существенно выросло.
"Опрос, проведенный среди жителей Нижегородской области 22 января, показал рост недовольства, - гласил релиз. - Около 33 процента жителей не устраивает то, как с 1 января убираются твердые коммунальные отходы. Считают реформу "обдираловкой": рост с 10,5% до 15,2%. При этом половина респондентов в Нижегородской области вообще не считает, что реформа и раздельный сбор мусора имеют какой-либо смысл".
В феврале в Нижнем Новгороде на площади Ленина состоялся согласованный митинг против мусорной реформы, организованный партией "Яблоко".
В мае Генпрокурор РФ Юрий Чайка раскритиковал ряд регионов за реализацию мусорной реформы, упомянув в том числе двойные квитанции за вывоз ТКО, которые выставляют населению – снова в ряду "двоечников" упоминалась Нижегородская область.
А уже в июне Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" опубликовала экологический рейтинг регионов по итогам весны 2019 г. Согласно рейтингу, Нижегородская область опустилась на одну строчку и заняла 82 строчку из 85 возможных. Практически на самое дно.
В социальных сетях периодически всплывали фотографии переполненных контейнеров и городских свалок. Некоторые региональные операторы начали мониторить соответствующие городские сообщества и исправлять ситуацию по мере поступления жалоб. Некоторые – нет. 26 июня в группе "Свалки, стоп!" на Фейсбуке появился шокирующий репортаж Алексея Волкова - о состоянии территории вдоль дороги, которая ведет от улицы Хальзовская до Копосовской дубравы. 26 июня - почти неделю спустя после Прямой линии с президентом РФ. И судя по фотографиям, мусор этот копился не неделю и не две. И это позволяет предположить, что без ручного управления региональной власти, о котором мы говорили выше - с моментальными проверками чиновничьих докладов - работу регоператоров не выстроить. Не боятся они никого, даже президента. Вот фото из копосовского репортажа:
Основной вопрос, который задавали и задают нижегородцы: почему реформа так и не демонстрирует качественный рывок в утилизации ТКО, и почему что ни статья на эту тему – то со стороны регоператоров одни объяснения причин плохой работы и демонстрация непреодолимых препятствий?
ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ
Действительно, ведь сама суть мусорной реформы – в том, чтобы было, с кого спросить за переполненные урны и контейнеры, а также мусорные свалки. В этом нас убеждали власти, региональные в том числе.
Население сделало соответствующие выводы: у регоператора есть территория, так называемая зона – и если на ней будет грязно, никто не виноват, кроме него. Регоператор – суть последнее ответственное звено. Наверное, поэтому на горячие линии этих организаций порой трудно дозвониться.
"С началом реализации мусорной реформы жители получили непреложную обязанность платить за вывоз ТКО. Хочешь-не хочешь, нравится-не нравится, но каждый получает квитанцию. Регоператоров не волнует платежеспособность населения. А значит, и нас не должно волновать, как он будет разбираться со своими подрядчиками-операторами, как он будет взаимодействовать с администрацией, как он будет закупать мусоровозы и контейнеры. Борьба за гордое звание регоператора была не шуточной. И тарифы довольно высокие они "продавили". Так пусть будут добры сделать территории чистыми!" – говорит председатель Союза собственников жилья Нижегородской области Наталья Шартанова.
На практике же мы видим бесконечное переложение ответственности на органы власти, на коллег-коммунальщиков. Как, например, было в ситуации, когда в области стартовал месячник по благоустройству.
Жители микрорайона Бурнаковский на субботнике собрали несколько тонн мусора. Десятки мешков ждали вывоза почти месяц! Пока жильцы опять-таки не начали выкладывать снимки в социальные сети. Из комментариев ответственных организаций выяснилось, что все дело в морфологии (составе) мусора.
“Советы МКД, ТСЖ могут попросить дополнительные контейнеры для собранного на субботнике коммунального мусора, – говорит зам.директора по связям с общественностью в ООО “Нижэкология-НН” Марина Баширова. – Этот контейнер регоператор также очистит и вывезет. Вот мусор с субботника в виде листвы и спила потребует отдельного договора между регоператором и ДУКом. По идее, это не должно отразиться на квитанции жителей, так как в ней есть строчка “Содержание территории”, и жители ее исправно платят. Ведь зимой не увеличивается эта строчка из-за уборки снега”.
Но с ДУКов регоператор при этом деньги возьмет, автоматически сократив их бюджет, из которого они ремонтируют дома, например. Хотя по идее, тоже получает прибыль с жителей "за все про все". Учитывая, что областной бюджет собирается выделить регоператорам почти 400 миллионов рублей "на выпадающие расходы", что за счет областного же бюджета будут закуплены и распределены по зонам (по какому принципу, любопытно? Каким регоператорам повезет сэкономить за наш счет?) около 4 тысяч контейнеров – с какой стати еще и собранную энтузиастами листву вновь оплачивать этим же самым энтузиастам?
НУ И НУ!
Разработчики реформы предполагали, что выборы регоператоров декриминализируют мусорный бизнес, сделают его цивилизованным. Что "новые бизнесмены" будут добросовестно свозить мусор на действующие полигоны и перестанут множить стихийные свалки.
Тем не менее, подводя итоги первых месяцев реформы, специалисты Общероссийского народного фронта собрали данные о выбранных региональных операторах. Выяснилось, что, по данным на 2018 год, у 67 регоператоров уставной капитал составлял всего 10 тысяч рублей.
Стоимость основных средств (контейнеры, мусоровозы, оборудование) у 23 регоператоров равнялась 0 рублей.
У 15 регоператоров — один сотрудник в штате. У 17 — от двух до двадцати сотрудников.
Это притом что контракты со всеми регоператорами заключаются на 10 лет.
Выпадает из первоначальной концепции реформы и то, что Нижегородский регион поделили между аж 7 регоператорами. Что тоже не вяжется с концепцией "все вопросы в одно окно". Конечно, и в других областях есть по несколько регоператоров – но в среднем, все же, 3-4.
ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Надо отдать должное нижегородскому губернатору Глебу Никитину: по итогам очередного заседания рабочей группы Госсовета по направлению "Экология и природные ресурсы", он, как руководитель группы, заявил, что существует ряд пробелов в законодательстве, которые мешают четкой реализации мусорной реформы. И что поэтому необходимо рассмотреть поправки в закон.
Действительно, именно пробелы и не уточненные тонкости механизма реформы дают всем сторонам отрасли по-своему трактовать свои права и обязанности. Как в приведенном выше случае с вывозом мусора после субботников. А сколько еще на самом деле таких нестыковок!
Регоператоры, например, зачастую открещиваются от мусора, образующегося в результате ремонта квартиры. Мол, это строительный – а потому не наша головная боль.
"Мусор классифицируется не по составу, а по источнику, - уверен председатель ТСЖ №454, советник комиссии Госдумы по ЖКХ Михаил Швыганов. - Если мусор образуется в жилье – это твердые коммунальные отходы. И все, что мы выносим из квартиры – это ТКО по определению. Отходы из жилищ и сходные им по составу отходы. Никакой внятной реформы не получится, если регоператор будет брать деньги и говорить: я буду вывозить только определенное что-то. На месте власти я бы спросил: мы для чего все это делаем тогда? У нас и так вывозился мусор. Если регоператор не готов наводить абсолютную чистоту – пусть уходит с рынка. Свято место пусто не бывает".
Однако, как мы помним, разъяснение законодательства у нас имеет право давать только суд. Посему, видимо, пока ситуация с вывозом ремонтного мусора не дойдет до суда, или пока подобные вопросы не пропишет четко и ясно в законодательство Госдума, эти ТКО будут вывозиться или не вывозиться регоператорами в зависимости от их добросовестности.
Вы удивитесь, но нет понимания внутри отрасли и между коммунальщиками, к чему опять же приводит разность взглядов, например, на собственность. К примеру, домоуправляющей компанией в одном из регионов в свое время были заложены в квитанции средства на закупку мусорных контейнеров. Закупил их подрядчик, вывозивший ТКО с территорий МКД до старта реформы. ДУКу было удобно, чтобы подрядчик владел контейнерами, соответственно, ремонтировал и мыл их сам. Пришедший на смену подрядчику региональный оператор привез собственные контейнеры. Старые, никому не нужные, стоят на площадках – не мытые, битые. Госжилинспекция, по мнению которой старые контейнеры не вписываются в благоустройство и должны быть кем-то куда-то деты, в поисках крайнего решила возложить ответственность на ДУК. И требует выкупить эти контейнеры у бывшего подрядчика.
"Ситуация, мягко говоря, странная, - комментирует ситуацию председатель совета МКД по улице Юбилейной Валентина Бируля. - Мало того, что регоператор некоторое время бесплатно пользовался этими контейнерами, экономя на расходах, так коммунальщиков сейчас заставляют по второму разу собрать с жителей деньги на покупку имущества, которое они уже один раз оплатили! И еще – не понятно, почему только на определенной территории такое происходит? В других регионах двойного выкупа жителями контейнеров не наблюдается. Хотя правила игры должны быть одинаковыми для всех, мне кажется".
Вот такие конфликты и нестыковки.
Директор регоператора "Нижэкология НН" Андрей Паршин в интервью телекомпании "Волга" так же не скрывает, что у компании не со всеми участниками отрасли складываются позитивные отношения: "ДУК ДУКу рознь, так же как и ТСЖ, - говорит он - На территории нашей зоны ТСЖ и домоуправляющих компаний более 1,5 тысяч. К счастью, с большинством из них у нас выстроен диалог. Зависит от людей и добросовестности. Решение проблем отходов и чистоты территорий – совместная работа регионального оператора и ДУКа. Хорошо, что многие понимают это. Ни мы без них, ни они без нас чистоту не обеспечат. Есть управляющие компании, которые на старте реформы начинали с того, что сваливали на нас, говоря, мол, пришел региональный оператор и за все отвечает сам".
Слышите снова эту тему? Тему опровержения миссии самой реформы и федеральных целей, по большому счету.
Ситуация под названием "кто в лес кто по дрова" творится даже с оплатой вывоза ТКО! Например, в каких-то зонах в области ее начисляют все-таки по количеству прописанных в доме, а не по количеству квадратных метров. Почему это происходит? У нас городские пенсионеры богаче областных, например?
"Да что вы, в нашем садоводческом товариществе председатель вообще сходил в поселковую администрацию на разговор и нам в принципе квитанции уже не приходят!" – пишет Вконтакте в группе "Подслушано" некий Сергей Грошев. Можно только позавидовать садовому товариществу. И все же – где правила, единые для всех?
Нет на сегодняшний день эксперта, который видел бы картину реализации мусорной реформы целиком. Власть, ДУКи, регоператоры, их подрядчики-операторы заняли выжидательную позицию. Все ждут, как будет складываться практика. Как суды в различных областях приведут к уточнению механизмов реформы, как их пропишут законодатели. Ясно одно: пока длится эта прокрастинация, чистоты мы не увидим.
ЦЕНА ВОПРОСА
Разумеется, больше всего копий было сломано по поводу тарифа на вывоз ТКО. И до сих пор эта болезненная тема не закрыта.
"Вы даже не представляете, какая там кулуарная возня была, - говорит председатель Союза собственников жилья Наталья Шартанова. - Пока все нижегородцы отдыхали на новогодних каникулах, Министерство ЖКХ, Госжилинспекция, прокуратура, ДУКи регоператоры утрясали вопрос. Содержание жилья теперь обходится на 3-4 рубля меньше, а за вывоз мусора мы платим по 5,55 рубля. То есть увеличение составило больше 1 рубля с каждого квадратного метра. Умножьте это на метраж своей квартиры, а потом на 12 месяцев — и сумма получится чувствительная. Особенно для тех 10% населения, что проживают в регионе за чертой бедности".
"Если бы сейчас был конкурс на регоператора, и можно было бы рассчитывать на честный конкурс, я мог бы предложить услуги по обращению с ТКО на территории, например, Нижнего Новгорода или Кстова с тарифом не выше 3 рублей с квадратного метра жилья. Причем это был бы тариф, включающий и строительство контейнерных площадок, и замену контейнеров, и обновление парка техники полностью раз в пять лет", - говорит один из руководителей малой мусоровывозящей компании, которая с приходом регоператора была вытеснена с рынка.
В июне же "Известия" всколыхнули информпространство новостью о том, что тариф на вывоз ТКО может увеличиться вновь. И сослались при этом на губернатора Нижегородской области Глеба Никитина – руководителя рабочей группы Госсовета по направлению "Экология и природные ресурсы". Якобы глава области сказал, что это нужно регоператорам для строительства контейнерных площадок и внедрения раздельного сбора мусора. Однако потом журналистов поправили: дескать, Глеб Никитин говорил, что на эти цели нужно направить средства внутри существующего тарифа. И более того, по его словам, тариф , возможно, будет пересмотрен для тех собственников жилья, которые им не пользуются.
Тем временем, по сообщению прокуратуры Нижегородской области, уже 8 тысяч нижегородцев получили двойные квитанции за вывоз ТКО. Как сообщила прокуратура 29 мая, в регионе выявлены множественные случаи взимания двойной платы за обращение с коммунальными отходами. Так, в г.о.г. Кулебаки (оператор – ООО “ОРБ Нижний”, – прим. ИА “Нижний сейчас”) управляющая организация необоснованно включала плату за обращение с коммунальными отходами в статью “содержание” помимо регионального оператора. По выявленному нарушению внесено представление директору организации, по итогам обществом произведен перерасчет жителям на общую сумму более 250 тысяч рублей. Аналогичные нарушения выявлены в Нижнем Новгороде, Богородском, Воротынском районах области и ряде других муниципальных образований. Общая сумма перерасчета жителям области по итогам проверок составила более 400 тысяч рублей по 50 многоквартирным домам, в которых проживают более 8 тысяч человек. Напомним также, что в Сокольском городской округе (оператор – ЗАО “Управление отходами-НН”) плату за вывоз взимали с умерших людей...
О том, сможет ли в области заработать проект "Умный дом", когда нижегородцы дождутся повсеместного раздельного сбора мусора, почему на городских улицах мало урн, а также ответы регоператоров на поставленные нами вопросы читайте в продолжении материала на следующей неделе.
СПРАВКА
Региональные операторы по утилизации ТКО в Нижегородской области:
— зона деятельности №1 — Нижний Новгород (831)265-30-00 (за исключением Сормовского района), Дзержинск, Володарский район — ООО "Нижэкология-НН";
— зона деятельности №2 — Балахнинский (831)261-35-50, Чкаловский районы (831)261-39-50, Заволжье (831)261-38-60, Сормовский район Нижнего Новгорода (831)288-80-88 — ЗАО "Управление отходами-НН";
— зона деятельности №3 — Богородский (83170)2-38-28
8-800-250-04-21, Павловский (83171)5-20-72
8-800-250-04-21, Сосновский (831)282-80-01
8-800-250-04-21, Вачский (83173)6-30-09
8-800-250-04-21 районы — ООО "СитиЛюкс 52";
— зона деятельности №4 — городские округа г. Бор (831)261-33-05, Семеновский (831)261-33-15, Сокольский (831)261-33-02; Городецкий (за исключением г. Заволжье) и Ковернинский районы, левобережные части Лысковского и Воротынского районов (831)288-88-77 — ЗАО "Управление отходами-НН";
— зона деятельности №5 — Кстовский район (831)430-00-43 — ООО "Реал-Кстово";
— зона деятельности №6 — городские округа Выксунский (831)282-80-01, Навашинский (83175)5-99-13 и Кулебаки (83176)5-80-76 — ООО "ОРБ Нижний";
— зона деятельности №7 — городские округа Арзамас (831)265-31-86
(831)265-31-22, Первомайск, Саров, а также Ардатовский, Арзамасский, Вадский, Вознесенский, Дальнеконстантиновский, Дивеевский, Лукояновский, Перевозский, Починковский и Шатковский (831)265-31-86 районы — ООО "МСК-НТ";
— зона деятельности №8 — Сергачский (831)265-31-86
(831)265-31-22, Большеболдинский, Большемурашкинский, Бутурлинский, Гагинский, Княгининский, Краснооктябрьский, Пильнинский, Сеченовский и Спасский районы, правобережные части Лысковского и Воротынского районов (831)265-31-86 — ООО "МСК-НТ";
— зона деятельности №9 — Городской округ г. Шахунья, Варнавинский, Ветлужский, Воскресенский, Краснобаковский, Тонкинский, Тоншаевский, Уренский и Шарангский районы 8-986-726-59-25
8-800-222-86-69 — ООО "ЭкоСтандарт".
Куда везём?
В Нижегородской области на сегодняшний день действуют пять новых полигонов ТБО из девяти заявленных в рамках перехода на новую систему обращения с отходами, а также работает мусороперерабатывающий комплекс на полигоне "МАГ-1" в Дзержинске.