Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Смогут ли в области заработать проекты "Умная площадка" и “Умный дом”, почему на городских улицах мало урн и муниципальных контейнеров, и какой тариф на вывоз твердых коммунальных отходов выгоднее – по факту или нормативу? А также - что думают нижегородские регоператоры по вывозу ТКО об итогах полугодия работы? "Нижний сейчас" продолжает разбираться в реализации мусорной реформы в регионе.

До выборной кампании 2019 года (8 сентября, напомним, состоятся довыборы в Гордуму Нижнего Новгорода и Законодательное собрание региона) остается совсем немного времени, а качество услуг сферы жилищно-коммунального хозяйства уже вовсю становится разменной монетой в риторике кандидатов. Хотя внешне эта сфера деполитизирована и постепенно превратилась сугубо в бизнес, политики словно считают дурным тоном не пройтись по темам ремонта многоквартирных домов (МКД) и вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО). Хотя прежде, чем поднимать хайп на теме ЖКХ, ее следовало бы изучить. Прыгать по вершкам, говоря, что жилой фонд нуждается в ремонте, а мусор – в вывозе, баламутить общество, много ума не надо. Чтобы вести дискуссию с оппонентами и властью, вести разъяснительную работу с населением - в тему нужно погрузиться.

Особенно забавно слышать критику сферы ЖКХ в регионе из уст кандидатов от партии власти – "Единой России". Которые в гордумах муниципалитетов и Заксобрании региона большинством принимают решения, год от года "улучшающие" работу жилищников и коммунальщиков.

"Нижний сейчас", в свою очередь, серией материалов на тему ЖКХ и мусорной реформы рассматривает их проблематику со всех сторон, тем самым косвенно подталкивая политиков к совершенствованию отрасли. Рекомендуем всем любителям просто поговорить на эти темы или пропиариться за их счет – почитать наши материалы. Иногда те же самые домоуправляющие компании, на которых политики привыкли "вешать всех собак" – без вины виноваты. Граждане, к примеру, начали получать жировки с увеличенными с июля тарифами за ЖКУ, в августе ждем очередную волну негатива и на ее волне - крики кандидатов в Гордуму и ЗСНО. Но это решение принято не ДУКами - и это и политики, и избиратели должны понимать.

В то же самое время были опубликованы и новости о возможном удешевлении услуг по вывозу ТКО в Нижегородской области, о чем писал "Нижний сейчас".

Тема мусорной реформы остается самой не простой  и обсуждаемой в повестке дня. Поэтому "Нижний сейчас" продолжает, как и обещал, анализировать ход мусорной реформы в области.

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ? УВОЛЬ…

Напомним, в конце июня мы опубликовали материал "Мусорная реформа в Нижегородской области: в чем источник “безобразия”?

Статья вызвала многочисленные репосты и отклики в социальных сетях. В материале были фотографии мусорных баков во дворах, свалок в парке Щелоковский хутор, урны на улице Кожевенной (улица стала туристической тропой, благодаря музею "Босяцкая миллионная").

Главный вопрос, который мы при этом ставили: почему же спустя полгода после старта реформы нижегородцы до сих пор наблюдают эти точки мусорного безобразия? Что сегодня мешает четкой и слаженной работе по вывозу ТКО?

Народный контроль за реформой, к примеру, сегодня можно назвать стихийным. Есть телефоны горячих линий всех региональных операторов. Есть интерактив на сайте министерства экологии, где можно заполнить заявку. И заявки заполняются, и звонки на горячие линии регоператоров, и горячие линии надзорных органов идут – их столько, что порой звонок "стоит в очереди". И тогда горожане постят на своих страницах или в городском сообществе соцсетей фото не вывезенного мусора по конкретному адресу – здесь регоператоры или власти что-то видят, что-то нет, какая-то проблема решается сразу, какая-то только со временем. Ведь нет единого портала именно в социальных сетях, посвященного проблеме. А коммуникативные реалии сегодня таковы, что людям удобно в формате соцсети запостить жалобу, не заполняя специальных форм. "Жалоба в два клика" – так можно описать сегодня привычку среднестатистического россиянина, и дело не только в вопросах мусорной реформы, это касается любой сферы.

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами? Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами? Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Эти кадры появились в группе Facebook "Свалки, стоп!" 29 июля и были подписаны как кадры с нижегородских улиц Циолковского, Островского и 8 марта.

В Facebook существует группа "Свалки, стоп!" – к сожалению, в среде горожан массово не раскрученная, и ею пользуются в основном представители СМИ и коммунальщики. Кроме того, рейтинги соцсетей показывают, что наибольшее количество нижегородцев пользуются Вконтакте и Одноклассники – около 800 тысяч аккаунтов жителей области зарегистрировано именно в них.

Наталья Саух в группе "Нижний сейчас" Вконтакте советует властям: "Пусть создадут группу в соцсетях, куда люди бы скидывали места с мусором и проблема стала бы очевидной, пока мусором завален как город, так и область, а уборка одного конкретного места, показанного на ТВ (имелся в виду сюжет во время Прямой Линии с президентом Владимиром Путиным: в нем показывали переполненные контейнеры в Гагино – прим. Ред.), проблему не решит"…

К сожалению, по сей день не существует интерактивной карты в сети интернет с доступом для любого нижегородца, на которой было бы видно движение мусоровозов, их выезд к проблемным точкам, требующим срочного внимания, или просто системной работы по утвержденной схеме. Экологам и общественникам, в свою очередь, с помощью этой карты важно было бы убедиться, что мусор доставляют именно на существующие легальные полигоны.

В 2018 году через официальные СМИ региональные власти сообщали, что в Нижегородской области подготовлен и утвержден проект территориальной схемы обращения с отходами, которая включает в себя информацию об источниках отходов, местах их накопления, переработки, утилизации и сортировки, а также захоронения. В схеме были предусмотрены маршруты транспортировки коммунальных отходов. Данной территориальной схемой предусматривался переходный этап работы системы обращения с твердыми коммунальными отходами - до 2020 года, когда будут введены оставшиеся четыре межмуниципальных полигона и созданы мусороперегрузочные станции, которые будут их обслуживать.

При этом, как нам рапортовали еще в прошлом году, создана электронная модель схемы, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать перемещения мусоровозов. Вся информация должна была передаваться в Региональную навигационно-информационную систему Нижегородской области. В случае если нерадивые перевозчики не довезут мусор или специально выбросят его где-нибудь на городской окраине, организациям в которых они работают, грозили штрафами.
Как сообщало министерство экологии и природных ресурсов региона, к началу 2019 года все девять регоператоров по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) полностью составили реестры контейнерных площадок, разработали маршруты и графики вывоза ТКО, которые начали опробовать уже с 24 декабря 2018 года.

И это радостно. Наверное, электронная модель действительно есть, наверное, в правительстве Нижегородской области ее используют (хотя не понятно, почему тогда вообще возникают очаги возмущения жителей), но всеобщего доступа к ней, повторимся, нет.

"НАСЕЛЕНИЕ ДОЛЖНО ОСОЗНАВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

Нижегородские региональные операторы, тем временем, считают, что жалоб и проблем с вывозом ТКО сегодня стало гораздо меньше.

Специалист по связям с общественностью компании "Управление отходами-НН" Денис Вотинцев:

"Что касается жалоб в соцсетях - о где-то не вывезенном мусоре, о сохранившихся свалках, здесь есть элемент не полной информированности нашего населения. Случаются пиковые нагрузки (праздники или месячники благоустройства) или форс мажоры (снегопад или провал асфальта на дороге).

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Денис Вотинцев. Фото из личного архива.

Мы стараемся оперативно реагировать на такие сигналы и устранять проблемы. Так, например, по данным на июнь месяц в 5 районах области: Городецком, Ковернинском, Балахнинском, Чкаловском и Сокольском, которые мы обслуживаем, количество жалоб с начала года снизилось на 85%. И значит процессы входят в рабочий режим, выстраивается система, и жители это чувствуют.

Однако случается, когда претензии, высказываемые нам, звучат совсем не по адресу. Сейчас ведь многие, говоря по-простому, считают, что региональный оператор должен отвечать вообще за всё, что хоть как-то связано со словом «отходы». Понятие новое и вроде бы «на слуху», но, давайте будем честными, далеко не каждый открывал закон и читал его. И даже просто на сайт регионального оператора заходили тоже единицы.

Поэтому начнём с определения. Наша компания — региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Откроем федеральный закон №89 ФЗ и прочитаем, что такое ТКО?

"Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами".

То есть, если около контейнерной площадки навалены спиленные деревья, брёвна автомобильные шины, вряд ли всё это образовалось «в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Если за гаражами кто-то обнаруживает вываленную машину строительных отходов или если в овраге лежат промышленные отходы — это тоже не ТКО.

А в тарифе регионального оператора учтены только ТКО, для того, чтобы вывозить, обрабатывать и размещать другие виды отходов у нас нет средств. Если мы начнём это делать — это будет нецелевое расходование. Поэтому вопросы с отходами не относящимися к ТКО необходимо решать во взаимодействии с местными властями, контрольно-надзорными органами, а не взваливать всё это на регионального оператора.

К тому же региональный оператор по ТКО начал свою деятельность 1 января 2019 года. Поэтому странно выставлять ему претензии, например, по несанкционированным свалкам, которые копились до этого годами, если не десятилетиями...

Чего сейчас не хватает для абсолютной чистоты вокруг? Баланса ответственности у всех участников процесса. Региональный оператор, начав формирование новой отрасли получил большие права, но и взял на себя большие обязанности. Мы готовы работать в таких условиях, но было бы неплохо, если бы и население, кроме своих прав осознавало свою ответственность. А сейчас есть случаи, когда жители не доносят пакеты до контейнера или размещают в контейнерах отходы не относящиеся к ТКО или и вовсе портят контейнеры. Достаточно большое количество жителей пока не оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО, а ведь отрасль должна строиться и на эти деньги тоже. Мы хотим, чтобы жители стали соавторами, соработниками создания новой отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Не стесняйтесь обращаться с вопросами в территориальные отделы регионального оператора, к местным властям. Ведь цель у нас одна — сделать нашу область чище".

ДВОЙНАЯ МОРАЛЬ

С одной стороны, можно порадоваться за регионального оператора, у которого количество жалоб со старта мусорной реформы сократилось на 85%. С другой стороны, не будем сбрасывать со счетов, что: по весне прошли субботники, во время которых свалки частично разгребли волонтеры и сами жители; многие болевые точки регоператоры ликвидировали только после вмешательства надзорных органов; с наступлением лета многие активные жалобщики разъехались в отпуска; часть жалобщиков вообще разуверилась в том, что от обращений по поводу не вывезенного мусора может быть толк.

Кроме того, данная обозначенная позиция нижегородского регоператора "Управление отходами-НН" возвращает нас к мысли о сути мусорной реформы. В результате которой вывоз ТКО стал коммунальной услугой, автоматически подпадающей под Жилищный Кодекс. Который, в свою очередь, гласит, что любой исполнитель коммунальной услуги ответственен за то, что "подписался" оказывать коммунальную услугу населению.

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Наталья Шартанова. Фото из личного архива.

"Регоператоров не волнует платежеспособность населения. А значит, и нас не должно волновать, как он будет разбираться со своими подрядчиками-операторами, как он будет взаимодействовать с администрацией, как он будет закупать мусоровозы и контейнеры, - комментировала ситуацию для "Нижний сейчас" председатель Союза собственников жилья Нижегородской области Наталья Шартанова. - Борьба за гордое звание регоператора была не шуточной. Так пусть будут добры сделать территории чистыми!” – подчеркивает эксперт.

Обращение с твердыми коммунальными отходами по сути требует от регионального оператора только ответственности и добросовестности, а не словесной эквилибристики в объяснениях, почему невозможно то и невозможно другое. Все, что не промышленные отходы и не откровенная химия, утилизацией которых занимаются специальные компании – есть зона их ответственности. Все спецотходы, напомним, разделены по классу опасности. В отношении опасных отходов есть четкие предписания по утилизации, за исполнением которых жестко следят надзорные органы. Те же шины в промышленных, что называется, масштабах утилизируют на определенный полигон. Ну а пара шин, принесенная жителем на контейнерную площадку со своего балкона – становится все же ТКО, так как это мусор, образованный вследствие жизнедеятельности отходообразователя.

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Нижегородсцы в недоумении от избирательности регоператоров.

И особенно забавно выслушивать о нехватке денег на вывоз мусора из веток и шин при выставленном регоператором заоблачном тарифе и при том, что у дверей областного минэкологии, стоит ему захотеть, завтра выстроится очередь из подрядчиков, которые будут вывозить и шины, и ветки, и "классический" ТКО безо всяких возражений и при этом за меньшие деньги.

Это действительно примечательно: что все регоператоры вот уже больше полугода жалуются на нелегкую судьбу, но никто не уходит с рынка. Профессионалы же в любой ситуации предлагают решения возникших проблем – сами, не ожидая, что власть или партнеры по бизнесу сделают это за них.

И наблюдается некая двойная мораль: призывая жителей Нижегородской области к ответственности и сознательности, "мусорный бизнес", в свою очередь, не демонстрирует перемены в собственном сознании, готовность всецело отвечать за территорию, за обслуживание которой боролся столь рьяно.

ДОПЛАЧИВАЕМ И ДОПЛАЧИВАЕМ

А ведь на стороне регоператоров сегодня самый мощный ресурс. Как врагов во время прошлых войн некоторые полководцы "заваливали трупами", так недочеты мусорной реформы власти, видимо, хотят "завалить деньгами". Ведь понятно, что признать реформу "не умной" в федеральных начальственных кабинетах не могут себе позволить. Чистоту навести надо, надо дать результат. Регионалы, разумеется, "берут под козырек".

Например, в Нижегородской области недавно озвучили сумму в 4,1 миллиарда рублей – именно столько в ближайшие три года потратят на программу обращения с ТКО. Половина от данной суммы поступит из федеральной казны, 1,9 миллиарда рублей – из бюджета региона, 124 миллиона рублей – из местных бюджетов.

Правительство Нижегородской области утвердило программу до 2024 года, но объём финансирования согласован только на 2019-2021 годы. Сколько средств пойдёт на систему управления отходами в 2022-2024 годах, пока неизвестно.

В результате реализации этой программы и утилизации свалок планируется улучшить качество жизни более 1,6 миллиона человек. Согласно документу, к 2024 году в регионе должны быть ликвидированы 13 незаконных свалок.

Контроль за исполнением программы возложен на заместителя губернатора Андрея Харина.

Напомним, что и в этом году в бюджете области было выделено 383,5 миллиона рублей на компенсацию выпадающих доходов региональным операторам по вывозу ТКО (то есть существующие тарифы, которые многих жителей не устраивают, в свою очередь, еще и не покрывают затрат регоператоров. И они добирают свои минусы из бюджета). И 399,14 миллиона рублей - на оборудование типовых контейнерных площадок, закупку контейнеров и бункеров в муниципалитетах.

Только вот возникают вопросы: а где инвестиции от регоператоров? Почему компании за свой счет не оптимизируют свои же бизнес- процессы и не направляют средства на процветание собственного бизнеса? Почему в успех и прибыльность частных структур вкладываются налогоплательщики? Кроме того, история российского бизнеса показывает, что инвестируют те компании, которые приходят всерьез и надолго. Клянчат у бюджета – как правило, временщики…

И этих странных моментов на чиновничьем уровне будто бы не замечают. Проблемы предпочитают решать бесконечными денежными вливаниями, а не заменой "игроков-инвалидов" на поле мусорной реформы. Хотя казалось бы - зачем крепко держаться за тех, кто только жалуется и просит, более того – подставляет перед президентом? Может быть, на наших глазах формируется некий мусорный олигархат? Каста неприкосновенных?

ПЛОЩАДКА – ДОРОГАЯ ИЛИ ЭКОНОМНАЯ?

Разработанное типовое решение для контейнерных площадок в регионе специалисты отрасли называют не самым бюджетным. Как и в случае с тарифами, установленными регоператорами в Нижегородской области, которые могли бы быть на треть ниже (об этом наш спикер говорил в предыдущем материале), конструкция новых контейнерных площадок не оптимальна.

А что, если за образец возьмут "Умную площадку" фирмы "Промис", которую сейчас активно "раскручивают" в СМИ ее создатели? На первый взгляд проект красивый. Гендиректор компании Евгений Слиняков презентовал его на итоговом совещании министерства промышленности Нижегородской области в технопарке "Анкудиновка". С одной стороны к этой площадке будут подходить жители, а с другой будет подъезжать мусоровоз. Дверцы контейнера будут оснащены магнитными замками. Жители смогут открыть замок, приложив к считывателю брелок с радиочастотной меткой. Когда пакет с мусором будет отправлен в бак, доводчик прикроет дверцу, и вся секция станет полностью закрытой. Электронные весы измерят массу пакета с мусором или вес макулатуры.

"Это сделано, чтобы персонализировать доступ к контейнерной площадке. Ею смогут пользоваться только жители дома, то есть те, у кого есть брелок, и кто сортирует разные виды отходов и не выбрасывает весь мусор в один бак, ведь переработке подлежит только чистое, сухое вторсырье, — пояснял прессе Евгений Слиняков. — Также решается проблема разбросанного собаками или разнесенного ветром мусора с контейнерной площадки. Придомовая территория будет смотреться красиво и эстетично".

Два главных преимущества таких площадок — экономичность и экологичность, — уверял Слиняков: "Плата за вывоз ТКО будет меньше, потому что эта контейнерная площадка обеспечивает так называемый "коммерческий учет": датчики наполнения, весы, специальное программное обеспечение будут обеспечивать связь с операторами, которые вывозят ТКО, макулатуру или пластик. Мусор или вторсырье будет вывозиться по мере наполнения баков, ведь машине нет необходимости приезжать регулярно к полупустому контейнеру. ТСЖ может направлять сэкономленные деньги, например, на снижение платы за обслуживание".

Только вот говорят, что одна такая площадка стоит около 700 тысяч рублей. Площадка, разработанная для 9-этажного дома на 4 подъезда. Если аналог понадобится многоэтажке с большим количеством подъездов, то и площадка потребуется посолиднее. Берем стоимость ее материалов и электронной "начинки" - и цена ноу-хау превысит миллион.

Сколько же еще плюсом потребуется на амортизацию, техобслуживание – предсказать невозможно, не "съедят" ли они обещанную за 3-4 года окупаемость? Ведь это все электронный механизм в отличие от обычного металлического или пластикового контейнера. И давайте вспомним, как быстро в Нижнем Новгороде сломали "умную остановку"…

Возникает вопрос, почему данное "чудо техники" так активно продвигают в информпространстве, если пока не решены потребности низового уровня – не везде еще стоят обычные новые контейнеры, не везде оборудованы самые простые контейнерные площадки.

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

 

Но что самое забавное: пока на "умной площадке" не наблюдается отделения для крупногабаритного мусора. И на экспериментальной "умной площадке" жители уже успели сложить его в некрасивые пакеты рядом с красивыми контейнерами. Ироничное зрелище. А те, кто более ушлый, видимо, подбрасывают крупногабаритный мусор в соседние кварталы…

Пока в информпространстве говорилось лишь о том, что "умные площадки" – дело для многоквартирного дома добровольное, требующее голосования. И это, конечно, справедливо. Ибо дому, в котором все трубы текут, явно не до мусорного гламура, ему бы деньги на ремонт направить. Меж тем в сети, в той же группе "Свалки, стоп!" в Фейсбуке появилось видео, в котором красивые пластиковые контейнеры для раздельного сбора мусора поставили в местности, где стоят полуразрушенные пустые дома. В комментарии к сюжету есть мнение: "Тот случай, когда мусорные контейнеры выглядят лучше, чем дома". И представить себе реакцию населения на роботизированную площадку на фоне деревянной развалюхи, которую не спешат расселять (а такие дома есть не только на селе, но и в Нижнем Новгороде, причем в центре) в общем-то не сложно.

Такие проекты как "Умная площадка" хороши, наверное, для того, чтобы на совещаниях "в верхах" и на различных форумах презентовать их, показывая, что губерния – инновационная и цифровизованнная. Но в повсеместном применении подобных технологий пока что нет никакого здравого смысла.

Как и, например, в проекте "Умный дом" предлагаемой все той же фирмой.

"Еще 10 лет назад можно было сделать интеллектуальные видеокамеры для распознавания лиц. Но нужно же учитывать цену вопроса при этом, - говорит член Совета МКД дома по улице Юбилейной в Советском районе Валентина Бируля. – Когда мы с жилищниками подошли к этому вопросу с калькулятором, то поняли, что это поднимет цену в два раза на пользование общедомовым имуществом до 100 рублей за квадратный метр. После чего Совет дружно решил, что подождет, когда эти технологии подешевеют, как когда-то мобильные телефоны. Всему свое время".

Согласитесь, суммы вырисовываются просто неприличные. И жители правы: прежде чем задумываться о "космических технологиях", нужно попробовать рационально организовать систему сбора и утилизации в тех условиях, которые существуют сегодня.

ТАРИФЫ И "ПОДВОДНЫЕ РИФЫ"

Итак, что касается денег – хорошая новость появилась на днях: нижегородское правительство намерено снизить плату за вывоз ТКО. Как уже сообщал "Нижний сейчас", министерство экологии Нижегородской области подготовило проект изменений в указ губернатора от 26 декабря 2018 года №178. Напомним, документом установлено, что в 2019 году при расчете размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), применяется цена на коммунальную услугу, не превышающая предельный уровень – 665,67 рублей за кубический метр. Согласно проекту изменений, размер платы будет составлять 632,39 рублей за кубический метр по зонам деятельности региональных операторов №№ 1-6, 8 и 563,87 рублей – по зоне деятельности №7 (какие районы области к каким зонам относятся, мы писали в предыдущем материале). По зоне деятельности №9 проект изменений прошел оценку ранее, там предельную сумму предлагается установить в размере 574,57 рублей за кубический метр.

Получается, региональным операторам должно быть выгодно вывозить наибольшее количество мусора. В принципе, это такая давно известная бизнес-формула: чем выше обороты, тем дешевле "цена за единицу".

И единственное, что смущает в данной ситуации: почему к этим расценкам не пришли до запуска мусорной реформы в Нижегородском регионе? Ведь перед тем, как запустить модель с существующими пока еще тарифами – ее просчитывали, под нынешний тариф подводили обоснование. Все мы помним даже телевизионные репортажи, в которых чиновники на контейнерных площадках с линейками и весами в руках производили загадочные по сути, но впечатляющие по "ТВ-картинке" измерения. Выходит – считали-считали, но просчитались. Или умышленно закрыли глаза на то, что цифры завышены. Как бы то ни было - норматив был введен, и мы жили по нему целых полгода.

Однако признание того, что сегодняшний тариф – дутый, по идее должно за собой повлечь перерасчет для всех жителей области. Это подсказывает и логика, и элементарная справедливость.

Также вносятся изменения в перечень получателей льгот в части льгот для пенсионеров. Если ранее скидка в 50% предоставлялась одиноко проживающим пенсионерам, имеющим доход ниже 21 674 рубля, то теперь сумма увеличена до 22 266 рублей. Но этот пункт распространяется только на пенсионеров, живущих в частных домах. Для пенсионеров, живущих в многоквартирных домах и имеющих доход ниже 22 266 рублей (и не получающих льготы за ЖКУ из федерального или областного бюджетов), устанавливается предельный размер платы из расчета 18 квадратных метров вне зависимости от площади жилого помещения. Напомним также, что льготы имеют семьи со среднедушевым доходом ниже установленной правительством области величины прожиточного минимума, состоящие на учете в органах социальной защиты населения.

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Тем временем, на федеральном уровне родилась идея ввести новый способ расчета стоимости вывоза мусора для жителей: за число баков, которые будут установлены на контейнерной площадке. Об этом рассказал исполнительный директор Российского экологического оператора Алексей Макрушин. "Правительство прорабатывает механизм, как рассчитываться "по факту". Система во многом будет напоминать расчет по нормативам. Количество контейнеров будет считаться исходя из нормативных величин. Дальше можно умножать пять контейнеров на 30 дней, получать 150 контейнеров и рассчитывать исходя из этого плату. Получается достаточно непростая формула, как раскидывать эту сумму между офисами и квартирами", - сказал Макрушин.

Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов напомнил, что в мире есть положительный опыт работы такой системы, и в России она позволит справедливо экономить людям, которые "производят" меньше мусора.

Разумеется, региональным операторам выгоднее норматив и, говорят, уже сегодня разворачивается кампания против данного законопроекта.

Но вот что любопытно: как бы в итоге не разрешилась эта ситуация, оказывается, такие структуры как ТСЖ могут платить за вывоз мусора по факту, не используя норматив, уже давно! Снизить таким образом плату за вывоз ТКО можно, опираясь на Постановление правительства РФ №505 от 3 июня 2016 года. И в стране уже есть прецеденты, когда ТСЖ, пользуясь этим Постановлением, сокращают расходы по статье "вывоз ТКО" на треть! Только представьте, сколько денег в месяц высвобождается на ремонт труб в подвале и прочие необходимые дому работы.

Для этого ТСЖ требуется организовать раздельный сбор ТКО (придумать место сбора макулатуры, сетку для сбора пластика, контейнер для крупногабаритного мусора) и заключить договоры на вывоз мусора по фракциям. Нужно направить заявку в администрацию города о раздельном сборе ТКО в доме, указать количество контейнеров, объем, приложив копии договоров на утилизацию пластика и макулатуры. Следующее письмо — к региональному оператору, что на такой-то контейнерной площадке организовано раздельное накопление ТКО, заключены прямые договоры, вот копии. Просим согласовать и направить договор на оплату услуги вывоза исходя из фактического накопления.

Более того, с 1 августа, по словам губернатора Глеба Никитина, в Нижегородской области начинается поэтапное введение раздельного сбора ТКО. И чем скорее Совет любого многоквартирного дома проголосует за его введение, тем скорее он сможет также повторить вышеизложенную схему и перейти к фактическому, более дешевому, вывозу ТКО.

Ну а если председатель какого-либо нижегородского ТСЖ вот уже более полугода не пользуется этой "лайзейкой" для удешевления коммунальной услуги, у Правления ТСЖ, по идее, должны возникнуть к нему вопросы. В частности, о коррупционной составляющей.

Этот вопрос – кому выгодно, чтобы вывоз твердых коммунальных отходов находился на той же стадии, что и сейчас, с всеми не урегулированными вопросами и противоречиями, при этом с явным уклоном в выгоду региональных операторов – возникает при рассмотрении практически каждой грани стартовавшей мусорной реформы, в том числе – "мусорной реформы по-нижегородски».

"НЕТ УРНЫ – НЕТ ПРОБЛЕМЫ"

Например, все та же чехарда и дележ зон ответственности за вывоз ТКО продолжается на уровне взаимоотношений муниципалитетов с ТСЖ и ДУКами. И туристы, и нижегородцы согласны с тем, что в Нижнем Новгороде, даже в его исторической части, в прогулочных местах – крайне мало урн для мусора. Такая же ситуация и в некоторых других муниципалитетах области.

А когда сознательный турист или просто пешеход-горожанин не находит урну по маршруту своего следования, он несет мусор к ближайшему контейнеру – и зачастую это  контейнер возле многоквартирного дома или принадлежащий организации.

И если говорить о необходимости платить за вывоз ТКО по факту их накопления – тем домам и офисам, которые оказываются в зоне высокого пешеходного трафика, вообще очень сильно не повезет.

К сожалению, даже утверждая проекты в рамках программы "Формирование комфортной городской среды", не всегда учитывают эти элементарные необходимые вещи – урны и контейнерные площадки.

Прокрастинация муниципалитетов в этом вопросе, учитывая как раз вектор на повышение туристической привлекательности, вообще не понятна. Необходимо раз и навсегда просчитать, сколько город производит мусора, в каких местах он скапливается, предусмотреть там установку контейнерных площадок и провести раздел между собственными зонами ответственности и зонами ответственности ДУКов, ТСЖ, собственниками зданий, в которых располагаются организации. А, возможно, администрации тянут с решением, потому что хотят экономить собственный бюджет?

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Когда в городе нет урн, мусор вываливают куда попало. Фото: НН.ру.

Доходит до смешного. В Кстове периодически возникают разбирательства между Домоуправляющими компаниями и администрацией города. Здесь есть микрорайоны, где много частного сектора, который отделен от многоэтажек дорогой. В частном секторе, например, в районе улиц Космонавтов и Нижегородская, до сих пор нет ни одной контейнерной площадки – и посему на площадке МКД, которому требуется по сути только пара контейнеров, их стоит целых шесть. По весне и осени их заваливают спилом, ветками, остатками урожая. Расходы по вывозу этого мусора уводит баланс многоэтажки в минус.

"Кроме того, в Кстове практически все контейнерные площадки на муниципальной земле, потому что очень маленькие придомовые территории. Был случай в этом году, когда Госжилинспекция пришла, увидела не вывезенный мусор и по привычке оштрафовала нас, - говорит директор одной из местных домоуправляющих компаний. - Мы отправились в суд и доказали, что за эту точку не отвечаем. Хорошо, что доказали, но где же ясность по разделу территорий, где схема, которая будет у администраций города и контролирующих организаций, которые выписывают штрафы? Регоператор берет плату с отходообразователей. А их понятное количество. По большому счету, у города сейчас отличная возможность разрисовать схему с контейнерами для общегородского мусора, и регоператору ничего не останется, кроме как его вывозить. Если он говорит, что у него в тарифе не заложено, транспорта не хватает – можно найти того, кто за те же деньги согласится это делать".

Многие жилищники жалуются, что им регулярно грозят постановлением, по которому за ними закрепляют ответственность убирать площадки, находящиеся вообще-то на муниципальных территориях. И никакой ясности в этом вопросе нет до сих пор.

ПРОВОКАЦИЯ НЕДОВОЛЬСТВА

Региональные операторы также согласны с тем, что в отрасли сегодня еще немало не решенных вопросов.

Марина Баширова, специалист по связям с общественностью компании "Нижэкология НН":

"Основное желание всех участников отрасли и регоператоров в том числе - это законодательно "законкретить» зоны ответственности, формулировки и понятия в сфере вывоза ТКО. Пока стороны их трактуют, кому как удобно.

Мусорная реформа в Нижегородской области: будем сорить... деньгами?

Марина Баширова. Фото из личного архива.

При разговорах о тарифах жилищники упирают на определение ТКО из ФЗ-89, а когда им хочется, чтобы вывозили также мусор после субботников, они апеллируют  ФККО (федеральный клафисикационный каталог отходов), как бы забывая, что в данном случае федеральный закон – первичнее. Сегодня мы просто ждем окончательных поправок. Понимаем жителей, руководителей ТСЖ, домоуправляющих компаний, которым хотелось бы максимальной экономии. И ждем решений, которые устранили бы двойные трактовки и устроили бы в итоге все стороны, некую середину.

Есть довольно серьезные проблемы, которые предстоит решить. Раздельный сбор мусора – это не только довольно дорогой процесс, о чем сегодня справедливо пишет федеральная пресса. Это выстраивание непростой схемы, которая пока отсутствует. Не для каждой категории мусора мы сегодня можем найти применение. В регионе есть спрос на пластик, алюминий. А вот, например, шины, которые мы зачастую обнаруживаем на контейнерных площадках – их принимает только один перерабатывающий завод в Богородске. Поштучного приема нет нигде. На выяснение подобных вопросов мы скрупулезно тратим временные и человеческие ресурсы, но некоторые из них в итоге остаются без ответа. Мы надеемся на то, что опыт первого полугодия работы правильно расставит акценты, и при поддержке коллег по отрасли мы придем к оптимальной схеме утилизации ТКО".

И вновь мы наблюдаем мнимое бессилие огромной структуры под названием региональный оператор по вывозу ТКО. Ведь будем честны: свалки шин не у каждого дома, а вычислить тех, кто их подбрасывает на контейнерные площадки МКД довольно просто: наверняка по соседству окажется авторемонтная мастерская или другой профильный бизнес. Несколько системных штрафов с помощью Госжилинспекции могли бы решить проблему. Утилизация же этих изделий для регоператора, которых входит в одну структуру с полигоном ТКО, вообще не должна представлять больших трудностей. Иначе шины могут лежать возле домов хоть 200 лет еще – и кто же должен в итоге их увезти? Ждать ли нам под этот "ничейный" и "непонятный" мусор особенной, отдельной "шинной реформы"? А заодно уж и "реформы вывоза мусора в виде листвы и спиленных веток"?..

Уже понятно, что для урегулирования всех спорных моментов мусорной реформы требуется политическая воля. Но как будто кому-то выгодно, чтобы за столом переговоров не оказались главы муниципалитетов, регоператоры, ДУКи, представители ТСЖ, Союз собственников жилья и другие заинтересованные стороны. Как будто кому-то выгодно, чтобы компромисс так и не был найден.

Меж тем, сложившаяся ситуация подливает масла в огонь повышенной социальной конфликтности. На фоне растущих коммунальных тарифов, на фоне пенсионной реформы, недовольство которой пока еще никуда не делось, на фоне сложной ситуации на рынке труда – отсутствие качественных улучшений в сфере, которая обходится населению не дешево и серьезно затрагивает семейный бюджет, усиливает готовность граждан к протестам. "Вы залезли в наш кошелек – где результаты?" - на этот вопрос обыватель так и не слышит внятного ответа. И не видит, чтобы кто-нибудь переходил от говорильни к делам.