Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа?

25 февраля 2025 в 17:32

На Чкаловской лестнице продолжается монтаж трассы для Международного турнира PARI ICE CROSS, который состоится в Нижнем Новгороде с 14 по 15 марта. Турнир уже стал скандальным: градозащитники выступают против установки ледового конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице. По их мнению, это грозит разрушением Чкаловской лестницы. Открытое письмо к представителям власти опубликовал Член национального комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест Алексей Давыдов. "Нижний сейчас" отправился посмотреть, как идет установка трассы и рассмотрел мнения сторон на этот счет.

ГОРЯЧАЯ ТЕМА

Алексей Давыдов в своем письме обозначил, что переоборудование таких объектов как Чкаловская лестница должно проходить историко-культурную экспертизу, общественные обсуждения и согласование с профильными органами. А проводить подобные работы может только специально лицензированная организация. Он выразил недовольство тем, что лестницу, возведённую как мемориал победы под Сталинградом, превратят в «шоу-объект».

В свою очередь, заместитель директора Агентства по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области «АСИРИС» (один из разработчиков и кураторов флагманского проекта правительства Нижегородской области - регионального стандарта по сохранению историко-культурного наследия) Анна Давыдова сообщила, что обратилась в прокуратуру с просьбой проверить законность работ. Свои сомнения она активно высказывает в телеграм-канале заместителя губернатора Нижегородской области Олега Берковича.
Официальный ответ министра спорта Нижегородской области Дмитрия Кабайло, процитированный пресс-службой правительства региона в том числе в соцсети Берковича, гласит, что при согласовании мероприятия учитывался статус Чкаловской лестницы как  объекта культурного наследия:

"Поэтому для монтажа трассы разработана  конструкция, которая не предусматривает крепления к лестнице, - говорится в официальном сообщении. - Часть лестницы, по которой проходит трасса, будет закрыта фанерой, чтобы не допустить повреждений объекта".

Также указывается, что вопрос сохранности Чкаловской лестницы контролируется профильными ведомствами:

"В рамках подготовки мероприятия, проработан соответствующий раздел в документации, посвященный обеспечению сохранности объекта - предусмотренные в нем положения будут выполнены. Проведена инспекция текущего состояния лестницы, итоги которой зафиксированы протоколом. Повторная инспекция состояния объекта будет проведена по завершению демонтажа трассы. В случае, если при повторной инспекции будут выявлены ранее отсутствовавшие повреждения, на организаторов турнира возложено обязательство восстановить состояние объекта в кратчайшие сроки", - подчеркивается в сообщении.

Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впрочем, по словам Анны Давыдовой, таким образом "косвенно подтверждается, что разрушения будут".

Кстати, спор замдиректора "АСИРИСа" с министерством спорта и с заместителем губернатора свидетельствует о зачатках демократичной коммуникации в министерствах и ведомствах. Анна Давыдова как представитель одобряемой региональным правительством структуры, тем не менее, высказывает свое независимое, хоть и резкое мнение.

МНОГОКРАТНЫЙ РЕМОНТ

Напомним, Чкаловская лестница частично обрушилась 8 сентября 2019 года, после чего опасный участок огородили. Ремонт и масштабное благоустройство Чкаловской лестницы проводилось к 800-летию Нижнего Новгорода с декабря 2020 года по июль 2021 года. Подрядчиком стала нижегородская компания «Фрегат». На реконструкцию выделили 159 млн руб.

Открыли лестницу после реконструкции после 4 августа 2021 года.

В конце февраля 2022 года на лестнице появились трещины и сколы. Нижегородцы обратили внимание на данный факт. По словам чиновников, они образовались под воздействием осадков и перепадов температур, а некоторые повреждения могли возникнуть из-за небрежного отношения людей.

Весной 2022 года после наступления плюсовых температур лестницу по гарантии восстанавливал генеральный подрядчик – государственное предприятие Нижегородской области по достройке и реставрации объектов недвижимости (ГП НО «ДиРОН»).

И весной 2024 года жители города снова заметили трещины на лестнице, после чего был проведен косметический ремонт объекта. В управлении делами правительства Нижегородской области пояснили, что "растрескивание декоративного штукатурного слоя в местах технологических швов не является нарушением целостности конструкции и может проявляться после наступления положительных температур после зимнего периода, поскольку под воздействием температурного режима и насыщения влаги конструкция незначительно меняется в размерах, для чего и делаются температурно-усадочные швы". Подобные работы проводятся каждый весной, подчеркнули в ведомстве.

В таком случае, наверное, трещины и отвалившаяся штукатурка на Чкаловской лестнице в феврале 2025 года не должны удивлять или расстраивать. ИА "Нижний сейчас" обнаружил несколько таких мест на ОКН (на фото их малая часть).

Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа? Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа?

 

 

Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа? Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа?

Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа?МОНТАЖ НЕ ПО ГОСТам

Как ни странно, начавшиеся работы по монтажу ледового трамплина на Чкаловской лестнице на сегодняшний день производятся при отсутствии каких-либо заграждений, которые обязаны выставлять при ведении строительных работ в соответствии с ГОСТ Р 58967-2020. С указанием подрядчика и его контактов, кстати. В самом низу лестницы и в середине нее уже выросли многометровые металлические конструкции трамплина, но ни забора, ни страховочной строительной сетки нами обнаружено не было.

Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа?

Источник ИА "Нижний сейчас" из строительной отрасли также был удивлен выбором строительных материалов и креплений: обычными саморезами вместо специального монтажного крепежа; не ламинированной, не влагостойкой обычной фанерой под заливку льда и айс маты; брусами из обзола (сырого, и местами даже почерневшего дерева с корой). По мнению эксперта, эти материалы еще до начала соревнований (а до них еще две недели) пострадают от перепадов температуры и влажности. По его мнению, если эту конструкцию НЕ монтировать на анкер в саму лестницу, она рискует "поплыть" во время соревнований от веса спортсменов и вибрации. Чем грозит смещение трассы хоть на миллиметр для спортсмена, развившего на спуске скорость около 80 км/час, страшно себе представить. О людях, кстати, об их жизни и здоровье, ни одна из спорящих о лестнице сторон еще вообще не задумывалась.

Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа?

Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа? Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа?

Монтаж конькобежного трамплина на Чкаловской лестнице: ошибка или победа? Также наш источник указал на ГОСТ Р 55529-2013, который должен соблюдаться при сборке объекта спорта для выполнения требований безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий.

ПРОГНОЗ СО ЗНАКОМ "+" ИЛИ "-"?
Между тем, синоптики к середине марта прогнозируют температуру в пределах + 2 градусов по Цельсию. Не сойдет ли лед с установленной трассы непосредственно перед соревнованиями? Хотя прогноз, конечно, еще может измениться.

А вот политический прогноз об итогах международного турнира PARI ICE CROSS сделать довольно просто.

В случае значительных повреждений объекта ОКН – всеми горожанами любимой Чкаловской лестницы, или, того хуже, травмирования спортсмена, данные соревнования станут одним из самых скандальных управленческих решений нынешнего министра спорта Дмитрия Кабайло, который в своем Телеграм-канале первым заявил, что все под контролем.
Фото: ИА "Нижний сейчас".