Мониторинг событий недели с 20 по 24 октября от нижегородских экспертов

«Путин и демография, вновь китайская «Волга», Сивохин переехал в эпицентр вони»  — таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 20 по 24 октября 2025 года. ИА «Нижний сейчас» и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема — Совет по реализации государственной демографической и семейной политики начал работу

Вадим Попов, фото из личного архива

Вадим Попов, политолог:

— Одним их знаковых событий недели внутренней российской повестки стало заседание Совета по демографии под председательством президента России Владимира Путина. Оно еще раз показало приоритет государства и лично президента в создании условий для российских семей. Показательны стали слова главы государства, что многодетные семьи должны стать нормой для России. По словам президента, все больше россиян хотят, чтобы их семьи были многодетными. И этот факт является очень важной тенденцией, которая может наконец переломить острую проблему снижения численности населения России и демографической ямы — крупнейшей в истории современной России. К слову, эту проблему очень хорошо понимают в Кремле, не отрицают ее и признают. «Глобальным вызовом в мире сегодня является снижение рождаемости, Россия не исключение», —  отметил глава государства.

Нужно понимать, что на решение пары завести ребенка влияют комплекс факторов, среди которых, конечно, определяющий — это материальная составляющая. И поэтому правильно отметил Владимир Путин, что государство должно сделать все, чтобы рождение ребенка поднимало статус семьи, а не ухудшало ее условия. К слову, президент отметил Нижегородскую область в качестве примера активной региональной демографической политики. «Региональный семейный капитал предусматривает ежемесячные выплаты в течение трёх лет после рождения ребёнка. Первого, второго, третьего и последующих детей. Причём поддержку получают все семьи, независимо от уровня их дохода. Просто по факту рождения ребёнка». В условиях инфляции эта нижегородская практика материальной поддержки семей, на мой взгляд, должна стать нормой для всех страны.  На Совете присутствовал и выступал нижегородский Губернатор Глеб Никитин. Также немаловажным фактором является решение федеральных властей усовершенствовать систему выплат, ориентируясь на поддержку многодетных семей. В частности, на заседании были озвучены планы по введению новых мер поддержки, таких как увеличение размера пособия студентам при рождении ребенка и расширение возможностей ипотечных кредитов для семей с несколькими детьми. Кроме того, планируется создание регистра данных о беременных женщинах, введение дифференцированных ставок по семейной ипотеке и развитие специальных социальных льгот для студентов. Все меры направлены на повышение статуса семьи и облегчение процесса воспитания детей.

Как мне видится, очень важны вот какие слова президента: «Рождение ребенка — это личное решение каждой семьи, не должно быть никакого давления. И я надеюсь, что этот призыв президента услышат чиновники и депутаты по всей стране и перестанут генерировать странные инициативы, по сути принуждающие людей рожать вне зависимости от условий. Демография — очень тонкая материя, проблемы которой не решишь грубо, с наскока. В этом вопросе важна консолидация государства, бизнеса, общества и поддержка со стороны СМИ. То есть помимо создания материальных условий для семей важно просвещение молодежи в части культивирования ценностей многодетной семьи. Ведь не секрет, что поколение «Альфа» мыслит только потребительством и этот тренд нужно осторожно переламывать, в том числе с помощью медиа.

Таким образом, прошедший Совет по демографии не только актуализировал текущие проблемы в отрасли, но и определил контуры комплексной стратегии, направленной на укрепление института семьи и стимулирование роста численности населения путем сохранения культурных традиций и предоставления качественной финансовой поддержки. При этом, как определил президент, понимание личной свободы выбора родителей должно гармонично сочетаться с активным государственным вмешательством, призванным обеспечить благополучие будущих поколений. Важно понимать, что эта работа направлена на обеспечение устойчивого будущего России.

 

Региональная тема — давно обещанный автомобиль «Волга», ранее выпускаемый ГАЗом, вновь оказался китайским

Андрей Самсонов, фото из личного архива

Андрей Самсонов, научный сотрудник филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института ПСУ:

— Производство легковых автомобилей в России в первой четверти XXI века – это отдельная история, ещё ждущая своего исследователя. Собственно, в условиях глобализации всех экономических процессов, устаревшей технологической и производственной базы самых разных комплектующих (от двигателей до пластикового «обвеса»), очень высокой конкуренции, относительно дорогой рабочей силы и самого производства в сравнении с азиатскими странами, необходимо признать поражение отечественного легкового автопрома. По большому счету, помимо экономической конъюнктуры, влиявшей на поведение бизнеса, не лучшим образом зарекомендовали себя и другие участники рынка. Потребители – явно отдавали предпочтение иномаркам, даже дешевым и, что поразительно, собранным в той же России. Правительство – отсутствием сколь-нибудь решительной поддержки и продвижения. Вероятно, было принято решение сохранить отечественное производство и школу автостроения в стратегических отраслях: общественный и легкий коммерческий транспорт, различные типы внедорожной, грузовой и специальной техники. А легковой автопром оставили выживать самостоятельно, за исключением разве что Тольяттинского автозавода, который, по-видимому, было решено сохранить на уровне 15% — 25% рынка, как потенциальную точку опоры, наиболее крупное и технологически современное предприятие.

Как это ни парадоксально, но начало СВО и связанные с ним санкции, выразившиеся в автопроме в коллективном бегстве из России большинства мировых автомобильных концернов, продемонстрировали адекватность такой политики. Страна не испытывает особых проблем в тех секторах автопроизводства, которые имеют стратегическое значение. А запрос частного потребителя практически полностью удовлетворили китайские автопроизводители. Если абстрагироваться от традиционных «стонов» лоббистов, «ультра-правильных» сентенций политиков и истеричных вскриков отдельных персонажей, в представлении которых отечественный автопром мертв уже полвека, то ничего необычного или страшного не происходит. Вновь, как в начале века, в легковом автомобилестроении начинает раскручиваться тема локализации производства, только теперь китайских легковых авто. Уже катается полностью китайский «Москвич». Продолжается работа с китайскими партнерами ГАЗом. Аналогичные истории развиваются в большинстве регионов, где существовала сборка и производство легковых автомобилей европейского, американского или японского производства, есть производственные площадки и квалифицированная рабочая сила.

В отношении истории с ГАЗом мы имеем пример обычного хайпа «на теме». Относительно достоверны можно считать лишь один момент – партнером ГАЗ станет не Changan Automobile Group, а не менее китайская Geely Automobile Holdings Limited. Не известен ни точный срок запуска серии, ни модельный ряд, ни предполагаемые объемы производства, ни степень локализации. Не известны и причины смены партнера. Все, кто реально владеет информацией, предпочитают не делать заявлений, так как собственно и повода особого нет.

Удивляет некоторое «перевозбуждение» части журналистов и общественников по поводу «шильдика» и англоязычной надписи о китайском дизайне новой «Волги». Возникает ощущение, что авторы, мнящие себя специалистами, не знают истории российского и, особенно, советского легкового автопрома. То есть, не разбираются в предмете, о котором пишут или говорят. В производстве собственных легковушек в Нижнем Новгороде была значительная пауза, за время которой многое изменилось, как с точки зрения технологий и конструкционных решений, так и в поведении потребителей. Если кто не знает, то современный китайский автопром начинался именно с локализации преимущественно японских моделей – от двигателя и трансмиссии и вплоть до отделки салона. Сегодня – он вполне самостоятелен. Ранее, советский автопром – начинался аналогично, с покупки завода и модельного ряда под ключ у Форда (ГАЗ), ФИАТа (Тольятти), вывоза немецкого производства Опель по репарациям («Москвич»). Именно поэтому стоит спокойно понаблюдать за процессом. Возможно, хоть и не обязательно, в ближайшее время мы увидим возрождение отечественного легкового автопрома и в Нижнем Новгороде. Сначала в форме сборки и постепенного увеличения степени локализации. А затем и собственные решения.

 

Муниципальная тема — генеральный директор «Теплоэнерго», депутат гордумы Дмитрий Сивохин уже два месяца «живет и работает» на Станции аэрации. Возбуждено уголовное дело из-за халатности

Наталья Шартанова (фото из личного архива)

Наталья Шартанова, руководитель организации «Союз по защите прав потребителей в сфере ЖКХ»:

— В прошлом году присутствовала на заседании Городской думы Нижнего Новгорода по вопросам подготовки к отопительному сезону и по вопросу вони в городе. Тогда заслушивали главу «Теплоэнерго» Дмитрия Сивохина, только что назначенного вместо арестованного Ильи Халтурина. Сивохин хотел казаться человеком, не знакомым с проблемой ужасного запаха в городе, всячески отговаривался, зачитывая подготовленные ответы — о том, что постоянно проводятся замеры воздуха, нарушений нет. Депутаты же были не активны, предложений не высказывали, как будто их это не волнует. Это было начало сентября 2024 года — и до того заседания горожане уже год возмущались вонью и били тревогу. Вот и выходит, что третий год город задыхается. Петиции, сбор подписей (их почти 10 000), бесконечные обращения граждан в госорганы и надзорные службы, шумные и нелицеприятные высказывания в адрес власти в социальных сетях результатов  не приносят, вонь в городе не исчезает, ветер разносит её по городу.

Депутат городской думы, гендиректор «Теплоэнерго» Дмитрий Сивохин, в чью зону ответственности входят водоканализационные системы, заявил, что его рабочий кабинет теперь находится на станции аэрации. Один он туда переехал или вместе с секретариатом и многочисленными замами — не уточняется. В этой истории популизма достаточно. Но зловоние с переездом гендиректора на станцию аэрации в верхней части города не исчезло, а только усилилось.

Депутаты городской Думы Нижнего Новгорода захотели побывать в гостях у своего коллеги на станции аэрации только спустя годы — посмотреть, что же так воняет. А вот депутаты Законодательного собрания Нижегородской области и его комитет по экологии просит нижегородцев потерпеть смрадный запах, дождаться завершения модернизации станции (кстати, сметная стоимость только первого этапа уже достигла 11,7 млрд рублей). Канализационный запах абсолютно точно не может не раздражать горожан, о нём постоянно пишут СМИ. Но проблема не решается, замечу, не один, не два месяца, а третий год! Источник запаха давно известен, одним воздухом дышим, и надевать противогазы, по всей видимости, у надзорных органов нет желания. В настоящее время силовики подключились к этому вопросу, следственными органами Следственного комитета России по Нижегородской области, в том числе по материалам проверки Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры и УФСБ региона, возбуждены уголовные дела.

Властям давно надо было признать проблему и безотлагательно устранять её в круглосуточном режиме, а не делать вид, что ничего не происходит. Надеюсь, что возбужденные уголовные дела по факту халатности должностных лиц при реконструкции нижегородской станции аэрации послужат основанием ускорения работ и прекращения вони в городе. И «ветер перемен», и чистый воздух вернутся в Нижний Новгород в ближайшее время.

 

24.10.2025 / 16:23
Поделиться:
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости в социальных сетях. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.