Мониторинг событий с 28 октября по 2 ноября от нижегородских экспертов

2 ноября 2024 в 12:28

"Холодная экономика, Фонд для СВО, был городской — стал муниципальный", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема – Охлаждение экономики России

Мониторинг событий с 28 октября по 2 ноября от нижегородских экспертов

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

Иван Юдинцев, политолог: очень серьезная по содержанию и значению дискуссия развернулась на этой неделе после заявления министра экономразвития России Максима Решетникова о том, что его министерство наблюдает признаки охлаждения экономики в России. Сразу подчеркнем, что сами эти слова стали только поводом для обсуждения экономической политики, проводимой правительством и Центробанком. Причем многое указывает, что у кабинета министров и финансового регулятора разное понимание того, куда и как надо направлять экономику в нынешней ситуации.

Фактически позиции сторон были открыто заявлены еще в конце прошлой недели. 25 октября Банк России поднял ключевую ставку до 21%, что стало ее новым самым высоким значением, привычно объяснив такое решение необходимостью борьбы с инфляцией и указывая на "перегрев экономики".

При этом буквально накануне министр финансов Антон Силуанов перед голосованием в Госдуме за проект бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов ответил, как он относится к постоянному, в последнее время, повышению ключевой ставки. Министр сказал, что повышение "ключа" ему не нравится, поскольку снижает уровень экономической активности в стране. Он добавил, что слышит аргументы Банка России, но надеется, что период высокой ключевой ставки скоро закончится, и ее уровень вернется к нормальным показателям.

На этом фоне Максим Решетников и сказал журналистам на полях бизнес-форума в далекой Танзании, что рост ВВП в 2025 году ожидается в рамках ранее объявленных 2,5%, но "сейчас видим признаки начала охлаждения экономики".

Здесь надо напомнить, что рост ВВП России в 2025 году, изначально прогнозировавшийся на уровне 2,8%, по факту может составить 3,9%. И это один из наших важнейших ответов на беспрецедентные антироссийские санкции. Причем этот ответ важен, конечно, не с пропагандистской точки зрения, хотя и этот аспект имеет значение. Речь идет о развитии экономического суверенитета, поскольку одним из двух основных факторов роста, наряду с форсированным развитием оборонки, стало импортозамещение. Проще говоря, частные инвестиции пошли туда, где образовалась пустота после ухода с российского рынка многих зарубежных компаний.

Но для развития бизнеса нужны кредитные средства. А брать взаймы под более, чем 20% годовых, не просто невыгодно, – для многих коммерческих предприятий вернуть кредит, полученный на таких условиях, просто нереально.

При этом росту инфляции способствует не только наличие в стране значительной денежной массы, объем которой и стремится ограничить ЦБ, повышая ставку и сворачивая возможности кредитования, но и сокращение предложения на рынках товаров и услуг. А такое сокращение или, как минимум, замедление роста предложения, оказывается неизбежным, если предприятия, производящие товары массового спроса и оказывающие услуги населению, не смогут кредитоваться под приемлемый процент. Так что и с точки зрения борьбы с инфляцией политика Центробанка не выглядит столь уж однозначной, тем паче, что остановить повышение цен пока не удалось.

Зато ВВП России продолжает оставаться высоким. Так, в 2024 году ожидается рост мировой экономики на 3,2%, то есть мы опередим средний показатель на 0,7 процентного пункта. Однако экономики наших новых стратегических партнеров растут еще быстрее: прибавка ВВП в Индии составит около 7%, в Китае и ОАЭ – под 5%, и даже экономика нового партнера БРИКС Индонезии, еще недавно испытывавшая проблемы, вырастет на 5%.

Причем во всех этих странах ключевая ставка заметно ниже. Если взять для сравнения ведущие экономики мира, отнеся к таковым условно страны БРИКС, G20 и Глобального Юга, то наш "ключ" уже на третьем месте, уступая только двум странам с совсем уже экстремальной кредитно-финансовой политикой – Турции и Аргентине. А вот, к примеру, в Бразилии ключевая ставка в конце октября составила 10,75%, в ЮАР – 8%, в Индии – 6,5%, в Китае – 3,35%.

Очевидно, что при таком положении дел рост нашей экономики должен замедлиться. И теперь важно понять, какими будут темпы роста по отраслям. Судя по значительным средствам, заложенным в бюджет на оборонку на три года вперед, а также по объему мер господдержки этой отрасли, здесь продолжится форсированный рост. Но тогда будут ли по-прежнему расти сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие сферы производства товаров массового потребления, если общие темпы снизятся? И если рост этих отраслей замедлится, но не станет ли это новым стимулом инфляции? Ответы на эти вопросы пока не прозвучали, но мы узнаем их уже в ближайшие месяцы. Прочитаем если не в новостях, то на ценниках в магазинах.

Региональная тема — в Нижегородской области начал работу фонд помощи СВО

Мониторинг событий с 28 октября по 2 ноября от нижегородских экспертов

Валерий Киселев (фото из личного архива)

Валерий Киселев, журналист: на днях правительство Нижегородской области учредило Фонд Народного единства. Это решение было поддержано и предпринимательским сообществом региона. На территории Нижегородской области вскоре станут работать 12 отделений этого фонда. Работа по их созданию началась и, будем надеяться, не затянется.

Почти три года, как идет специальная военная операция, и когда она будет завершена – никто сказать точно не сможет, поэтому такая инициатива руководства области представляется пусть и немного запоздалой, но все равно актуальной. Тем более, что финансовые средства, которые предстоит аккумулировать в этом фонде, будут направлены на поддержку добровольцев, заключивших на территории региона контракт с министерством обороны России.

В годы Великой Отечественной войны победа была достигнута прежде всего единством фронта и тыла. В то время, в условиях плановой экономики и строго контролируемого расходования выделяемых государственных средств, предприятия практически не имели возможности помогать фронту сверх выделяемых им фондов. Огромную гуманитарную помощь армии тогда оказывали прежде всего граждане страны из своих личных средств. Сейчас ситуация изменилась: у многих предприятий и учреждений в условиях рыночной экономики есть свободные финансовые средства, нередко весьма значительные, и государству это надо использовать. Предприниматели должны понимать, что такое решение в конечном итоге не только в общенародных интересах, для победы в специальной военной операции, но и для их будущего. Все должны понимать, что мера эта – вынужденная, но необходимая в нынешней экономической и политической ситуации.

Формироваться фонд Народного единства будет, прежде всего, за счет добровольных пожертвований организаций и предприятий региона. Но не только: и физические лица, обычные граждане, и общественные организации, имеющие желание и возможности, также могут делать свои взносы на общее дело. Таким образом создан не только новый правовой механизм, но и фонд, который позволит объединить и систематизировать помощь от предприятий и организаций, поддерживающих добровольцев СВО.

По уставу фонда, предприятие или организация, заключившие соглашение о сотрудничестве, становятся его партнером. Очень важно, что государство в лице правительства области с созданием этого фонда учитывает и материальные интересы предприятий. Каждое из них получит поддержку, которая предусматривает предоставление субсидий, грантов или других действующих форм поддержки бизнеса из областного бюджета. То есть, предприятие делает перечисления в фонд Народного единства, а взамен постепенно – получит, пусть, может быть, и не сразу, и не в полной сумме, возмещение своих затрат. В конечном итоге – стабильную работу и будущее.

Разработаны механизм и правила перечислений в этот фонд: ежеквартально в размере не менее 5 процентов от налоговой базы для расчета налога на прибыль. Возможны и пожертвования организаций, работающих по упрощенной системе налогообложений: их размер взноса составит 1 процент от дохода.

По уставу фонда, его средства пойдут на поддержку добровольцев, заключивших контракт с министерством обороны. Однако эта задача фонда не должна быть единственной. В Нижегородской области с самого начала специальной военной операции активно стали действовать волонтерские организации, да и просто группы обычных граждан, которые за свой личный счет помогают армии: изготавливают маскировочные сети и окопные свечи, шьют обмундирование, закупают продовольствие, инструменты, а нередко и дорогостоящую технику. Фонд Народного единства мог бы помогать им в закупке необходимого сырья и материалов.

Буквально через два дня после создания фонда Народного единства, 30 октября, появился и первый его партнер: ООО "РБК-Рубикон". Это известная компания, которая занимается строительством автомобильных дорог и магистралей, причем не только в Нижегородской области. Еще в мае 2022 года эта компания начала работать в Донецкой Народной Республике на восстановлении дорожной инфраструктуры. Там же ей был открыт новый асфальтобетонный завод, из Нижнего Новгорода прибыли специалисты с дорожной техникой.

Эдмон Егиазарян, руководитель ООО "РБК-Рубикон", сказал, что для него первым внести первое пожертвование в фонд Народное единство было важным. Будем надеяться, что его примеру последуют и другие предприниматели региона.

Муниципальная тема - Нижегородское Заксобрание одобрило смену статуса девяти округов в регионе

Мониторинг событий с 28 октября по 2 ноября от нижегородских экспертов

Владимир Хрыков (фото из личного архива)

Владимир Хрыков, политолог: Законодательное Собрание Нижегородской области 31 октября 2024 года поддержало вопрос о наделении девяти из 15 городских округов региона статусом муниципального округа с 1 января 2025 года. В список вошли городские округа город Первомайск, Перевозский, Воротынский, Навашинский, Бор, Шахунья, Чкаловск, Семеновский и Сокольский городские округа.

В целом данную реформу стоит поддержать и признать, что в этот раз, власть идет в правильном направлении, когда на законодательном уровне признается сельская территория, а не только город, к которому начали стремиться с 2000х гг.

Вопросы продовольственной безопасности, которые встали перед Россией после санкций, явно пошли на пользу. Федеральная власть, наконец, подняла вопрос о развитии сельских территорий, что отразилось в реформировании муниципальных территорий. То есть, все новое – хорошо забытое старое, но хорошо, что возвращаемся. Я даже слышал, что в Нижегородской области заговорили о программе развития Нечерноземья. Я напомню, что в 2019 году Совет Федерации РФ выпустил целое постановление по вопросу развития Нечерноземья, которое, по сути, было проигнорировано правительством РФ. И вот мы начинаем снова возвращать статус сельских территорий.

Хотелось бы, конечно, видеть широкую дискуссию в Нижегородской области о развитии сельских территорий и малых городов, а не просто юридические действия, преобразующие округ городской в муниципальный. Я, например, предлагал в 2020 году концепцию развития северной нечерноземной части Нижегородской области от Бора до Шахуньи, где река Волга разорвала бы агломерацию и дала старт малым городам и сельским территориям. Фонд "Льняной союз" продолжает отстаивать необходимость создания сети опытно-экспериментальных хозяйств в сфере льна, концепцию которых предлагал реализовать на севере региона как драйверов развития сельского хозяйства. Лен – это не только культура, благоприятствующая нечерноземью, но еще и обязательные севообороты, что запустило бы животноводство совсем в иных масштабах, нежели сейчас. И тут нам дала мощную затрещину цена на сливочное масло, подскочившая несколько дней назад. Вот и смотрим, что же создали, когда забыли про сельские территории, менеджеры и маркетологи. Оказалось, что они молоко не дают и зерно не растят.

Таким образом, я хочу сказать, что изменение статуса городских округов на муниципальные является хорошей тенденцией, но мы должны, в целях поддержки давних инициатив и поручений президента России Владимира Путина, главы Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко, инициатора современной концепции развития Нечерноземья и нового льняного комплекса Виктора Иванова, идти дальше, уходить от агломераций и мегаполисности и возрождать наши нижегородские малые города и села. Создавать самые лучшие условия, чтобы молодежь не уезжала из них, а наоборот возвращалась.

Я уверен, что губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, который провел первое в современной истории России межведомственное совещание в минпромторге по развитию льноводства и далее будет продолжать тему подъема Нечерноземья на примере Нижегородской области.