"БРИКС в Казани, "Семейный квартал" от губернатора, "выборы" мэра в Дзержинске", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Саммит стран БРИКС в Казани или продолжение праздника "непослушания" от мирового большинства
Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института ПСУ Андрей Самсонов: саммит, а если по-русски, встреча глав государств БРИКС, безусловно, стала темой номер один информационной повестки мировых медиа. В условиях очень сложных процессов в международных отношениях большинство материалов балансирует на грани фейков, открытой дезинформации, "троллинга" и инфо-шума. Чтобы разобраться в реальных целях и итогах мероприятия необходимо понимание того, чем является БРИКС, как и когда возникло данное объединение и почему вызывает столь явную аллергическую реакцию у части "цивилизованного" мирового сообщества.
До 2009 года главным неформальным объединением, в рамках которого принимались согласованные решения, далее проводимые через систему международных политических и экономических институтов, являлась G7. Семь наиболее развитых экономик мира, определяющих вектор, принципы и правила финансово-экономического и политического развития, формирующих мировую "повестку" и ее смысловое наполнение. Итоги кризиса 2007 – 2008 годов продемонстрировали всему остальному миру, что спасение западных экономик и мировой финансовой системы будет осуществляться за счет экономического развития стран, не входящих в этот клуб "цивилизованных". Альтернативой из 2024 года стал тезис о прогрессе стран БРИКС в "реализации общих проектов в сфере биомедицины, зеленой энергетики, науки о космосе и полярных исследований", содержащий прямой намек, что мировую "повестку" они готовы наполнить собственным содержанием, удовлетворяющим их интересам развития.
Первый саммит БРИКС состоялся в том же 2009 году в России. По аналогии с G7 – это слабо формализованное объединение, которое не является организацией в прямом смысле этого слова, призвано формировать и проецировать на международные отношения не документальные решения, а принципиальную позицию стран. Изначально, с момента возникновения, БРИКС настаивал на равноправном включении именно в процесс разработки таких правил, которые бы учитывали интересы населения стран за пределами "золотого миллиарда".
В 2024 году в Казани присутствовали главы 22 государств, а делегациями высокого уровня было представлено еще 17 стран. И главная угроза "коллективному Западу" в том, что это уже далеко не слаборазвитые и "догоняющие" экономики, которые просят учесть их интересы. Сегодня, Китай, Индия и Россия – это 1, 3 и 4 экономики мира по общепризнанным данным. И два из трех сильнейших в военном, ядерном и космическом отношении государства. Принятая по итогам саммита Казанская декларация БРИКС, 43-х страничный документ, содержащий 134 пункта, выглядит как последнее предупреждение мирового большинства, обращенное "коллективному Западу". В таком формате и с таким представительством это звучит не как просьба, а как требование соблюдать принципиальные рамки взаимоотношений, очерчиваемые декларацией.
Гегемония "коллективного Запада" в первую очередь имеет финансово-экономическую основу, поддержание которой базировалось на военном превосходстве. Поэтому достаточно остановиться на двух ключевых аспектах декларации. Первый – страны БРИКС признают "законные и обоснованные опасения всех государств в области безопасности". Это дипломатически изящное подтверждение правомочности требований России к Западу в отношении расширения НАТО, фактическое признание права на проведение СВО. В этом контексте совершенно иначе звучит тезис об обеспокоенности БРИКС политикой односторонних финансово-экономических и технологических санкций и ее последствиях.
Второе требование – реформа Бреттон-Вудских институтов, определяющих современную мировую финансово-экономическую систему, "за счет расширения вклада развивающихся стран в мировую экономику". Казалось бы, аморфное и абстрактное заявление, если бы не последующие плохо завуалированные тезисы-"угрозы": страны БРИКС "поддержали использование альтернативных валют в рамках пула валютных резервов объединения", договорились упрощать процедуры торговли между странами, обмениваться опытом в области прав интеллектуальной собственности и экспортного контроля технологий, создании собственной инвестиционной платформы и инфраструктуры, мультимодальной торговой логистики и т.д. И все это – на основе двухсторонних или многосторонних соглашений между странами и вне финансово-экономического контроля Запада.
Весь этот пул тезисов расшифровал и упаковал в "троллинг" президент России. Путин покинул зал заседаний саммита с некоей купюрой в руках, демонстративно "засветив" ее журналистам. Разумеется, пресс-служба президента в дальнейшем пояснила шуточное происхождение "квазиденег". Однако намек на дальнейший вектор развития стран мирового большинства, если их интересы в очередной раз будут проигнорированы, абсолютно понятен.
Региональная тема — в Нижегородской области обсуждают идею "Семейного квартала"
Сергей Раков, директор ИА "Нижний сейчас": губернатор Глеб Никитин в начале недели озвучил идею создания единого медицинского пространства "Семейный квартал". Эта тема уже обсуждалась с депутатами законодательного собрания. Как сказал губернатор, новая идея объединит и тему здоровья, и демографию, и повышение качества медицины. Суть идеи — на базе уже функционирующих учреждений здравоохранения создать многофункциональный медцентр: центр репродукции, роддом, детскую и взрослую поликлиники, больницы. Планируется не выделять новые участки земли под такое большое учреждение, а реализовать проект на базе 30-й больницы в Московском районе, где рядом уже есть действующие учреждения. Сейчас они разобщены и требуют и ремонта, и благоустройства территорий. То есть губернатор хочет сделать "вторую больницу Семашко" и для Нижнего, и для области, но со своим профилем, а также с филиалами по области. Уже называют этот проект масштабным и уникальным для России.
Все озвученные выше темы и проблемы — это компетенции региональной власти. Проблемы демографии в регионе в частности и в стране в целом хорошо известны. Скорее всего уже просчитано, что если не предпринять мер сейчас, то Россию ждет в обозримом будущем ухудшение ситуации. Очень хорошо, что эти сигналы понимают в региональном минздраве, так как скорее всего губернатор проникся этой идеей не только после стратегических установок из федерального центра, но и после выкладок нашего министерства. Информации в публичное информационном поле дано пока маловато— всего лишь один небольшой пост в телеграм-канале Никитина, но очевидно, что управленческое решение соответствует моменту рационального подхода к делу. Реконструкция существующего комплекса зданий, обновление оборудования и благоустройство скорее всего по срокам будет быстрее, чем начинать проект с нуля. А сроки в вопросе демографии очень важны. Иначе получим демографические ямы одну за другой. Конечно, этот проект потребует больших региональных и, возможно, федеральных средств. Поэтому губернатор и начал обсуждение темы с региональными парламентариями, чтобы заручиться поддержкой для дальнейших действий. Уверен, что Никитин использует и другие лоббистские возможности привлечения средств. К примеру, поставит соответствующие задачи и нашим депутатам Госдумы.
Главное, чтобы идея быстрее превратилась в реальный проект с конкретными сроками и не повторилась ситуация, похожая на аномальную ситуацию со строительством нового онкологического центра — когда деньги потрачены на проект, на корректировку проекта, на экспертизы и прочее, а "воз и ныне там". Еще с 2007 года правительство региона планировало строить онкоцентр на принципах ГЧП. Все начиналось красиво. Не получилось. Неужели все дело в авторстве идеи? Ведь тема онкоцентра родилась при прежнем губернаторе Шанцеве. Может поэтому тема и буксует? Надеюсь, причины не в этом. У губернатора Никитина впереди четыре года его второго срока. Этого пока достаточно, чтобы успеть реализовать задуманное: и онкоцентр и "Семейный квартал".
Вообще демографическая тема сейчас разворачивается на всех уровнях. В Госдуме на рассмотрении находятся десятки законопроектов по теме демографии, и даже принимается межфракционный проект о запрете пропаганды чайлдфри. Но, к примеру, лидер СРЗП Сергей Миронов открыто говорит, что запрет идеологии чайлдфри не изменит ситуацию — никто сразу не побежит рожать. По словам Миронова, самая главная причина падения рождаемости — это неуверенность в "завтрашнем дне". Не решены жилищные, социальные и экономические проблемы граждан. А это ежедневные задачи губернаторского корпуса по всей стране.
Муниципальная тема — "выборы" мэра Дзержинска. Определились кандидаты на пост Главы города химиков
Александр Марков, политический обозреватель: в Дзержинске закончился прием конкурсных заявок на должность главы города. По плану 30 октября состоится заседание городской Думы, и у Дзержинска будет новый глава. Кирилл Ваганов (ЛДПР), Сергей Елизаров (КПРФ) и Михаил Клинков (Единая Россия) выдвинули свои кандидатуры. То, что состав участников конкурса не содержит интриги – понятно. Победит Клинков, который в настоящее время уже выполняет обязанности главы города. На самом деле интрига заключается не в участниках конкурса, а в тех, кто на этот конкурс не заявился.
Бросается в глаза отсутствие кандидата от партии СРЗП, который бы, безусловно, дополнил список выдвиженцев от партий. Тем более что в Дзержинске у СРЗП "женское лицо" - Нина Аранович. Ее участие добавило бы конкурсу гендерного разнообразия. Получается, либо "эсэры" поступили мудро и не стали участвовать в качестве дежурного кандидата, либо их для этого просто не пригласили. В последнем случае это не очень хороший сигнал, свидетельствующий о том, что с СРЗП как минимум в Дзержинске не очень считаются.
Не заявился на конкурс и участник СВО, депутат городской Думы Сергей Чендырин, который по моей информации зондировал почву в околовластных кругах на предмет возможности участвовать в борьбе за кресло мэра. "Опрокидывать" с конкурсом участника СВО было бы некрасиво и не соответствовало бы текущим трендам. Вероятно, в качестве компенсации Чендырин получит гарантии беспрепятственного прохождения в Думу следующего созыва, несмотря на свое легкое "фрондерство", которое у городских властей не в почете.
Не стали привлекать к участию в конкурсе и общественников, чтобы случайно не подняли "неприятные темы". Одна из них – экология – сейчас крайне актуальна для города с учетом выявленных экологами нарушений на Водоканале и в промзоне.
Созданы все условия, чтобы "основной кандидат" победил спокойно и без эксцессов. Ну а то, что к этому подошли не творчески и без "изюминки" – это уже традиция Дзержинска.
Собственно, сама система избрания глав муниципальных образований депутатами представительных органов на основе конкурсного отбора утрачивает актуальность. После того, как согласно поправкам в Конституцию местное самоуправление стало частью государственных органов власти, такой порядок получения должностей стал бессмысленным. Гораздо честнее работало бы прямое назначение главы муниципалитетов решением губернатора. Главы муниципалитетов не чувствуют своей ответственности перед представительными органами власти, а вот перед главой области это другое дело, от губернатора мэры напрямую зависят.
P.S. И да, это "безответственные" эксперты могут рассуждать и называть победителя конкурса, а вот ответственным политикам это не пристало. Уважаемый Евгений Борисович Люлин опять стартовал до отмашки, разместив накануне в своем телеграм-канале пост про Клинкова.