«Итоги с Путиным, бюджет региона с дефицитом, «лучшие» муниципалитеты», - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Президент Владимиром Путин подвёл итоги года
Иван Юдинцев, политолог:
Ожидаемо главным информационным событием недели стали «Итоги года с Владимиром Путиным». Мощное пропагандистское мероприятие (по форме сочетающее большую пресс-конференцию и прямую линию), в ходе которого Президент России ответил на вопросы и журналистов, и простых россиян, продлилось почти 4, 5 часа.
В который раз есть повод отметить беспрецедентный уровень открытости российского лидера, готового отвечать на любые вопросы и демонстрирующего при этом владение фактическим материалом по самому широкому спектру тем. Причем доступ к микрофону получили также американские и британские журналисты, несмотря на препятствование работе в их странах российским СМИ.
Самые обсуждаемые заявления прозвучали, конечно же, по международной тематике. Президент отметил, что Россия стала гораздо сильнее за два-три года, и что боеготовность наших Вооруженных сил сегодня находится на самом высоком месте в мире.
Владимир Путин еще раз сказал, что мы всегда готовы и к переговорам, и к компромиссам, напомнив, что это противная сторона отказалась от дипломатического разрешения кризиса. При этом он подчеркнул, что Россия не выдвигает никаких предварительных условий для начала переговоров, а готова вести их с позиций, достигнутых в Стамбуле в конце 2022 года, и исходя из реалий, которые складываются на земле сегодня. Однако нас не устроит краткосрочное перемирие, которое нужно другой стороне, чтобы силы ВСУ смогли укрепиться на позициях, на которые они отступают, а также пополнять личный состав и боекомплект. «Нам нужно не перемирие – нам нужен мир: долгосрочный, прочный, обеспеченный гарантиями для Российской Федерации и её граждан», – заявил глава государства.
Российский лидер также дал конкретный ответ на вопрос, с кем в Киеве мы могли бы подписать гипотетическое соглашение. Он напомнил, что в Конституции Украины не предусмотрена возможность продления срока полномочий тамошнего президента даже в случае военного положения. А вот срок полномочий Верховной Рады при подобных обстоятельствах может быть пролонгирован. Поэтому если и есть кто-то, полномочный ставить подпись от имени Украины, то это спикер парламента.
Другая важная формулировка, прозвучавшая в одном из ответов Владимира Путина, наделала в западных СМИ много шума. «С нами практические воюют все страны НАТО», – сказал Президент России. Эти слова обсуждаются в связи с другим его высказыванием, в котором глава государства прокомментировал изменения, внесенные в нашу ядерную доктрину. В частности, с напоминанием, что мы считаем себя вправе применить ядерное оружие и к неядерным странам, участвующим в военных действиях против нашей страны. Два эти тезиса, вместе взятые, уже вызвали панические комментарии на польском и некоторых других языках.
Однако самое яркое заявление связано с нашим новым неядерным оружием. Отвечая на вопрос о возможностях «Орешника» и о комментариях некоторых западных экспертов, которые не верят в эти возможности, Владимир Путин предложил провести «высокотехнологическую дуэль XXIвека», когда заранее будет назначена конкретная цель в Киеве, которую наши ВКС попытаются в указанное время поразить новым оружием, а НАТО со своей стороны сможет заранее подготовиться и задействовать все возможности своих ПВО и ПРО. Западные комментаторы отмечают в этой связи, что вообще-то России ничто не мешает поразить цели в Киеве, и не предупреждая об этом НАТО заранее.
Глава государства подчеркнул, что у нас есть все возможности отстоять свой суверенитет и помочь это сделать союзной Белоруссии. Кроме военной мощи и боеготовности армии и флота, двумя другими главными условиями силы страны Владимир Путин считает рост нашей экономики и единство общества.
Российская экономика за два года выросла на 8%, в то время как в США это 5-6%, в Европе – 1%, а, скажем, в Германии, остающейся ведущей страной ЕС, рост равен нулю. При этом высокой остается инфляция, о чем Владимир Путин сказал прямо, добавив, что поставлена задача уже в следующем году обеспечить «мягкую посадку» экономики.
Единство же российского общества надо оберегать. «Сегодня, особенно сегодня, в России мы недолжны предпринимать ни одного шага, которыйбы раскалывал наше общество», – предостерег Владимир Путин.
Трансляцию «Итогов года» посмотрели десятки миллионов россиян и множество зарубежных зрителей, среди которых были, конечно, и руководители западных стран. Россияне слова своего Президента услышали. А вот захотят ли и сумеют ли принять посланные им сигналы ведущие западные политики, мы увидим в самое ближайшее время.
Региональная тема - Принят бюджет Нижегородской области на 2025 год с дефицитом 27,7 млрд рублей
Владимир Хрыков, политолог:
Заксобрание Нижегородской области 19 декабря 2024 года одобрило во втором чтении бюджет на 2025 год, дефицит составит 27,7 млрд.рублей.
Стоит вспомнить недалекое прошлое, когда 16 октября 2024 года состоялось совещание депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным и членами правительства региона на тему «О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области и об основных подходах к формированию областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» - «нулевое чтение», где Министерством финансов Нижегородской области прогнозировалось, что доходы областного бюджета на 2025 год будут сформированы в объеме 309,6 млрд. рублей - темп роста доходов к первоначальному бюджету 2024 года 121%. Тем не менее, бюджет на 2025 год планировался дефицитным и сумма дефицита составляла 22,5 млрд. рублей.
Ко второму чтению сумма доходов областного бюджета на 2025 год увеличилась и составила 361,5 млрд рублей, при этом расходы предусмотрены в сумме 389,2 млрд рублей, при сумме дефицита 27,7 млрд. рублей.
Таким образом, изначально бюджет 2025 года планировался с дефицитом и данный факт не является чем-то неожиданным. Наоборот, стоит отметить, что план доходов поднялся с 309,6 млрд. рублей до 361,5 млрд. рублей.
Полагаю, что вопрос дефицита будет решен либо за счет федерального займа, что стало обычной практикой, либо перенесен на 2026 год, поскольку увеличение плана доходов на более 50 млрд рублей от первого плана, озвученного на нулевых чтениях, явно свидетельствует о том, что деньги есть. Финансовый блок правительства Глеба Никитина демонстрирует экономическую уверенность.
Но тем не менее в этой ситуации никогда не поздно обратить внимание на предложения НРО КПРФ, которое хочет сократить ряд статей расходов, как правило, связанных с пиар и спортивными мероприятиями. При этом коммунисты насчитали сумму экономии до 5 млрд рублей. Это важный ресурс экономии, который губернатор может в любой момент использовать. Собственно, нет ничего сложного в том, чтобы принять решение о ликвидации пары-тройки госаношек и тем самым экономить несколько миллиардов.
Таким образом, я хочу сказать, что нет ничего трагичного в принятом дефиците, а анализ цифр октября и декабря, озвученных правительством Нижегородского региона, показывает, что деньги есть.
Но я бы в заключении хотел сказать другое: что в Нижегородской области большие проблемы с кадрами в сфере школьного образования, которые, в первую очередь, связаны с зарплатами учителей - и вот на этот вопрос нужно направить деньги, иначе скоро мы можем остаться с новыми, но пустыми школами, ибо в них некому будет работать. Жаль, что нижегородский минобр этим вопросом не озабочен.
В целом же многолетний лейтмотив государства о том, что «денег у нас для вас нет», осталась в прошлом. Критическая инфраструктура, в том числе, социальная, почти рухнула и теперь нужна совершенно новая политика, которая направлена не на поддержку «нужных» людей и их обогащение, а на придание хоть какой-то жизнеспособности территории. Это важно осознать всем чиновникам!
Муниципальная тема - Определены лучшие нижегородские муниципалитеты в сфере благоустройства
Александр Марков, политический обозреватель:
В Нижегородской области завершился 18-й конкурс среди муниципалитетов на звание «Лучшее муниципальное образование в сфере благоустройства». Соревнование проходило по шести категориям: в первой участвовали районы Нижнего Новгорода в остальных пяти - муниципальные образования, в зависимости от уровня социально-экономического развития. Всего победителей 18.
Не буду перечислять кто и почему победил, кому интересно - узнает это из публикаций на сайтах и из пресс-релизов. Отмечу, что среди победителей есть ближайший к Нижнему Новгороду Кстовский округ, который скоро сольется с областным центром. Но нет среди победителей так же близких областному центру Дзержинска и Бора. Иронично замечу, что, видимо, из-за недостающего уровня благоустройства Дзержинску и Бору присоединение к Нижнему пока не грозит.
Хочу сегодня, не побоюсь этого слова, - покритиковать чиновников за косность и отсутствие фантазии. Положение о вышеобозначенном конкурсе появилось на заре шанцевских времен, аж в 2006 году. Тогда для области оно было безусловным прорывом и было направлено на мотивацию органов местного самоуправления заниматься благоустройством. И все эти 18 лет конкурс проводится профильным министерством по накатанным рельсам. Меняются министры, замминистры и даже замгубернаторы, не меняется лишь конкурс. Нет, конечно, за эти годы в Положение о конкурсе внесли множество изменений, но при этом не меняя сути. И к 2024 году Положение морально полностью устарело, оно уже никого ни к чему не мотивирует, конкурс стал дежурной рутиной, как говорили во времена популярности тележурнала «Фитиль» - «для галочки».
Начнем с того, что критерии отбора победителей конкурса размыты, некоторые из них просто неизмеримы, или частично измеримы с изрядной долей субъективизма. Некоторые вообще не соответствуют требованию времени. В 2006 году, когда рождалась первая редакция Положения, правительство Шанцева четко определило, чего оно хочет от местных администраций: схемы санитарной уборки, генеральных планов города, программ комплексного развития транспортной и коммунальной инфраструктуры, колерных паспортов домов. Тогда всего этого не было и надо было создавать с нуля. Сейчас наверное во всех без исключения районах это все давно есть, зачем же эти критерии проверять и начислять за их наличие баллы? Это задачи почти двадцатилетней давности. Перед муниципалитетами нужно ставить новые задачи и вносить их в критерии конкурса.
Положение не отражает оценку населением благоустройства городов и районов, в которых оно проживает. А это прекрасно измеримый показатель! Если население довольно, то дальше огород критериев можно особо и не городить.
Третье - параллельно с публикацией итогов конкурса вышла новость о нарушениях, обнаруженных контрольно-счетной палатой области (КСП) в реализации программ благоустройства в районах.
Причем понятно, что КСП в плане жёсткости проверок ведет себя «по-вегетариански», а не «со всей пролетарской ненавистью», поэтому рискну предположить (сугубо субъективное оценочное суждение), что нам озвучили только те нарушения, которые смогли (захотели) озвучить. А вот критерия эффективности использования бюджетных средств (кстати, прекрасно измеримый критерий), что-то в Положении мы не разглядели.
Ну и последнее: конкурс должен мотивировать на работы по благоустройству не только муниципалитеты в целом, но и конкретного чиновника, а вот мотивации конкретного чиновника - не мэра, не зама по ЖКХ, не директора департамента, а рядового специалиста - в Положении нет. Ни материальной, ни нематериальной. А дойдет ли до него «мотивация» от местного главы и в каком размере? Это вопрос веры. Блажен, кто верует.
Да не сочтет данный текст областное министерство ЖКХ за «наезд», а рассмотрит, как набор конструктивных предложений.