"Шесть шагов от бедности россиян, рост нижегородской экономики, Шалабаев и закупки", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Россия продолжает борьбу с бедностью, по версии ЦБ РФ необходимо "шесть шагов"
Политолог Иван Юдинцев: Едва ли не самой обсуждаемой федеральной темой недели стала предложенная Эльвирой Набиуллиной программа борьбы с бедностью. Председатель Центробанка выступила 10 апреля в Госдуме и сформулировала шесть шагов, которые, считает ЦБ, позволят эффективно препятствовать развитию бедности и сокращать число бедных россиян.
Интерес к теме понятен, поскольку борьба с бедностью – одно из важнейших направлений государственной социальной политики. В 2018 году Владимир Путин, тогда только что переизбранный президентом, подписал пакет указов, поставив задачу сократить число бедных вдвое в 2024 году. В том же году в послании Федеральному Собранию российский лидер привел фактические данные о количестве бедных, назвав число в 20 миллионов. При этом в статистику были включены и работающие бедные, то есть не маргиналы и бездельники, а те, кто вкалывают на двух и более работах, но все равно едва сводят концы с концами. Пандемия коронавируса привела к коррекции количественных ориентиров. Тем не менее, работа властями ведется, и по итогам 2023 года уровень бедности в нашей стране, по данным Росстата, обновил исторический минимум, снизившись с 9,8% до 9,3%. Однако это означает, что к бедным относятся 13,5 млн россиян. Так что меры надо принимать еще более решительные и действенные.
По мнению аналитиков, на сокращение числа бедных больше всего повлияли прирост ВВП в прошлом году на 3,6%, рост зарплат в ряде отраслей промышленности в связи с дефицитом кадров и возросшие выплаты семьям с детьми. Именно на эти направления обратил внимание Владимир Путин и в послании-2024, поставив задачу сократить уровень бедности до 7% к 2030 году, а среди многодетных семей – более чем вдвое, хотя бы до 12%.
Вот на этом-то фоне и прозвучали заявления Эльвиры Набиуллиной о шести шагах, вызвавшие весьма бурное обсуждение экспертным сообществом и неоднозначные комментарии в соцсетях.
Первым шагом Центробанк считает снижение инфляции. "Инфляция — это налог на бедных, они больше всего страдают от роста цен, который съедает и так небольшие их доходы", – пояснила руководитель Банка России. И можно было бы с ней согласиться, если бы к факторам раскрутки инфляции тот же самый ЦБ не относил необоснованный рост доходов населения. К каковому, например, относится и рост зарплат, основанный на дефиците кадров, то есть на конъюнктуре.
Второй предлагаемый шаг – усиление защиты от чрезмерной закредитованности. Но ведь банки дают все новые и новые кредиты не из гуманитарных побуждений. Им надо пристраивать средства клиентов под достаточно высокий процент, не превышая при этом разумного уровня риска. И меры, которые обещает принять регулятор, скорее всего выразятся в нормативах и иных рамках, за которые банки не смогут выходить. Наверное, это правильно. Но станет ли от этого меньше бедных?
Третья мера – борьба с мошенничеством на финансовых рынках. ЦБ располагает информацией, что люди с низким доходом оказываются более уязвимыми. Но, даже если это так (в чем можно усомниться, читая очередные сообщения о жертвах, перечисливших мошенникам по несколько сотен тысяч рублей), то речь идет о том, чтобы бедные не становились еще беднее, но не о сокращении их числа и доли.
Еще двумя шагами должны стать меры поддержки граждан, оказавшихся в трудной ситуации, и развитие финансовых продуктов для малоимущих, в частности, социального счета и социального вклада. Эти меры сомнений не вызвали, поскольку лучше, если в безвыходной ситуации россиянин обратится за разовой небольшой помощью к государству, а не в микрофинансовую организацию. И полезно, если делать небольшие накопления и брать микрокредиты он будет на более выгодных условиях, но под контролем государства или уполномоченного банка.
Наконец, предлагаются еще специальные программы финансовой грамотности, но это обычная для либерального мышления тема. Бедные ведь – это люди, которые в силу некомпетентности не смогли заработать денег на финансовых рынках, а банкиры потому и богатые, что умные. "Если ты такой умный, то почему ты бедный?" – подленький вопрос 90-х, который теперь не рискуют задавать вслух, но посыл тот же.
Вот такой набор мер, которые трудно даже полумерами-то назвать, и поможет, по мнению руководства ЦБ, побороть бедность. При этом регулятор, как уже говорилось, считает рост доходов населения драйвером инфляции. Действительно, чем больше у людей денег, тем больше общий объем спроса. Но если этого бояться, то бедность нельзя одолеть по определению. А вот профессионально и тонко управлять ростом доходов таким образом, чтобы прирост был в первую очередь за счет бедных, а не за счет увеличения числа россиян в списке долларовых миллиардеров, – это задача для настоящих финансовых управленцев, каковые, как нас уверяют, и руководят Центробанком.
Подчеркнем, что пока ЦБ разрабатывает подобные шаги, правительство готовит и реализует конкретные меры поддержки малоимущих, которые приносят вполне ощутимый результат.
Региональная тема – экономика Нижегородской области демонстрирует рост в 2024 году
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Новость от замгубернатора Егора Полякова о том, что по итогам января-февраля 2024 года экономика Нижегородской области продолжает демонстрировать энергичный рост, безусловно, позитивная. Она, помимо всего прочего, соответствует и общероссийским тенденциям. Так, президент России Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства страны заявил, что экономика России за январь 2024 года выросла на 4,6%, тогда как за 2023 год рост был 3,6%. Показатель января он назвал весьма удовлетворительным, хорошим.
Но я, как аудитор, привыкла проявлять профессиональный скептицизм, а потому не люблю делать глобальные выводы на основании довольно короткого промежутка времени. Я думаю, январь-февраль – это период совершенно не показательный ни для отдельно взятого предприятия, ни для экономики в целом.
Поэтому в комментируемой новости я бы больше всего уделила внимания словам "продолжает демонстрировать рост", имея в виду, что по итогам 2023 года экономика Нижегородской области показала максимальные результаты в современной истории: валовой региональный продукт вырос на 11,2%. Ключевые для региона обрабатывающие производства увеличили объемы на 10,9%, отгрузка промпредприятий достигла 2 трлн рублей. Комментируя результаты 2023 года, губернатор Глеб Никитин отметил, что это выше собственных ожиданий правительства двухмесячной давности, когда ВРП показал рост на 9,7%. Соответственно, рост экономики региона продолжился и в 2024 году. Высокие показатели во многом объясняются импортозамещением и увеличением объемов производства оборонного сектора. Поскольку я общаюсь и работаю с нашими промышленниками и предпринимателями, могу с уверенностью сказать, что большинство из них нашли новые ниши, внедряют новые продукты, развивают производство. Многие ищут новые площадки для развития имеющихся или создания новых производств, так, что в области даже сложился определенный дефицит промышленных площадей, особенно тех, где есть доступ к энергоресурсам. Кроме того, снизилась и зависимость от курса доллара, поскольку издержки бизнеса больше зависят от цен на внутренние ресурсы.
В этом плане бизнес ожидает поддержки от властей региона и рассчитывает на то, что субъекты естественных монополий будут несколько более активно сотрудничать с бизнесом в плане предоставления энергоресурсов и сроков отработки заявок на подключение к объектам.
Безусловно, мне бы хотелось, чтобы наметившийся рост сохранился и приумножился, однако надо понимать, что российскую экономику ожидают новые вызовы. Новостные агентства уже сообщают о том, что ряд российских партнеров в банковской сфере, в том числе китайских, опасаясь вторичных санкций, блокируют расчеты с российскими предприятиями. Поэтому только полный технологический суверенитет российской экономики может обеспечить и дальнейший устойчивый рост. А в нашем регионе есть для этого все возможные условия.
Муниципальная тема – нижегородское муниципальное предприятие планировало, а затем отменило закупку дорогостоящего автомобиля
Политический обозреватель Александр Марков: Покупка элитного автомобиля стоимостью более 4,5 млн рублей сорвалась у "чиновников" от нижегородского метрополитена, после того как журналисты "раскопали" информацию на сайте госзакупок. Подобные случаи происходят с частой периодичностью во всех уголках страны и наш регион не исключение. А сколько таких закупок проходит мимо взора журналистов, общественников, надзорных ведомств? Ответ очевидный – много.
Мэр Нижнего Новгорода потребовал отменить закупку после того как информация о ней была предана гласности. Почему-то нижегородские чиновники не захотели купить российско-китайский бюджетный "Москвич", а нацелились на более дорогой вариант. Об этих причинах и о том под кого на самом деле планировался автомобиль остается только гадать.
Реакция мэра Юрия Шалабаева вроде бы правильная и на первый взгляд здоровая, но из серии "мы бьем по хвостам". Не верится, что об этой закупки не знал мэр или на худой конец профильный заместитель, курирующий МП "Нижегородское метро". Получается мэр "делает хорошую мину при плохой игре".
С моей точки зрения сайт госзакупок даже не должен был позволить размещать информацию о данной сделке, а лица, ее согласовавшие, должны понести дисциплинарную ответственность. Пока это не будет происходить, подобные истории будут возникать постоянно.
Муниципальное чиновничество и близкое к ним руководство МУПов, воспитанные в духе западного либерализма, не считает должным ограничивать свои желания в расходовании бюджетных средств. Дело в том, что немалая часть этой "братии" считает бюджетные деньги "своими" и даже не может помыслить, что кто-то ограничивает их в праве распоряжения ими. К сожалению, два года специальной операции пока не привели к ужесточению контроля за расходованием бюджетных средств, хотя шаги в этом направлении делают. Пока этот контроль не коснулся в достаточной степени многочисленных МУПов и АНО. Но есть все признаки того, что в ближайшее месяцы ситуация изменится.
Правительство и президент уже обозначили контуры реформы налогового законодательства. Реформа налогообложения неизбежно повлечет за собой реформу бюджетной политики и бюджетного законодательства. Начнется постепенное и поэтапное перекрывание "дыр" для утечки бюджетных ресурсов. И со стороны нижегородской мэрии было бы правильно публично и показательно начать наказывать лиц, допускающих подобные неоправданные госзакупки. Ведь страшно не само наказание, а его неотвратимость.
Кстати, вполне возможно пересадить значительную часть чиновников на личный транспорт и выплачивать им за это ограниченную компенсацию. Такая практика весьма развита в бизнесе для ТОП-менеджмента. Достаточно часто машина не закрепляется за конкретным менеджером, а является разъездной и заказывается для конкретных поездок. Такой подход не только существенно снижает возможность использования транспорта в личных целях, но и лишает чиновников целесообразности покупать дорогие авто, потому что они теряют персональный характер.
В общем, варианты кардинального решения проблем есть, главное, чтобы в верхах у "слуг народа" было желание их решать.