Мониторинг событий недели с  7 по 11 апреля от нижегородских экспертов

11 апреля 2025 в 14:18

«Первые лица государства и проблемы «маленького человека, близкое «транспортное счастье» нижегородцев, мэр Дзержинска Клинков демонстративно привлекает к проблемам депутатов»,  - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 7 по 11 апреля 2025 года. ИА «Нижний сейчас» и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема — первые лица государства решают проблемы обычных людей в «ручном режиме»

Мониторинг событий недели с  7 по 11 апреля от нижегородских экспертов

Вадим Попов, фото из личного архива.

Вадим Попов, политолог:

- На уходящей неделе интернет взорвала новость о пересмотре дела нижегородского охранника Павла Червякова. Похоже, это один из немногих примеров в российском правосудии, когда по-настоящему восторжествовала справедливость. Дело обстояло так. В августе минувшего года 70-летний нижегородец с целью защиты детей детского лагеря от безумного наркомана нанес ему несколько ударов обломком железной трубы. Ублюдок устроил в лагере погром и пытался напасть на детей. После отпора охранника агрессор убежал в лес и скончался. Следствие посчитало, что Червяков превысил пределы самообороны и приговорило его к 5,5 годам колонии строгого режима. Он так бы и досидел до конца своего срока, если бы не вмешательство лидера ЛДПР Слуцкого, который предоставил ему именитого адвоката и пообещал дойти до Верховного суда РФ, если потребуется. Какие выводы можно сделать из этого кейса?

Первое. В обществе наконец-то всерьез заговорили о понятии самообороны и допустимых пределах ее применения. Не сосчитать случаев в уголовной практике, когда человека жестко наказывали за, казалось бы, очевидные случаи самообороны. Но суд во многих случаях вставал на сторону потерпевшего. Это было дико несправедливо и привело ко множеству ситуаций, когда в тюрьме оказывался человек по сути не виноватый, но вынужденный отбывать наказание за то, что он всего лишь старался защитить себя или ближних от агрессии конкретных агрессивно настроенных персон. Кейс Червякова дает надежду, что понятие самообороны будет уточнено в УК РФ. И действительно важно, что фракция ЛДПР Госдумы занялась вопросом по правильной трактовке самообороны. Эта необходимость в обществе назрела давно. И к слову, либерал-демократы неоднократно выходили с законодательными предложениями по расширению пределов необходимой обороны. И нет сомнений, что они доведут эту работу до конца.

Второе. Нижегородская история с Червяковым очень показательна для всей России с точки зрения участия первых лиц страны в проблеме «маленького человека». Скептики тут же скажут, что это единичная акция парламентской партии. Это не так. ЛДПР регулярно помогает обычным гражданам в их проблемах самого разного толка. Это стало обязательной частью партийной идеологии. Защита русского человека от произвола чиновников - важнейшая идеологема либерал-демократов, начатая еще самим Жириновским в 90-е годы. И сейчас мы наблюдаем активизацию партии в решении проблем граждан из регионов. Проще говоря, крупнейшая оппозиционная партия ввела эту практику в свою систему, что дает надежду что сотни историй, аналогичных случившейся с Червяковым получат свое разрешение. Хочется верить, что и остальные политические партии подключатся к этой практике - помогать обычным людям в сложных жизненных ситуациях. Тогда и справедливости в нашем обществе станет намного больше. Помощь ЛДПР в этом деле наверняка заставит власти и общество задуматься о существовании несправедливых приговоров в делах по самообороне. Эта история очень показательна. Нужно не наказывать таких людей как Червяков, а поощрять их за то, что они с риском для жизни заступаются за других людей, тем более, если речь идёт о детях. Вообще вся эта история с Червяковым говорит о том, что ЛДПР - партия реальных дел, которая берется за решение самых сложных вопросов и доводит их до конца. Полагаю, что этот кейс прибавит партии политических очков и повысит к ней доверие избирателей.

 

Региональная тема — областные власти назвали дату наступления «транспортного счастья» для нижегородцев

Мониторинг событий недели с  7 по 11 апреля от нижегородских экспертовСергей Судьин, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

- Общественный транспорт играет ключевую роль в обеспечении доступа граждан к объектам городской инфраструктуры и услугам, дает возможность добираться от дома на работу и обратно, навещать близких и оставаться на связи с внешним миром, препятствуя социальной изоляции. Образно говоря, общественный транспорт – это кровеносная система города, объединяющая все ее элементы в единый организм. Формирование маршрутной сети – сложный процесс, в основе которого лежит анализ потребности в перевозках между пунктом А и пунктом Б, загруженности транспортной сети между ними, востребованности тех или иных локаций жителями и многое другое. Маршруты существуют десятилетиями, к ним привыкают, как к чему-то родному, и любые изменения воспринимаются крайне болезненно. Хорошо помню народный шок, случившийся несколько лет назад, когда радикально изменилась привычная сеть маршрутов и стали другими их номера. Привыкали к ним долго.

Оплата общественного транспорта формирует ощутимую статью в структуре расходов городских домохозяйств, а значит эти услуги, как, впрочем, и все остальные, должны оказываться качественно и постоянно совершенствоваться. Конечно же, усилия властей в этом направлении можно только приветствовать. Но при этом нам есть куда расти. Ведь развитая и комфортная система общественного транспорта, гарантирующая доставку до нужного места точно в срок – это единственная реальная альтернатива частному транспорту и верный способ решения проблемы городских пробок. Сделать это непросто, поскольку дело тут не только в подвижном составе или отношениях между городом и перевозчиком. Нужна, например, специальная дорожная инфраструктура для общественного транспорта, дающая реальное преимущество пассажирам автобусов, позволяющая соблюдать график движения и, соответственно, дающая возможность точно планировать время.

Одно из первых сильных моих впечатлений во время учебы за границей произвел на меня как раз общественный транспорт, ходивший точно по плану и не опаздывавший ни на минуту. Приятно поражала продуманность этой системы, а также ее ориентированность на пассажира и его потребности. Стоит это, правда, тоже недешево, но за этот комфорт люди готовы платить. Злая шутка о том, что каждый пассажир автобуса старше тридцати лет – это неудачник, в данном случае к реальности никакого отношения не имеет.

У нас же видимо ждать аналогичной ситуации придётся долго, хотя власти делают уверенные заявления периодически. Потраченные сотни миллионов рублей на реформирование транспортных схем и систем то ли не дают видимого эффекта из-за отсутствия работы всего транспорта комплексно - не работает трамвайное кольцо в центре, нет трамвая и на Бекетова и на других участках, то ли по иным неведомым причинам. «Транспортная система города окончательно сформирована. Осталось завершить два точечных набора изменений в апреле и мае текущего года», — заявил заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Денис Рябинин. В июне в Нижнем ожидается с визитом Президент Владимир Путин. Он конечно будет передвигаться не на общественном транспорте, но толпы недовольных горожан в дни визита Путина на остановках наверное не входит в планы местных властей. Поэтому если в июне транспортная обстановка не улучшится и нижегородцы не почувствуют долгожданный комфорт от передвижения по городу на общественном транспорте, то замминистра Рябинину можно готовится на увольнение.

 

Муниципальная тема —   Мэр Дзержинска демонстративно привлекает к городским проблемам депутатов 

Мониторинг событий недели с  7 по 11 апреля от нижегородских экспертов

Александр Марков. Фото из личного архива

Александр Марков, политический обозреватель:

- В Дзержинске новый градоначальник Михаил Клинков стал практиковать выезды с депутатами для проверки состояния городских территорий и обсуждения проблемных вопросов благоустройства и работы социальных учреждений. Надо сказать, что такая практика взаимодействия исполнительной власти и депутатского корпуса, что называется в «полях», не характерна для городов и районов области. Мэры крупных населенных пунктов области, будь региональной столицы или Бора, Арзамаса, Кстова в этом системно замечены не были. А вот для Дзержинска это стало возрождением старой практики, которая была характерна для ряда дзержинских мэров (Трофимов, Портнов, Виноградов, Нестеров). Игнорировали депутатов лишь несистемные Бриккер и Сопин, да и предпоследний градоначальник Иван Носков депутатов не жаловал.

Практика взаимодействия администрации и депутатского корпуса в решении хозяйственных вопросов на округах была не только инструментом выстраивания коммуникаций между ветвями власти, но и формой взаимодействия с населением, которая демонстрировала единство этих ветвей в решении пусть и мелких, но важных для горожан вопросов. В период близких выборов это была форма поддержки со стороны администрации «своих» депутатов на округах, так как показывала ресурсность провластных депутатов, их способность привлечь к решению болезненных вопросов на территории «тяжелую артиллерию» в виде градоначальника.

Не знаю, кто рекомендовал Михаилу Клинкову эту форму работы, но решение это правильное и своевременное. По всей видимости, Клинков берет в свои в руки будущие местные выборы и формирование Думы нового созыва. В мягкой ненавязчивой форме без «махания шашкой» он переформатирует «носковскую» думу в «клинковскую». На смену метода «железа и крови» и криков «разорю и не потерплю» приходят конструктивные коммуникации и точечное решение проблем. И здесь важно не только не бросить эту практику на полпути (например, после того как выборы пройдут), но контролировать исполнения данных во время таких объездов городских территорий обещаний. Клинкова пока воспринимают в Дзержинске как излишне мягкого градоначальника, но это восприятие ошибочно. Да, в сравнении с предшественником он не повышает голос и не принимает быстрых резких решений на эмоциях, обладает широким кругозором и отличает «Гоголя от Гегеля и Бабеля от Бебеля», но ошибочно считать его «плюшевым».

Кстати, объезд территорий - это и оригинальная неформальная схема знакомства с городом. Можно было, конечно, приехать в школу и детский клуб с формальным визитом, а можно приехать с местным депутатом, который уже несколько лет сотрудничает с социальным учреждением и в неформальной обстановке знакомит градоначальника с его руководителем. Подход к делу явно нетривиальный.

Возможно, Клинкову не хватает еще управленческого напора и последовательности, ведь опыта работы первым лицом у него до этого не было, но это дело наживное. Да, у нового мэра Дзержинска есть кадровые проблемы. Прямо скажем, некоторые чиновники не соответствуют занимаемым позициям. Но надо отдать должное: Клинков в отличие от своего предшественника не стал тащить, кого попало, лишь бы закрыть «своими» свободную или важную позицию в администрации. Возможно, объезды городских территорий это и дополнительная возможность присмотреться к городским депутатам вне стен официальных учреждений и обсудить то, что в кабинетных стенах обсуждать опрометчиво. Есть вероятность, что среди депутатского корпуса будут найдены кандидаты на занятие постов в исполнительной власти. Эта практика также характерна для Дзержинска.

Клинков в поиске своего стиля взаимодействия и с депутатами, и с дзержинским социумом, и с городом в целом. И, похоже, он этот стиль интуитивно или с чьей-то подачи нашёл.