"Власти назвали основную проблему экономики РФ, "Уроки с путешествиями", дорожные планы в Нижнем Новгороде откладываются", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема — нехватка рабочей силы названа основной проблемой экономики России
Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института проблем социального управления Андрей Самсонов: Выступление главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной на совместном заседании комитетов Госдумы внезапно стало событием дня, которое начали активно комментировать практически все медиа. Обсуждаемой "новостью" оказался анализ ситуации на рынке труда, в действительности лишь суммировавший тенденции, о развитии которых неоднократно говорили и писали все последние годы. При этом практически вне контекста остался основной тезис главы ЦБ, который заключался с том, что в условиях конкуренции за рабочую силу рост производительности труда начинает отставать от темпов роста зарплаты. Это, в свою очередь, приводит к опережающему росту доходов населения по сравнению с объемами производства готовой продукции. Следствие – инфляция спроса, с которой и обязан бороться Центральный Банк.
Реальная ситуация выглядит намного более сложной и неоднозначной. Во-первых, отмеченный в выступлении дефицит кадров в машиностроении и химической промышленности будет наблюдаться еще не один год. Обе отрасли, также как и большинство других, активно растущих после введения санкций, требуют высококвалифицированной рабочей силы. И она не может быть легко замещена трудом мигрантов, как это было в прошлые годы, когда нехватка рабочих рук в строительстве, сельском хозяйстве и ЖКХ замещались именно из этого источника. Подготовка кадров для начавших развиваться отраслей промышленности займет не один год, а их зарплата должна быть высокой, так как требует несопоставимо более высокой квалификации и изначально предъявляет более высокие требования к качеству "человеческого материала". Дефицит таких кадров формировался долгие годы, на протяжении которых они оставались не востребованы в российской экономике в таких объемах. Эта проблема не решается движением "ползунка" учетной ставки ЦБ и, уж тем более, попытками притормозить рост зарплаты.
Во-вторых, сокращение рабочей силы в 2022-2023 годах произошло по вполне объективным причинам. "Скачки" на валютном рынке привели к оттоку из страны части дешевой рабочей силы, мигрантов. После начала СВО Россию покинула большая часть "испуганных патриотов". Частичная мобилизация и активное заключение контрактов минобороны также привели к сокращению предложения на рынке труда. И здесь следует отметить, что по-своему, но объективно, каждый из факторов привел скорее к росту, нежели снижению уровня доходов населения.
Все это было известно и понятно и до выступления Эльвиры Набиуллиной. А вот о зарождающейся на рынке труда социальной проблеме в большинстве предпочитают "громко" не говорить. Это соотношение в уровне зарплаты между высококвалифицированным и обычным трудом. Сегодня, в условиях дефицита, частные работодатели вынужденно предлагают 40-50 тысяч продавцам и сотрудникам call-центров, 60-80 тысяч в службах доставки и т.п. Казалось бы, следует радоваться "росту благосостояния трудящихся", как говорили в недавнем прошлом. Вот только подобный рост приводит к тому, что обесценивает квалификацию и навыки. Уже сегодня требующая высшего образования и значительно большей морально-психологической нагрузки работа учителя или воспитателя оценивается рынком на уровне оператора call-центра. Стоит ли при этом удивляться неспособности ГУМВД по Нижегородской области найти почти 2,6 тысяч полицейских? При средней зарплате рядового сотрудника полиции чуть более 50 тысяч слишком многие предпочтут развозить пиццу, даже получая немногим меньше. Требования и сложность труда несопоставимы. То же относится и к водителям общественного транспорта, дефицит которых наблюдается в регионе не первый год.
Кстати, подобная ситуация в России уже складывалась в конце 80-х – 90-х годах прошлого века, когда под влиянием происходящих в экономике изменений у молодежи формировался стереотип: "зачем мне высшее образование, профессия, если я на рынке больше заработаю?". Последствия для страны в нехватке квалифицированных кадров для промышленности мы в полной мере ощущаем как раз сегодня.
Аналог подобным настроениям, так как общественный статус и престижность профессии во многом определяются получаемым доходом, начинает формироваться и сейчас. И в этих условиях имеет смысл политическая реакция, как раз обратная "стенаниям" главы ЦБ. Стоимость квалифицированного труда должна быть кратно выше неквалифицированного. Именно это, со временем, необходимым на подготовку кадров, позволит решить проблему дефицита, но никак не наоборот.
Региональная тема – в Нижегородской и Волгоградской областях стартовал проект "Уроки с путешествиями"
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: Проект "Уроки с путешествием" – это инициатива двух областей и двух губернаторов – Глеба Никитина и Андрея Бочарова. Суть проекта весьма проста, но глубока по смыслу в наше переломное время. Ребята, прибывшие на специально назначенных поездах, знакомятся с историей и культурой городов. А события для истории России на этих территориях были архиважные. У нас – ополчение Минина и Пожарского в 1611-12 годах. В Волгограде – Сталинградская битва в 1943 году. Поскольку я нижегородец, мне особенно отрадно, что наши ребята системно и массово посетят исторические и мемориальные места в Волгограде. Анонсируется, что 20 тысяч школьников двух областей примут участие в познавательных поездках. Очень своевременный проект. Скептики и нытики могут начать песню, почему раньше не додумались до такого очевидного проекта. Но сейчас как никогда патриотические мероприятия для ребят должны быть именно такими – настоящие уроки с настоящими путешествиями. И в вопросах патриотического воспитания нужно делать интересные и затратные проекты. Да, на воспитательную работу с молодым поколением нужно тратить много средств. Чем больше, тем лучше. Результат будет!
Пару дней назад прочитал мнение одного федерального эксперта, который сетовал, что мол губернаторы в нынешних условиях ограничены в инструментах управления. Приведу фразу дословно: "Проблема губернаторов в том, что их инструменты управления регионами крайне ограничены. Почти нет люфтов, где что-то зависит от главы региона. Большая часть вопросов отрегулирована федеральным законодательством, и региональное руководство просто должно его выполнять. Проявить себя почти не получается. Даже в PR-политике главы регионов часто не самостоятельны. Запреты абортов, борьба с иностранными словами - часть игры федеральных групп. Чтобы хоть как-то "прозвучать", приходится повышать "градус" PR-поводов. Отсюда появляются не всегда очевидные и иногда просто неадекватные инициативы".
Возможно, эксперт в чем-то прав. Но если вернуться к проекту, о котором шла речь выше, то идея "Уроков с путешествиями", чем не пример губернаторских многопрофильных компетенций в рамках своих полномочий? Помимо главной задачи патриотического воспитания, присутствует и внутренний туризм, и поддержка экономики, и социализация молодежи и т. д.. Уверен, что после февраля, когда заявлено окончание проекта, власти двух регионов будут вынуждены, в хорошем смысле, продлить проект из-за многочисленных заявок школ и родителей.
Муниципальная тема - стратегические планы развития дорожной сети в Нижнем Новгороде откладываются
Социолог Максим Лубяной: Стало известно, что расходы на проект по строительству дублера проспекта Ленина в Нижнем Новгороде убирают из муниципального бюджета на 2023 год. Средства должны были пойти на корректировку проекта, который подготовили еще в 2012 году. При этом закладывают 62 млн рублей на проектирование подъездной дороги к ЖК "Окский берег" в поселке Новинки.
Вообще, давайте смотреть правде в глаза, на фоне российских столичных городов, да и не только столичных, Нижний Новгород в плане развития дорожной сети выглядит убого. Все понятно, что там денег в разы больше, территории городов несравнимые, но это, по большому счету, отговорки. Хорошо еще, что наша область транзитная и теперь уже две федеральные трассы проходят по ее территории. Но это область, а что же город? А город перегружен транспортом. Особенность радиальной застройки любого города, и Нижнего Новгорода в том числе, это наличие всего нескольких транспортных артерий, идущих от центра к выездам. Москва и Питер строят кольца, а мы пока только на стадии проектирования дублеров. Да и то по десятку лет этим занимаемся. А ведь дорожная сеть – это стратегическая задача для развития города.
Можно сколько угодно застраивать новые участки и присоединять новые территории к Нижнему, но работают люди не в условных Новинках, Окском береге или Новой Кузнечихе. Давно пора бы город закольцевать, но, насколько я понимаю, проект нового моста через Волгу отложен совсем в долгий ящик, а про северный обход в целом вообще никто не думает. Не буду сейчас говорить про качество дорог в Нижнем, я про людей. Много раз обсуждалось на самых разных уровнях, что городу не хватает квалифицированных кадров, что нужно завлекать молодежь из соседних регионов, а для этого нужны условия, комфорт, удобство. Дорожная сеть – это условия, комфорт и удобство. Да, усилия последних лет по преображению города привлекли туристов, и это, конечно, большой плюс. Но вот прироста населения за счет внутренней миграции нет. Почитайте отзывы о городе тех, кто бывал здесь с туристическими целями. Все нравится, все красиво, но жить не хотели бы. И все обращают внимание на "убитые" дороги и пробки.
ИПСУ еще весной проводил социологическое исследование, касающееся в том числе дорожных условий в целом (состояние дорог, пробки и т.д.). По итогу получилось, что только 5,2% автовладельцев оценивают дорожные условия на "отлично", а "неудовлетворительно" и "плохо" в сумме 18,3%. А если смотреть на цифры по Нижегородской агломерации в целом, то оценки еще хуже – "отлично" 3,8%, а "неудовлетворительно" и "плохо" - 25,4%. Но, видимо, для местных властей эти цифры не показатель. Вот только за цифрами люди, обычные граждане, которым хочется передвигаться по нормальным, во всех смыслах, дорогам.