"Путин и М-12, 300 новых автобусов для региона, Нижний Новгород и Дзержинск под усиленным наблюдением", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – в Нижегородской области открыт участок федеральной автодороги М-12
Политолог Иван Юдинцев: Одна из самых обсуждаемых федеральных новостей недели из Нижегородской области, где открыли четвертый участок трассы М12. Эта скоростная автомагистраль пройдет от Москвы до Казани, и в правительстве уже говорят о планах продления дороги в рамках маршрута Запад – Восток. Проекту придается особое значение, о чем свидетельствует участие президента Владимира Путина в церемонии открытия нового участка.
Очевидно, что в контексте переориентации российской экономики на восточное направление подобный инфраструктурный проект является стратегическим. Но и без учета подобной перспективы новая трасса крайне важна, в особенности для Приволжья. Она позволит гораздо быстрее и относительно недорого доставлять грузы между Москвой, Владимирской и Нижегородской областями, Татарстаном, Башкирией и Чувашией, а далее и в Свердловскую область. Через полтора года после начала СВО уже всем понятно, для чего нужно хорошее транспортное сообщение между предприятиями Москвы и Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Нижнего Тагила, Набережных Челнов, Стерлитамака и Ишимбая.
Однако было бы неправильно объяснять форсированное строительство трассы М12, которая прокладывается почти что рекордными для России темпами, только нуждами оборонки. В этом случае, как и в ряде других проектов, руководство страны демонстрирует понимание, что качественное транспортное сообщение дает толчок экономическому развитию прилегающих территорий. Вспомним, как на Петербургском международном экономическом форуме в июне Сергей Собянин рассказывал, сколько жилой и нежилой недвижимости возведено вокруг МЦК и МЦД. Мэр столицы подчеркивал, что все это масштабное строительство ведется не государственными организациями, а частными инвесторами, которые охотно вкладываются в проекты, имеющие хорошую транспортную привязку. Поэтому для Нижегородской области прокладка новой трассы от Москвы до Казани тоже означает вполне конкретный рост интереса инвесторов к промышленному строительству в районах, прилегающих к магистрали. И это, конечно, существенно для региона. Не помешает нижегородскому бизнесу и упрощение логистики с Татарстаном, поскольку экономика этой республики показывает хороший рост и нуждается в партнерстве с другими крупными промышленными регионами.
Наконец, заметно возрастет и качество пассажирских перевозок. Не секрет, что на федеральном уровне сложность транспортной доступности Казани из Москвы была названа в числе проблем, выявленных летом 2018 года по итогам проведения Чемпионата мира по футболу.
Конечно, важность строительства транспортной оси Приволжья осознавалась и раньше. О необходимости как автотрассы, так и скоростной железной дороги Москва – Казань говорил двадцать лет назад Сергей Кириенко, в ту пору бывший полпредом президента в ПФО. Он тогда обещал, что автомагистраль обязательно построят, так что сегодня мы видим буквально воплощение стратегического видения развития Приволжья.
Нынешний нижегородский губернатор Глеб Никитин тоже прекрасно понимает, насколько нужна транспортная доступность соседних регионов. Напомним хотя бы о его инициативе по развитию водного транспорта на Волге. Да и власти Татарстана всячески поддерживают проект строительства трассы. Так что это тот случай, когда все понимают, для чего прокладывается транспортная артерия, как она будет использоваться и какой толчок даст развитию экономики нескольких регионов.
При этом без ответа остается вопрос, почему нельзя было раньше реализовать столь нужный и всеми поддерживаемый проект? Другой неудобный вопрос касается строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань со среднесрочной перспективой продления до Екатеринбурга, а затем и до Пекина. В мае 2023 года исполнилось десять лет, как руководством страны было объявлено о строительстве первой в России ВСМ. Через несколько лет усомнились в экономической эффективности этого проекта. Но тогда же сомневались и в окупаемости той автотрассы, которая сегодня строится и торжественно открывается по участкам. Возможно, с учетом поворота на Восток, пора взять калькулятор и перепроверить расчеты по ВСМ.
Региональная тема - Нижегородская область начала массовые закупки пассажирского автотранспорта
Политический обозреватель Александр Марков: Первые 24 из более чем 300 автобусов закупили для работы на маршрутах Богородского, Городецкого и Арзамасского округов. Закупка осуществляется за счет механизма казначейских кредитов.
Данный шаг – это не только улучшение качества и обеспечение периодичности муниципальных и межмуниципальных перевозок, но и огромный вклад в экономику региона. Нижегородская область осуществляет закупку автобусов родного Павловского автозавода, тем самым обеспечивает сбыт и наращивание производства, создавая мультипликационный эффект оборачиваемости денег. Поступления в бюджет области в результате этого мероприятия будут много больше, чем проценты по казначейскому кредиту, а дополнительные средства можно будет направить на иные цели развития. Тем самым губернатор решает не только социальную, но и экономическую задачу по развитию региона.
Но есть очень важный аспект, который несколько портит картину, и о котором нельзя не сказать, потому, что он требует внимания. Это кадры. Проблема кадров для муниципальных пассажирских перевозок – это бич, который может "смазать" все положительные эффекты. Водителей элементарно не хватает. Многие ушли на СВО, многие уходят к частникам или устраиваются в Нижний Новгород, где в транспортном предприятии заработная плата гораздо выше.
Типичный пример Дзержинск. Есть и муниципальное транспортное предприятие, хорошая техническая база, новые автобусы, но есть существенный недостаток водителей. Как следствие, постоянное нарушение периодичности перевозок и недовольство горожан, которые вынуждены слишком долго ожидать своего автобуса. Наверняка, похожая картина и в других провинциальных муниципалитетах.
Конечно, кадровый вопрос должен решаться на уровне руководства предприятия и муниципалитета, но уже сейчас очевидно, что у них не получается. Здесь видимо, тоже понабиться помощь области, возможно в формате областной программы по подготовке и удержанию кадров для муниципалитетов. Уверен, что и здесь область поможет.
Муниципальная тема - Нижний Новгород и Дзержинск попадут под усиленное наблюдение
Социолог Максим Лубяной: На прошедшей неделе заместитель губернатора Егор Поляков озвучил позитивную новость – в Нижнем Новгороде и в Дзержинске будут установлены дополнительные камеры видеонаблюдения. В Нижнем 641 в оживленных местах и зонах досуга, а в Дзержинске 851 городская камера в общественных местах, 977 объектовых камер (школы, детские сады, библиотеки), 518 камер входные подъездные группы. До Москвы, конечно, нам очень далеко, там больше 216 тысяч камер видеонаблюдения, при этом во всей Нижегородской области только 6838, но новость действительно позитивная. Безопасность граждан это одна из основных государственных функций и здесь не может быть каких-либо сомнений в правильности таких решений. Выбор подрядчиков, а это "Ростелеком" и "ЭР Телеком", тоже достаточно очевиден. Пожалуй, они одни из немногих, кто имеет собственную инфраструктуру связи – оптические каналы и умеет работать в этом направлении. Конечно, есть некоторые сомнения в том же "Ростелекоме" - все помнят историю с так называемыми "умными остановками", которые то ли работают, то ли нет, но будем считать, что здесь все сложится по-другому, да и к "ЭР телекому" у некоторых граждан есть претензии – не всех устраивает качество "ДОМ.РУ". Ну и сроки смущают, шесть лет – это очень долго, учитывая быстроту изменений как технологий, так и ситуации в мире – от экономики до геополитики. И не получится ли так, что через шесть лет, когда будет подписываться акт сдачи, не придется все это менять просто потому, что уже все устареет, или выйдет из строя. Будем надеяться, что не получится. Кстати, странно, что профильный замгубернатора Поляков не озвучил экономику проекта, за которую он собственно и отвечает, а ограничился количественными показателями. Не хотелось бы упрекнуть его в информационной закрытости или неоправданно больших бюджетных тратах.
Теперь про безопасность. Когда начал писать этот комментарий, решил посмотреть статистику по преступлениям. ГУ МВД по Нижегородской области отчиталось о снижении числа преступлений в местах массового пребывания населения за последние полгода: с 6504 до 5802 снизилось количество преступлений и пресечено 41,9 тысяч правонарушений по административным статьям, то есть мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в нетрезвом виде. И здесь, конечно, впечатляют именно цифры. Тысячи преступлений и десятки тысяч правонарушений, и это все в общественных местах. Глядя на эти данные, понимаешь, что видеонаблюдение точно нужно. Оно, конечно, не спасет от выпивших неадекватов, а вот преступление посерьезнее может и предотвратить просто своим наличием.
Кстати о профилактике. Почему бы пресс-службе полиции не включиться в разъяснительную работу даже с элементами "запугивания", что, мол, они все видят? Или в своих же статистических отчетах упоминать, что столько-то преступлений и правонарушений раскрыто с помощью системы видеонаблюдения. Пусть каждый потенциальный правонарушитель понимает, что в случае чего от ответственности он не уйдет. С точки зрения общественного блага, почему бы и нет? Но тут системная работа, конечно, нужна. А доверие к полиции в целом остается достаточно низким и, соответственно, общественный вес их мнения (не действий, конечно) будет не значительным или малозаметным. Ну и работа городской власти в сфере безопасности граждан в пределах ее ответственности тоже должна соответствовать современным запросам. Время неспокойное, и безопасность для граждан в любом ее выражении (от национальной до личной) становится приоритетной в перечне базовых потребностей.