Мониторинг событий недели с 31 июля по 4 августа от нижегородских экспертов

4 августа 2023 в 17:00

"Великий Волжский путь, Нижегородская область - лидер ГЧП, "Почта России" в модульном и социальном формате для районов области", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 31 июля по 4 августа 2023 года.

ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема – Владимир Путин дал поручения о развитии пассажирского судоходства и Великого Волжского пути

Мониторинг событий недели с 31 июля по 4 августа от нижегородских экспертов

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

Политолог Иван Юдинцев: Развитие скоростного пассажирского судоходства на Волге получит системную поддержку правительства. Эта тема, которая активно обсуждается в Москве и поволжских регионах, особенно значима для нижегородцев, поскольку именно наша область стала инициатором ее обсуждения и сама уже сделала первые практические шаги, накопив полезный опыт. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, выступивший на совещании у президента, доложил, что в регионе уже три года развивается собственная флотилия под управлением специально созданного оператора. Реализация проекта стала возможна благодаря программе льготного лизинга, запущенной минпромторгом.

Поскольку между совещанием, которое состоялось 20 июня, и подписанием президентом поручений правительству 30 июля, прошло достаточно времени, понятно, что все вопросы достаточно проработаны и формулировки поставленных задач достаточно конкретны.

Так, Владимир Путин поручил сформировать условия для создания межрегиональных операторов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в акватории Волги, исходя из необходимости повышения экономической эффективности таких перевозок. В переводе с языка официальных документов это значит сделать так, чтобы появились перевозчики, которым было бы выгодно получить в лизинг скоростные пассажирские суда, оплачивать их эксплуатацию и ремонт, возя пассажиров из одного города на берегу Волги в другие поволжские города. И чтобы при этом пассажирам было выгодно и удобно пользоваться именно водным транспортом.

Причем речь не только о туристах. Выступая на совещании, Глеб Никитин отметил, что межрегиональное скоростное сообщение по Волге востребовано и теми, кого принято называть ординарными пассажирами, ездящими из одного города в другой по служебным или личным делам. Судя по результатам совещания, были приведены убедительные аргументы. Достаточно сказать, что Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос об установлении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при перевозке пассажиров водным транспортом по городским, пригородным и местным маршрутам. И это в то время, когда минфин ищет способы пополнения бюджета и возражает против любого сужения налоговых потоков.

Однако одной такой мерой задачу повышения эффективности речных пассажирских перевозок не решить. Напомним, когда десять лет назад в иных экономических условиях предпринималась попытка развития межрегионального авиасообщения, то пошли даже на бюджетное субсидирование половины стоимости билета. Сейчас подобное вряд ли возможно, поэтому предстоит большая кропотливая работа по поиску и настройке целого ряда инструментов, которые только в совокупности могут дать нужный эффект.

В этой связи уже имеющийся нижегородский опыт особенно актуален. Глеб Никитин подчеркнул, что в регионе сформировали финансовую и операционную модель, которую можно тиражировать для организации масштабной сети скоростных речных перевозок.

Губернатор представил также предложения по развитию пассажирского судоходства по всей Волге. Это уже тема стратегическая, и к ее решению пока только подступаются. Президент поручил проработать вопрос об определении разработчика и координатора программы комплексного развития территории "Великий Волжский путь". Такая формулировка, видимо, подразумевает решение нескольких задач, среди которых развитие не только пассажирского, но и грузового судоходства, а также и планирование развития производительных сил в макрорегионах, о чем уже всерьез заговорили в российской власти.

Но и без дальних планов новость о подписании поручений правительству звучит весьма обнадеживающе, поскольку до сих пор Михаил Мишустин и его кабинет четко и вовремя исполняют поручения Путина. Это позволяет всерьез рассчитывать, что принятые решения дадут импульс реализации программы, локомотивом которой стала Нижегородская область.

Региональная тема - Нижегородская область стала лидером в рейтинге минэкономразвития РФ по уровню развития государственно-частного партнерства

Мониторинг событий недели с 31 июля по 4 августа от нижегородских экспертов

Татьяна Лобова (фото из личного архива)

Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Рейтинг оценивался по результатам интегральной оценки трех факторов - динамика реализации проектов ГЧП в 2022 году, накопленный опыт реализации проектов ГЧП до 2022 года, состояние нормативно институциональной среды. При этом следует отметить, что по оценке каждого фактора отдельно Нижегородская область лидирует лишь по "динамике реализации проектов ГЧП в 2022 году", по фактору "накопленный опыт реализации проектов ГЧП" наша область занимает 11 место, а по "состоянию нормативно-институциональной среды" – самое последнее 84-85, разделяя его с Московской областью.

Государственно-частное партнерство – это форма взаимоотношений государства (публичного партнера) и бизнеса (частного партнера), основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.

Партнерство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.

Очевидно, для масштабных проектов нужен инвестор, обладающий необходимыми ресурсами, готовый вкладываться в долгосрочные проекты. Но плюсом такого сотрудничества является реализация проекта под гарантии государства, в ряде случаев с финансированием государства, и с предоставлением ресурсов государства. А интерес бизнеса заключается в возврате инвестиций и долгосрочном извлечении прибыли. Кроме того, банки охотно финансируют такие проекты, понимая, что они прогарантированы государством.

Хотелось бы поговорить о каждом факторе отдельно. Что касается проектов 2022 года, здесь нет сомнений в том, что достижения впечатляющие. Правительство Нижегородской области в 2022 году заключило несколько концессионных соглашений. В частности, это крупнейшая по итогам 2022 года концессия в отношении наземного электротранспорта (170 трамваев, 149,3 км путей и прочая инфраструктура) с общим объемом инвестиций 51 млрд рублей. Также заключены концессии в отношении IT-кампуса на 34 млрд рублей и спорткомплекса с искусственным льдом на 16 млрд. В первую очередь я бы здесь отметила заслуги лично нашего губернатора Глеба Никитина. Он умеет договариваться с крупными инвесторами, заинтересовывать их, предлагать выгодные условия сотрудничества. Без сомнений, реализация этих проектов повысит привлекательность области как в образовательной, социальной, культурной, туристической и иных сферах, так и в части качества жизни нижегородцев, позволит создать новые рабочие места, что в совокупности привлечет в область студентов, специалистов не только для того, чтобы поучиться и посмотреть достопримечательности, но и остаться здесь жить и работать.

По второму фактору "накопленный опыт реализации ГЧП" мы на 11 месте, это тоже практически в лидерах рейтинга. 24 концессионных соглашения общей стоимостью 155 млрд рублей реализуют в Нижегородской области. Об этом рассказал замгубернатора Егор Поляков, выступая на форуме "Лидеры инвестиций" 18 мая.

На инвестиционном портале области указано следующее. В результате многолетнего сотрудничества правительства области и частного бизнеса реализованы следующие крупные инфраструктурные проекты: строительство физкультурно-оздоровительных центров, строительство ледовых дворцов, строительство объектов размещения отходов, создание системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (более 1000 камер), создание системы весогабаритного контроля, реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения.

Пожалуй, здесь трудно не согласиться, что опыт действительно есть, где-то удачный, где-то не без проблем, но на то он и опыт – "сын ошибок трудных". Меня несколько волнует только одно. Очевидно, что ряд концессий осуществляется под полное финансирование публичного партнера. С ростом количества концессионных соглашений и при условии их финансирования банками это может привести к росту долга региона в будущем. Но я надеюсь, что у нас все под контролем.

А вот то, что по фактору "состояние нормативно-институциональной среды" мы находимся не просто не в лидерах, а на самом последнем месте, меня очень настораживает. Институциональная среда — совокупность основополагающих социальных, политических и юридических правил, определяющих рамки для установления институциональных соглашений, совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование хозяйствующих субъектов посредством деятельности множества политических, экономических, социальных и иных институтов. А проще говоря – это те правила игры, которые установлены в регионе для успешного функционирования бизнеса. И то, что наш регион в самом хвосте рейтинга, по моему мнению, означает, что правила эти для бизнеса неудобны, непонятны, непрозрачны, противоречивы, громоздки и скорее не помогают, а мешают функционированию хозсубъектов. Это очень опасная тенденция. Потому что каждый год заключать масштабные концессионные соглашения не получится, да и список инвесторов, готовых участвовать большими деньгами на долгосрочной основе, прямо скажем, невелик. Поэтому в рейтинге по итогам 2023 года можно не только в лидерах не остаться, а и в ТОП-10 не войти. А вот благоприятная среда для развития и функционирования бизнеса – это надолго. Так что, думаю, что очередная победа в очередном рейтинге – это хорошо, но и простор для деятельности еще очень и очень велик.

Муниципальная тема - в районах обещают возродить и обновить почтовые отделения

Мониторинг событий недели с 31 июля по 4 августа от нижегородских экспертов

Владимир Хрыков (фото из личного архива)

Политолог Владимир Хрыков: Глеб Никитин встретился с генеральным директором "Почты России" Михаилом Волковым и отметил, что областному правительству хотелось бы расширить функционал почтовых отделений, прежде всего, для социальных целей. Также одна из ключевых тем – открытие или возобновление работы отделений там, где в этом есть наибольшая потребность.

Ранее НРО ОНФ пообещало дать предложения по проблеме массового закрытия сельских отделений почты, но результата этого труда мне не известно. То есть, еще совсем недавно массово закрывали, а теперь решили вновь открывать, но с привлечением бюджетного финансирования.

Несмотря на высокое развитие коммерческого сервиса доставки в населенные пункты, функции "Почты России", по-прежнему, остаются актуальными для многих отдаленных населенных пунктов, прежде всего, где с коммерцией плоховато. Именно поэтому, развитие сети "Почты России" – актуальный и социально важный вопрос. И то, что он поднимается губернатором, является логичным управленческим решением.

Проблемы тут в другом плане. Например, в том, что зарплаты почтальонов достаточно низкие и найти на эти должности людей, даже в отдаленном поселке, достаточно не просто. Именно поэтому есть проблема неработающих отделений, которая, как правило, не решается.

Стоит также отметить и убыточность самой "Почты России", убыток которой по итогам 2022 года составил 27 млрд рублей. То есть мы видим тут большие проблемы с финансовой моделью и общим управлением организацией, которая имеет финансовые ограничения по инвестиционной деятельности. Вероятно, государственные задачи, учитывая социальную направленность деятельности почты, будут решать за счет бюджета, что в целом логично, но вызывает вопрос о том, почему "Почта России" является акционерным обществом, генерирующим прибыль, а не бесприбыльной НКО.

Губернатор отметил еще один интересный факт – о необходимости разработки модульной конструкции почтового отделения с социальной функцией. В этой связи, хотелось бы сказать, что Глеб Сергеевич мог бы еще усилить предлагаемый проект и показать всю инновационную мощь Нижегородской области, добавив в проект модельной конструкции средство пуска-приема почтовых дронов, которые особо актуальны и технологически реализуемы в отдаленных малонаселенных территориях. Концепт такого проекта неоднократно мной предлагался правительству области, но ни одно министерство серьезно не отнеслось к его проработке. А в дружественном Нижегородской области Китае такие разработки идут полным ходом. Подобная технологическая инновация решила бы и еще одну проблему – повышение привлекательности жизни в малых городах и отдаленных населенных пунктах.

Таким образом, можно сделать вывод, что инициируемый Никитиным проект по созданию модульных отделений почты является положительным, но хочется предложить Глебу Сергеевичу положить в целевую установку развития сети модульных отделений цель повышения привлекательности жизни в отдаленных и малонаселенных пунктах, в том числе с применением инновационных технологий беспилотной доставки почтовых грузов.