"Стоимость электричества изменится, капремонт в регионе подорожает, мэр Нижнего Новгорода Шалабаев добавил себе зама", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – правительство РФ инициирует изменение тарифов за электроэнергию
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Федеральная антимонопольная служба предложила ввести в регионах с 1 января 2024 года дифференцированные по объемам потребления тарифы на электроэнергию для населения (или социальной нормы потребления). При этом формула расчета максимального уровня перекрестного субсидирования меняться не будет.
Сама формула содержится в действующем постановлении правительства РФ №2053 от 14 ноября 2022 года. ФАС объясняет, что переход на диффтарифы позволит снизить перекрестное субсидирование, а также бороться с "серым" майнингом.
Что такое перекрестное субсидирование? При формировании тарифов коммунальные услуги для населения обходятся дешевле за счет увеличения нагрузки на бизнес. Помимо электроэнергетики, такая практика существует в сфере водоснабжения и водоотведения. То есть, по факту население платит за электроэнергию дешевле себестоимости, а потери поставщика электроэнергии компенсируют за счет потребителей из числа юрлиц.
Правительство хочет побудить регионы вводить дифференциацию тарифов на электроэнергию для населения – ставка тарифа будет расти при росте потребления. Согласно предложению кабмина, только регионы, перешедшие на новые тарифы для населения, смогут превышать предельный объем перекрестного субсидирования (доплата бизнеса за снижение тарифов населения). То есть, если регион перейдет на новую систему, он сможет самостоятельно (в пределах формулы, разработанной ФАС) формировать объемы перекрестного субсидирования.
Конечно, с одной стороны, система интересная, и на первый взгляд направлена на снижение коммунальной нагрузки на население. Но бизнес-то тоже эти платежи не из воздуха себе компенсирует, а за счет включения в стоимость товаров, работ, услуг, которые в конечном итоге потребляются во многом самим населением. Поэтому самыми первыми выгодоприобретателями при такой схеме являются именно малоимущие слои населения, которые потребляют и минимум электроэнергии и минимум товаров, особенно из дорогостоящего сегмента.
Но население у нас разное. Есть и умельцы, которые потребляют электроэнергию как бы как физические лица, но на самом деле в предпринимательских целях. Самый яркий пример – это майнинг. Наверное, уже всем известно, что майнинговые фермы потребляют огромное количество электроэнергии, и если бы тарифы для таких потребителей были сопоставимы с тарифами для бизнеса, всякая выгода от такого "предпринимательства" свелась бы к нулю. Поэтому и хотят обязать регионы увеличивать тариф в зависимости от уровня потребления.
С другой стороны, хотелось бы, чтобы эта мера была бы направлена и на интересы бизнеса, особенного малого. Как известно, у некоторых поставщиков ресурсов сейчас довольно неудобная система оплаты, а именно – есть два тарифа оплаты: за потребляемый объем и за фактическое потребление. Условно говоря, вы, входя в ресторан, сначала платите за вход в зависимости от планируемого объема заказа, а потом за то, что фактически съели. Такая система в первую очередь отрицательно сказывается именно на малых предприятиях, которые вынуждены экономить каждую копейку.
Правительство постоянно пытается снизить перекрестное субсидирование, но оно пока только растет. В начале 2022 года максимальный объем субсидии увеличили до 241 млрд рублей. Следует отметить, что ряд экспертов скептически относится к инициативе правительства, и утверждает, что к желаемому результату переход на диффтарифы не приведет.
Региональная тема –власти планируют для населения новые увеличенные тарифы за капремонт
Политический обозреватель Александр Марков: Правительство региона предлагает ввести дифференцированную плату за капремонт, исходя из степени благоустроенности домов. При этом максимальный размер платы возрастет на 60% - до 12,8 рублей с квадратного метра. Идея, в общем-то, не нова, именно в этой логике устанавливается плата за содержание и ремонт жилого помещения, но денежные аппетиты поражают. Такими темпами платежка за капремонт догонит плату за текущие содержание дома.
Итак, что стоит за строками этого предложения помимо денег? Во-первых, фактическое признание, мягко говоря, слабой работоспособности существующей модели капитального ремонта. Модель требует постоянного вливания денег, и плата за капитальный ремонт все больше обретает природу налога с квадратного метра. И этот "налог" больнее всего ударит по жителям многоэтажек, при этом относительно новых домов, капитальный ремонт которых в большинстве своем назначен на конец 30-х - начало 40-х годов. Оставим за скобками тему, что принимать подобные решения перед федеральными выборами – это лишний фактор дестабилизации. Инфляция в стране есть и тарифы, безусловно, повышать в разумных пределах надо. Дело в другом. А где персональная ответственность чиновников Фонда капитального ремонта за неисполнение программы? Пока она не будет прописана законодательно никакой рост тарифов не сможет покрыть безответственность и эконмическую неэффективность.
Во-вторых, прямым следствием повышения станет переход домов на формирование специальных счетов и потеря региональным оператором чистого денежного потока. Многоэтажки не захотят быть "донорами" и будут открывать спецсчета. Сдерживающим фактором здесь были лифты, но губернатор Глеб Никитин за 2023-24 годы правильно и красиво решит эту проблему благодаря программе обновления лифтового хозяйства. В этом случае начнется конкуренция ФКР и управляющих компаний за деньги капремонта, и ФКР ее либо проиграет, либо пойдет на новую непопулярную меру и будет инициировать ограничение перевода денег на спецсчета. Как не крути, но развитие системы спецсчетов – это усиление разрушения котловой модели капитального ремонта.
В-третьих, до этого была сужена сфера ответственности ФКР (из перечня капремонта исключили внутриквартирные стояки, проблема лифтов решена областными и заемными средствами). Любое сужение сферы действия системы – это еще один сигнал о том, что система "трещит по швам", не справляется с объемом проблем.
Сейчас протестируют общественное мнение, если возмущение тарифами будет значительным, безусловно "инициативники" этого решения спрячутся за широкую спину и авторитет Никитина. Может быть, даже уровень роста тарифа будет ограничен. Но при любом раскладе рано или поздно надо будет создавать новую модель реализации капремонта на многоквартирных домах.
Муниципальная тема - мэр Нижнего Новгорода сменил структуру администрации и добавил себе заместителя
Политолог Владимир Хрыков: 18 октября Юрий Шалабаев сообщил, что решил выделить вопросы благоустройства в отдельный блок. В него вошли департамент благоустройства, департамент транспорта и дорожного хозяйства, а также управление административно-технического и муниципального контроля. А 30 октября Шалабаев назначил себе нового зама, который и будет курировать новый блок. Им стал Антон Максимов. Вопросы к качеству благоустройства в Нижнем Новгороде имеются давно и создание какой-то иной системы управления логично. К тому же, стоит напомнить, что высший состав управления мэрии покинули достаточно опытные и сильные чиновники – Илья Штокман, ушедший на СВО, и Дмитрий Сивохин.
Максимова характеризуют как достаточно профессионального чиновника именно в сфере городского благоустройства и можно сказать, что это верный шаг Юрия Шалабаева. Но надо понимать, что есть системные вопросы, и один человек, даже очень хороший и грамотный, не сможет решить все сам. Будет ли ему надлежащая поддержка, тоже остается вопросом. Будет ли реформироваться управление городом дальше, также вопрос. Готов ли Юрий Шалабаев на замену кадров, которые не справлялись с обязанностями, также вопрос. И вообще, он ли является ключевой фигурой назначений? Я бы еще раз хотел напомнить, что Нижний Новгород развивается в неизвестном направлении, он зачем-то сильно растет. Этот рост становится сложно управляемым.
Не стоит сравнивать Москву и Нижний Новгород, имеющие принципиально разные бюджеты и целевое назначение, поэтому проблемы Москвы заливаются деньгами, а в Нижнем, такого не будет никогда. Поэтому, говоря об управленческих проблемах Нижнего Новгорода, стоит подумать не только о том, кто им управляет, но и о том, можно ли этим растущим пространством вообще нормально управлять? К тому же, президент России ставит задачи о развитии малых городов, прошедшая эпидемия ковида также показала проблемы мегаполисов. Может тогда стоит уже и региональной власти подумать о новой роли Нижнего Новгорода и часть ресурсов перенаправить в малые города, а рост Нижнего Новгорода остановить.
Я бы даже предложил обсудить более радикальную реформу, а именно разделение Нижнего Новгорода на несколько самостоятельных муниципалитетов, например, выделив Автозаводский район в отдельный город – город Автозавод ГАЗ, Сормовский район – город Сормово и Зеленый город с территорией до Подновья. Но это пока слабо реализуемые фантазии вслух. Кроме того, я предлагаю Глебу Никитину, который сам сказал о необходимости освобождения Кремля от административных служб, самому переехать в город, например, Бор. С одной стороны, близко и Кремль виден, с другой, это смена столичности муниципалитета (еще и географически за реку), а с третьей, может тогда на Бору произойдет смена застарелых местных элит и наведется порядок. Я убежден, что современным трендом должно стать разагломерирование, поскольку торговая культура, уведшая нас в мегаполисную урбанизацию, завела нас в тупик. Готовы ли это понимать российские чиновники – большой вопрос, готовы ли это понимать жители мегаполисов – большой вопрос. Но одно ясно, что обсуждать эту тему важно и нужно. А вот назначенному заместителем главы города Антону Максимову пожелаем удачи и не стать чьим-то инструментом размывания ответственности за стратегические решения в управлении Нижним Новгородом.