"Сбой в Рунете, плюс 500 млн рублей на дворы от губернатора, мусорный Нижний", — таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – масштабный сбой в работе Рунета. Сайты в доменной зоне .ru испытывают проблемы в работе
Политолог Иван Юдинцев: Самая обсуждаемая федеральная новость недели стала неожиданной, потому что в центре внимания оказался масштабный сбой в работе Рунета. 30 января вечером по московскому времени одновременно прекратился доступ ко многим сайтам зоны ".ru". С проблемами столкнулись пользователи таких популярных ресурсов, как сайты и приложения "Яндекса", Сбера, ВТБ, "Тинькофф", Ozon, большой тройки операторов мобильной связи и других лидеров бизнеса. Минцифры признало проблему, а министр Максут Шадаев сообщил, что его ведомство ведет разбирательство, и пообещал проинформировать о результатах "технического разбора этой ситуации", когда будет закончен анализ случившегося.
Здесь самое время уточнить, что в этой новости неожиданным стало только время, когда случился инцидент. Поскольку о возможности подобных сбоев и специалисты, и управленцы предупреждали уже, как минимум, двадцать лет. А после того, как во время пандемии коронавируса случился бурный рост интернет-торговли, практически совпавший, к тому же, с переходом значительной части аудитории к получению информации через социальные сети и телеграм, вопрос подготовки ко всеобщему сбою в работе сети, который рано или поздно должен был случиться, стал уже не теоретическим, а самым что ни на есть актуальным. Наконец, после введения масштабных антироссийских санкций проблема еще более конкретизировалась, и на повестку дня встал вопрос о реагировании на потенциальные сбои в работе именно Рунета.
Вот только, говоря, что вопрос встал на повестку, мы вынуждены констатировать, что ведем речь только о бизнесе, да и то далеко не обо всем, а о предусмотрительных и ответственных компаниях. Инцидент, происшедший 30 января, показал, что многим коммерческим организациям, включая и некоторых лидеров, проще извиниться перед потребителями за доставленные неудобства и предоставить небольшую компенсацию в виде скидок, кэшбека и бонусов, чем заранее напрягаться, обдумывая и отрабатывая механизмы работы в период сбоя интернет-коммуникаций. Возможно, с ситуативной точки зрения, это верный подход. Но что будет делать бизнес, если "интернет отключат" не на несколько часов, а, скажем, па пару-тройку дней? Здесь уже потери для бизнеса будут существенно большими, и это относится не только к репутационным потерям.
Если же говорить о властях, то подготовка к подобной "интернет-ЧС" если и велась, то настолько непублично, что заметить ее было сложно. Пока рано говорить, что конкретно произошло, поскольку расследование инцидента, проводимое минцифры, еще не завершено, так что надо дождаться результатов и услышать выводы специалистов. Но, если техническая сторона случившегося остается пока полем для предположений и фантазий, то управленческие выводы сделать можно и нужно.
Первый и главный: поскольку от бесперебойной работы Рунета в значительной мере зависит качество жизни многих россиян, пользующихся расчетами посредством банковских приложений, делающих покупки через интернет и получающих из сети важную информацию – от новостей и прогноза погоды до графика работы врачей и наличия в магазинах товаров и ценах, – то обеспечение бесперебойной работы Рунета пора признать социально значимой задачей. Со всеми вытекающими последствиями, включая законодательное регулирование, выделение бюджетов и формирование статуса, по сути аналогичного статусу "гарантирующего поставщика" в энергетике и коммуналке. Путь к суверенному Рунету будет, видимо, долгим, и покуда мы проходим этот путь, надо снизить риски и минимизировать потери от инцидентов.
Второй вывод связан с необходимостью более четкого регулирования ответственности бизнеса за неисполнение обязательств перед потребителями при оказании услуг через интернет. Не всякий бизнес так уж сильно "клиентоориентирован", и по итогам 30 января жалоб прозвучало предостаточно. Поэтому было бы правильнее, если бы маркет-плейсы, банки и мобильные операторы не милостиво предоставляли пострадавшему клиенту мелкие приятности, а отвечали бы за сбои по закону, как это предусмотрено в дружественных и недружественных странах. Если сбои в Рунете – это форсмажор, то это надо заранее четко оговорить. А если нет, должны быть понятные меры ответственности, как, например, у авиаперевозчика в случае нелетной погоды.
Наконец, нам самим – тем, кто стройными рядами стоит за понятиями "массовый потребитель" и "массовая аудитория", – полезно осознать, что интернет-коммуникации обеспечиваются техникой, причем достаточно сложной, и программами, тоже не самыми простыми, и вся эта техника управляется людьми, весьма квалифицированными, но иногда ошибающимися, как сисадмины у многих из нас на работе, а тут еще и недруги замышляют недоброе против нашей страны, так что сбои в Рунете неизбежны, и каждому из нас к таким сбоям лучше быть готовым как организационно, так и морально.
Региональная тема – правительство области намерено удвоить благоустройство дворов в 2024 году
Социолог Максим Лубяной: Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин инициировал выделение дополнительных 500 млн рублей по проекту "Формирование комфортной городской среды" в текущем году. Эти деньги пойдут на благоустройство дворовых территорий.
Проект "Формирование комфортной городской среды" является, пожалуй, одним из самых "народных". Именно благоустройство муниципальных территорий является, с одной стороны, своего рода визитной карточкой муниципалитета, а с другой – объектом раздражения и недовольства властью со стороны населения, если что-то пошло не так. И, конечно, очень своевременно обратили внимание на дворы. Потому как благоустройство больших и не очень общественных пространств (парков, скверов и т.п.) это, конечно хорошо, а иногда даже красиво, но значительную часть своего времени граждане соприкасаются с совершенно приземленными местами своего нахождения – дворы и придомовые территории. И уже встречаются высказывания горожан о том, что сколько можно благоустраивать те места, где они практически не бывают, и пора обратить внимание на дворы. Тут, конечно, нужно учитывать, что люди тоже немного непоследовательны: им нравится, как преображается Нижний Новгород или, например, Арзамас, или Семенов, или любой другой муниципалитет, и они считают это важным, но при этом они так же считают, что власть делает недостаточно для благоустройства и объяснить, что все и сразу не получается, достаточно сложно.
Однако, обвинять жителей в непоследовательности это последнее дело, ведь власть на то и имеет полномочия и доверие, высказанное этой самой власти, например, на выборах губернатора, чтобы делать жизнь в регионе комфортной и благополучной. Кстати, о выборах. Весьма своевременно в связи с выборами президента выступил Глеб Никитин с инициативой по благоустройству дворов. Сейчас главное, чтобы муниципалитеты "не подкачали": вовремя определились с территориями, провели конкурсные процедуры, заплатили деньги, а самое важное, чтобы постоянно держали процесс на контроле, а не как обычно, когда благоустройство начинается в зиму.
Теперь немного цифр. Как известно, обычные бытовые условия, в том числе социальные услуги, ЖКХ, благоустройство влияют на уровень социального самочувствия. Институт проблем социального управления ежемесячно делает социологические замеры подобных показателей. По итогам января на вопрос "В какой мере Вас устраивает повседневная жизнь, которую сейчас ведет Ваша семья (бытовые условия, социальные услуги - здравоохранение, образование, ЖКХ, уровень доходов...)?" в Нижнем Новгороде ответили, что их "скорее не устраивает" и полностью "не устраивает" совокупно 31,2% респондентов, а в районах области 19,4%. Власти знают эти цифры. Надеюсь, что это не останется просто знанием, а будет учтено в планах и действиях.
Муниципальная тема – Нижнему Новгороду на помощь в борьбе с мусором привлекли федералов
Сергей Раков, директор ИА "Нижний сейчас": В Нижнем Новгороде почти каждый январь в новогодние праздники и после "неожиданных" снегопадов затрудняется вывоз мусора. Причина очевидна – мусора становится больше в период каникул. Из-за минимальной передышки, которые устраивают себе коммунальщики (они тоже люди, желающие встретить новый год и отдохнуть), ситуация захлебывается и начинает расти, как снежный ком. И главное, пожалуй — это снегопады, из-за которых многие дороги и проезды надолго становятся непролазными. К тому же из-за припаркованных машин, которые "остались дома" в праздники, во дворах проехать еще сложнее. В итоге мусорная техника снижает темп движения на маршрутах, не успевает, а зачастую просто не может проехать к контейнерным площадкам. Вот и вся проблема.
Мы опять в основном упираемся в ненормативное состояние дорог и проездов. В итоге к концу января нижегородцы просто взвыли в соцсетях, видя горы невывезенного мусора. Можно сколько угодно пенять на муниципальные и коммерческие подрядные организации, ДУКи и ТСЖ, которые должны чистить подъездные пути и вывозить снег, но факт остается фактом. Мэрия Нижнего не смогла должным образом спрогнозировать, учесть развитие событий и организовать работу, чтобы в итоге мусорщики свою работу сделали хорошо. Прокуратура внесла по снегоуборке представление мэрии. По всем управленческим канонам не реагировать было нельзя. И в итоге власти в очередной раз скоординировались и "нашли крайнего". Им оказался ответственный почти за весь областной центр регоператор "Нижэкология-НН". В процессе образования отходов есть свои пики и спады. А система регоператоров, которая сейчас выстроена, предусматривает жесткое тарифорегулирование. Скорее всего, законодатели делали это для того, чтобы операторы не могли "наживаться" на избыточности. Им законодательно закрепили минимально возможную прибыль. В этом есть своя логика. Однако при таком подходе у регоператора совсем не остается маневра для купирования тех самых пиковых нагрузок.
Недавно губернатор Глеб Никитин ярко говорил, выступая перед мэрами, что "будучи посредниками между муниципалами и федеральными министерствами, мы – региональная команда – должны воспринимать вас не как "терпил" и подчиненных, на которых надо переводить стрелки и публично стучать кулаком, почему вы что-то там не сделали, а уважать вас и помогать вам".
А как тогда воспринимать МСУ, которое не дорабатывает в своих элементарных обязанностях в обеспечении комфортной жизни людей? "Терпилами" в данной ситуации пока выступают горожане. Тем не менее, Глеб Никитин вновь демонстрирует управленческие решения, эффективные контакты на федеральном уровне и информационную открытость. И опять он, а не мэр Нижнего, как в случае с большим ЧП прорыва тепломагистрали на Славянской, решает проблемы мегаполиса. И в данном случае уж не знаю, уважает ли губернатор нижегородскую мэрию, но точно помогает ей и всему Нижнему Новгороду в трудный момент. Правительство области и ППК "Российский экологический оператор" оперативно подготовили план по нормализации ситуации с вывозом ТКО. Но, главное, по словам Глеба Никитина добавлена дополнительная техника. По плану осталось два-три дня, чтобы город избавить от мусорных завалов.
А что же регоператор "Нижэкология-НН"? Под давлением созданной информационной среды подчиняется ситуации, выполняет поручения правительства, называет мусорный коллапс "пробелами в работе". Конечно, пусть не в два-три дня, но теперь уже в разумный срок ситуация нормализуется.
Но удастся ли властям изменить состояние дел, чтобы подобное больше не повторялось? Вопрос риторический. Губернатор нашел необходимое, но временное решение, мэрия как бы даже "выходит сухой из воды", но с острыми комментариями горожан в мэрском телеграм и ВК, а регоператор сделает дежурные оргвыводы и останется при своем. При своем – по одной простой причине, что альтернативы ему нет по совокупности обстоятельств. К тому же бенефициаром выгод от нижегородского мусора являются французы. Компания Veolia со штаб квартирой в Париже, которая владеет в России не только нижегородским активом (компанией "Нижэкология-НН"), с учетом международной обстановки, проблемами россиян в целом и нижегородцев в частности, с большим энтузиазмом заниматься не будет.
В общем, в эту зиму Нижний Новгорода "собрал по полной" все возможные ЧП: и неубранные до весны дороги и тротуары, и аварии на теплотрассах, и холода в квартирах – как следствие газовые трагедии, так еще и от "французов" досталось. Но нижегородцы все равно любят свой город и как всегда надеются на лучшее.