"30 млрд для бюджетников, общественный порядок в регионе за допвыплаты силовикам, Нижний Новгород без кикшеринга", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – правительство РФ выделяет 30 млрд рублей на повышение зарплат бюджетникам
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: На мой взгляд, новость о том, что на повышение зарплат бюджетникам выделено дополнительно 30 млрд рублей особо не стоила того внимания, которое ей внезапно уделили в СМИ.
Во-первых, индексация зарплат бюджетникам проводится ежегодно. И в прошлом были случаи, когда индексация была дважды в год. А во-вторых, сумма, которую озвучил премьер-министр, может на первый взгляд показаться значительной, но это только на первый взгляд.
Хочу напомнить о том, что такое те самые знаменитые майские указы президента, которые упоминаются в контексте этой новости. 7 мая 2012 года при вступлении в должность президент Владимир Путин подписал серию указов, содержащих 218 поручений правительству РФ на 2012-2020 годы. Среди этих поручений содержалось требование о том, что средняя зарплата учителей, то есть работников общеобразовательных учреждений, должна составлять не менее одной средней зарплаты по региону за текущий год. Средняя зарплата врачей, преподавателей вузов – не менее двух средних зарплат по региону. Для расчета показателя, например, в Нижегородской области в 2023 году установлен показатель 44 360 рублей. То есть, средняя зарплата учителя должна составлять у нас 44 360 рублей, а преподавателя вуза или врача – 88 720. Обращаю внимание, что речь идет о средней температуре по больнице, и очень часто ассистент на кафедре в вузе может получать 25 тысяч в месяц, а профессор – значительно выше. В принципе, это естественно, но порой разрыв в уровнях зарплат работников одного и того же бюджетного учреждения слишком велик, и выполнение майских указов достигается за счет огромных зарплат высокопоставленным работникам.
Теперь хочу перейти к нехитрым подсчетам. В открытых источниках посмотрела, что у нас в стране 253 000 преподавателей вузов, 867 000 врачей и 1 223 500 учителей. Итого, повышение зарплаты должно коснуться около 2 млн человек. Берем калькулятор и считаем. Получается, что если 30 млрд рублей разделить на 2 млн человек, на каждого придется 15 000 рублей до конца года. Поскольку за фондом оплаты труда обязательно следуют налоги, вычитаем сумму начислений. Остается примерно 11 500 рублей на четыре месяца (сентябрь-декабрь). Делим на четыре и получаем примерно 2 875 рублей на одного бюджетного работника в месяц. Не густо, прямо скажем. А с учетом того, что майские указы, как я уже писала выше, содержат требования относительно средней зарплаты, то вполне может оказаться так, что кому-то добавят 100 рублей, а кому-то – 10 000.
Теоретически, вероятно, правильнее было бы изменить требования к бюджетным организациям в части размера зарплаты, исходя не из средней, а хотя бы медианной зарплаты. Но это очень большая работа, которая требует существенной проработки того, как это повлияет на федеральный бюджет.
Региональная тема – в Нижегородской области усилят охрану общественного порядка за дополнительные выплаты силовикам
Политолог Александр Суханов: Губернатор Глеб Никитин издал указ о дополнительных ежемесячных выплатах правоохранителям за усиление охраны общественного порядка. В июле Заксобрание одобрило выделение на эти цели почти 228 млн рублей. Почему-то это сообщение вызвало повышенный интерес со стороны нижегородской общественности. Чтобы понять его цель, необходимо обратить внимание, что указ стоит в целой цепочке других решений, связанных с особенностью современной ситуации.
Думаю, не нуждается в объяснении тот факт, что сегодня существенно усилились угрозы безопасности. Всем известно, что в регионе расположено несколько центров по разработке и производству вооружений и боевой техники. Через наш регион традиционно идут транспортные пути из Сибири и Дальнего Востока. На протяжении веков наш регион был и остается важным логистическим центром страны. А в условиях СВО это становится стратегическим фактором. Закономерно, что руководство области занимается вопросами обеспечения безопасности.
В регионе регулярно проходят заседания антитеррористической комиссии под председательством губернатора Глеба Никитина. На заседаниях в 2022 – 2023 годах обсуждали, в том числе, безопасность образовательных учреждений, метрополитена, мест проведения крупных праздничных мероприятий. Кроме АТК, в регионе действует оперативный штаб с представителями силовых ведомств и членов правительства области.
Понятно, что дополнительные выплаты силовикам – это компенсация за возросшие нагрузки. Участие регионального бюджета в обеспечении безопасности, на мой взгляд, вполне справедливо. Это включает механизм солидарной ответственности за положение в стране и в каждом регионе. Ведь подобные решения сейчас прорабатываются и принимаются в большинстве субъектов. Могут отличаться только размеры выплат, которые определяются возможностями бюджетов и степенью угроз.
Муниципальная тема – в Нижнем Новгороде предлагают запретить кикшеринг
Кандидат исторических наук, доцент кафедры международной журналистики НГЛУ им. Добролюбова Эрадж Боев: Фракция ЛДПР предложила председателю Законодательного собрания Евгению Люлину создать рабочую группу по обсуждению целесообразности ограничения эксплуатации арендованных самокатов (кикшеринга) вплоть до их запрета на территории региона.
Число ДТП с участием таких самокатов растет. Поэтому решение проблем эксплуатации электросамокатов в российских городах требует принятия системных мер, направленных на обеспечение комфорта и безопасности всех участников движения - пешеходов, водителей транспортных средств, а также самих пользователей самокатов. При детальном рассмотрении обстоятельств многих инцидентов, связанных с использованием самокатов, можно увидеть, что их причинами являются не только неопытность, неадекватное поведение пользователей или неосторожность пешеходов и автомобилистов. Во многих городах городская инфраструктура оказалась попросту не готова к безопасной эксплуатации электросамокатов. Отсутствие соответствующих дорожек, интенсивное городское движение сделали перемещение на самокатах опасным для всех участников дорожного движения. В свое время аналогичные проблемы наблюдались в условиях роста популярности велосипедов, что в итоге привело к развитию сети велодорожек.
Выходом может стать одновременная работа по двум направлениям. С одной стороны, это создание безопасных условий эксплуатации самокатов, велосипедов, скейтбордов, роликов в городских условиях. С другой – совершенствование нормативной базы, связанной с регулированием использования самокатов. Так, определенными решениями в данной сфере могут быть введение полного запрета на перемещение на самокатах в пешеходных зонах, повышение возрастных ограничений при управлении этими средствами, введение специально отведенных мест для их парковки, лицензирование компаний, предоставляющих соответствующие услуги. Конечно, данные меры могут привести к сокращению рынка кикшеринга и подорожанию услуг, но при этом они обеспечат безопасные условия эксплуатации.