«Путин и семейные ценности, региональный родительский капитал, 65% недовольных транспортом нижегородцев» - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 26 по 30 мая 2025 года. ИА «Нижний сейчас» и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема — семейные ценности россиян — приоритет президента

Вадим Попов, фото из личного архива.
Вадим Попов, политолог:
— Не секрет, что Россия столкнулась с серьезной демографической проблемой - россияне стали меньше рожать, что в будущем чревато сокращением населения страны. Государство делает все возможное, чтобы переломить эту негативную тенденцию: продлевает программу маткапиала, сохраняет семейную льготную ипотеку, пропагандирует традиционные семейные ценности. Но как обычно это бывает, зачастую забываются те, кто вносит ключевый вклад в рождаемость — это многодетные семьи. На них держится очень многое. Прежде всего это живой пример исконно русских ценностей в противовес западной модели эгоцентризма, гедонизма и потребительства. Многодетные семьи транслируют абсолютно противоположные ценности — любовь к детям, взаимную поддержку, самопожертвование, бескорыстие, духовность. И, конечно же, они нуждаются во внимании государства и его поддержке. Ровно об этом вчера сказал президент России на встрече с многодетными семьями, получившими государственные награды. Вот что отметил Владимир Путин: подлинные семейные ценности для нас, для России, ее граждан остаются непреложными, как бы кто ни пытался в современном мире их оспорить или отменить. По его словам, именно семья с детьми, её благополучие и интересы находятся в центре всех проектов, связанных с национальным развитием.
Это очень важное заявление, свидетельствующее о том, что власти необходимо создать особые условия для семей, воспитывающих троих и более детей. Речь про то, что в каждом субъекте необходимо запустить меры социальной и материальной поддержки многодетных семей, объединив их в единую комплексную систему. Теперь главное, чтобы губернаторы и региональные депутаты услышали сигнал от президента и незамедлительно приступили к реализации его установок.
Региональная тема — в нижегородской области принят закон о родительском капитале
Сергей Судьин, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского:
— В декабре 2024 года губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в своем отчете за уходящий год семьи анонсировал беспрецедентные меры поддержки рождаемости как части региональной политики в сфере демографического и социального развития. Вчера депутаты Законодательного собрания Нижегородской области приняли соответствующий закон, официально давший старт новому этапу семейно-демографической политики, без преувеличения достойной стать примером для всех остальных регионов страны.
Внимание губернатора области Никитина к проблематике воспроизводства населения более чем оправданно. Демографическая ситуация в Нижегородской области является особенно сложной и противоречивой. Стабильное превышение смертности над рождаемостью, мощный миграционный отток молодежи — основного ресурса демографического развития, неизбежная трансформация возрастной структуры населения сделали свое дело. Некогда третий по численности населения город в стране стремительно сдает прежние позиции, пропуская вперед не только индустриальных гигантов, вроде Новосибирска или Екатеринбурга, но и такие города, как Казань и Красноярск, чего еще десять лет назад и представить себе было нельзя. Элементарный анализ численности различных возрастных когорт показывает, что дна демографической ямы наш регион еще не достиг, и для перелома ситуации нужны нестандартные подходы. При этом важно удержаться от популистских крайностей вроде поощрения подростковых беременностей, отсутствие которых справедливо считается признаком высокого уровня социально-экономического и культурного развития общества.
Объективный характер процесса снижения численности населения поставил региональную власть перед необходимостью выработки пакета мер, направленных не только на компенсацию негативных демографических тенденций, но и поиск путей опережающего демографического развития. Важно отметить, что программа стимулирования репродуктивной активности в Нижегородской области щедрыми финансовыми выплатами не ограничивается: вопросы популяризации традиционных семейных ценностей, многодетности и ранней брачности из повестки дня не ушли. Подобный комплексный подход демонстрирует понимание ограниченности финансово-экономического редукционизма при решении проблем демографического развития. Международный опыт использования исключительно финансовых стимулов продемонстрировал их крайнюю неэффективность в этом деле, а учиться лучше на чужих ошибках.
Однако нельзя требовать решений только от власти. Суммарный миллион за ребенка – это, конечно, немало, и эта инициатива региональных властей вызывает глубокое уважение. Но разве только в деньгах дело? Приведем простейший пример. Исследования, проводимые по всему миру, показывают, что одной из причин отказа от рождения большего количества является отсутствие доступных учреждений, куда можно было бы отдать ребенка на весь рабочий день. Дефицита мест в детских садах нет, но их график работы такой же, как у абсолютного большинства других организаций и предприятий. Без государственно-частного партнерства в решении демографических проблем не обойтись. Необходимо поощрять развитие на предприятиях программ поддержки работниц и работников с детьми, это должно стать неотъемлемым элементом корпоративной социальной ответственности бизнеса. Разве трудно скорректировать рабочий график? Отпустить домой на час раньше, чтобы можно было успеть забрать ребенка из садика? Или продумать помощь с няней. Да, конечно, и это тоже деньги, но почему только власть должна нести расходы на демографическую политику, на самом высоком уровне объявленную государственным приоритетом?
Муниципальная тема — большинство жителей Нижнего Новгорода не устраивает работа общественного транспорта

Владимир Хрыков (фото из личного архива)
Владимир Хрыков, политолог:
— Почти 65% жителей Нижнего Новгорода не устраивает работа общественного транспорта. Об этом заявил представитель общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов. Хотя ранее заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Денис Рябинин заявлял, что жалоб на общественный транспорт от пассажиров стало меньше. А еще ранее власти вообще обещали к июню сделать транспортную ситуацию очень комфортной, чтобы всем горожанам было «счастье» — не получилось.
А что, собственно, хочет этим заявлением сказать член общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов, неожиданно появившийся в информационном поле? Город стоит в пробках, город вырос вдоль, вширь и еще по углам, и будет ли в этой ситуации решение? А старый и не только старый Нижний еще и с узкими улицами, где никакие выделенные полосы не спасут, а может еще усугубят ситуацию. Кстати, напомню, что в отличие от Москвы и многих других городов, центр Нижнего Новгорода смещен к краю, то есть требуется преодоление всего пространства города для переезда в «центральную» деловую часть города.
Можно сколько угодно обсуждать минтранс Нижегородской области, мэра Нижнего Новгорода, реформы транспорта, но перенаселение и высокая застройка Нижнего Новгорода на лицо, а концепция агломерации всё больше и больше показывает свою ущербность.
Я думаю, что хочет того власть или нет, но срочно нужно менять концепцию развития Нижегородской области, уходить от агломерационной централизации и развивать города и сёла Нижегородской области — в первую очередь, развивать краевые города региона, смещая транспортные потоки из Нижнего Новгорода.
Вариант с дорогим метро, на мой взгляд — не лучший выход, потому что проблема никуда не денется. Построить метро, равное московскому, нам никто не даст: дорого, долго и не рентабельно. Да и метромания Москвы уже демонстрирует перебор и гибельный путь. Зачем нам его повторять?
Именно поэтому дискуссии и плачи о не устраивающем население общественном транспорте – это просто игра слов и сотрясание воздуха. В системе гипер-централизации этот вопрос не решить, нужно изменят градостроительную политику Нижегородской области.
В очередной раз хочу призвать власти региона не искать проблему в деталях, а пересмотреть концептуальные вещи и незамедлительно приступить к возрождению всех районов Нижегородской области, сосредоточив усилия на выравнивании расселения по региону. Уверяю, что это даст и демографический, и промышленный и транспортный сдвиг в лучшую сторону.