"Крокус, 30-летие ЗСНО и Гордумы, повышение стоимости проезда в общественном транспорте", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – теракт в "Крокус Сити Холле" в Подмосковье
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: Вечером 22 марта был совершен террористический акт в концертном зале "Крокус Сити Холл" в Подмосковье. Это трагическое событие стало главным в конце прошлой недели, и сейчас оно остается главным федеральным событием для всех россиян: узнаются новые подробности, работают силовые структуры, дается правовая и политическая оценка. 24 марта в России был объявлен общенациональный траур. Нижегородские спецслужбы перевели в режим повышенной готовности, а горожане принесли "горы" цветов к временному мемориалу на площади Минина. И лишь одна "одаренная в культуре" молодая нижегородка, которая по странному "стечению обстоятельств" получала стипендию от нижегородской мэрии, была в хорошем настроении и благодарила террористов. Теперь и ей и ее родителям приходится отвечать на вопросы правоохранителей.
Редакция ИА "Нижний сейчас" фиксирует трагические события 22 марта и последующее с этим развитие событий, как главную федеральную тему недели в нашей рубрике "Эксперт-мониторинг". Федеральными экспертами уже дана всесторонняя оценка этой трагедии. И эта оценка однозначная. Большего нам добавить к осуждению терроризма нечего. Редакция ИА "Нижний сейчас" выражает соболезнования родным и близким погибших.
Региональная тема – Законодательному собранию и Городской думе – 30 лет
Медиаэксперт-блогер Владимир Лапырин: У нынешней представительной демократии была очень бурная молодость. Законодательное собрание области и городская Дума, тридцатилетие которых отмечалось на днях, всегда являлись как раз местом для жарких дискуссий. 30 лет – возраст зрелости. Их история, разумеется, неотделима от истории страны, становления вертикали власти и возврата капитализма в Россию.
"Лихие" девяностые – это не только про рэкет, "красные" пиджаки, крепких парней в спортивных костюмах "Адидас" и "новых русских". Это еще и бесконечные выборные кампании – мэры, губернаторы, депутаты… Сегодня трудно представить, что огромный город или многомиллионная область до глубокой ночи не спят, наблюдая в прямом эфире своих телевизоров за дебатами кандидатов в депутаты, что на "кухнях" и в троллейбусах люди спорят, кто победит, обсуждают программы своих кумиров. Письменные ящики забиты листовками и агитками, заборы, столбы и подъезды домов обклеены плакатами и портретами кандидатов.
Расцвет популизма! Рождение и исчезновение новых партий. Голосуй, а то проиграешь!
Выборы - определитель настроений в обществе, находивших свое выражение в политических партиях, которые и выковывались в предвыборных баталиях. Кандидаты совершали подворные обходы, обещали светлое будущее в отдельно взятом микрорайоне, порой подкрепляя обещания бесплатной гречкой, другими вкусностями, а то и водкой. Далеко не всегда выборы проходили чинно и благородно, бывали и случаи рукоприкладства. История представительной демократии пестрит уголовными делами, судебными разбирательствами и войнами в СМИ. И наш регион не минули крайности.
Люди постарше пережили и наивную веру в чудо: вот выберем достойных и заживем, как люди! Да и сами депутаты не были чужды веры в чудо – вот выберемся, и всем утрем носы!..
Увы, западные лекала часто не подходили под широкие российские плечи. Мы столкнулись с новым, уже постсоветским дефицитом всего и вся, ростом цен, развалом экономики. Наевшись свободой слова, раскритиковав и заклеймив прошлое, электорат требовал наведения порядка, работы, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. И вновь избранные депутаты довольно быстро осознавали, что решение конкретных проблем зависит от создания новых правил, по которым новая жизнь будет строится. Помню, что при посещении Госдумы меня поразило обилие служащих, развозящих по этажам тележки с кипами бумаг - предложений, распоряжений, законопроектов, экспертных заключений… Неужели все это можно прочесть, согласовать, обсудить?!..
И нашим областным законодателям пришлось начинать с "бумажек", с элементарного. С Устава области, с регламентов, с правил внутреннего распорядка. Все гласно, все публично, с многочисленными обсуждениями, спорами, переделками. С жесткой критикой в прессе.
Ясно, что невозможно принять законы, которые устраивали бы всех. Приходилось учиться соблюдать баланс интересов. Учились на своих ошибках и открытиях, да критическом изучении зарубежной истории.
Не забудем, что в стране происходили тогда тектонические процессы – на смену государственной, общенародной собственности приходила частная. Заводы, фабрики и пароходы обретали своих владельцев. А "мистеры Твистеры" продвигали своих представителей и в Думу, и в Заксобрание. Почему я вспоминаю о времени приватизации – для того только, чтобы сказать, что за каждой "бумажкой" стояли подчас и чьи-то личные, корыстные интересы. И требовалось порой личное мужество, чтобы не забыть про социальные вопросы. Самые жесткие споры возникали при обсуждении бюджетов и порядка управления региональной собственностью.
Нужно было приводить областное законодательство в соответствие с федеральным. И здесь не обходилось без трений. Областное порой "бежало впереди паровоза". Закон о промышленной политике вспомнить, об инвестиционной деятельности, об инновациях, о благотворительности, об экспортной деятельности… И Закон о местном самоуправлении был принят одним из первых в России. На основании нашего опыта федералы нередко принимали и общегосударственные решения.
Примеры удач долго можно перечислять. За 30 лет приняты тысячи решений. И многими можно гордится. Например, о поддержке усыновителей.
А общегосударственный День Народного Единства тоже родом из Нижегородчины, как и День Народных промыслов. Во время юбилейных торжеств вспоминали и про ряд полезных начинаний – молодежный парламент, поезда здоровья, организацию бесплатной юридической помощи, поддержку аграриев, сотрудничество с Белоруссией и Поволжскими ассоциациями. Все так. Но деятельность Законодательного собрания, конечно, не сплошная пастораль. Бывало, искрило и во взаимоотношениях с городской Думой – делили полномочия, бюджеты землю, собственность – это естественно. Искрило и во взаимоотношениях с общественностью, особенно когда дело касалось защиты исторического наследия. Искрило и во взаимоотношениях с губернатором, доходило в двухтысячных даже до открытого противостояния. Жизнь есть жизнь. Но находились аргументы. И время рассудило, кто прав. Не случайно и сегодня Законодательное собрание возглавляет Евгений Люлин, депутат пяти созывов, четырежды избираемый коллегами своим председателем.
Сегодня, когда налажена системная работа и координация, деятельности всех ветвей власти, когда на уровне комитетов и фракций можно решать вопросы по четким регламентам, когда отлажены вопросы взаимодействия со столицей – с Федеральным собранием РФ, чувствуется поддержка местных инициатив на уровне федерального правительства и администрации президента депутатская работа, казалось бы, в разы облегчилась. Однако и вызовы времени стали жестче, они по-прежнему требуют компетенции и оперативности, а национальные проекты вносят коррективы и в местные бюджеты, и в местные законопроекты. По-прежнему, приоритет за социальными программами, но при существенном наращивании мощностей ВПК важно учесть баланс интересов. И еще – при возросшем техническом оснащении современными технологиями и материальном достатке и некоторой гламурности, не утратить бы Законодательному собранию ту степень открытости, которая была присуща ему в "лихие" девяностые, и связь с медиа-структурами поддерживать не только сквозь сито пресс-служб.
Что касается оценки деятельности городской Думы, то она регулярно держит экзамен на зрелость перед жителями города и его многочисленными гостями. Если растет турпоток, приток инвестиций, живы стройки города, и ЖКХ, кряхтит, но справляется с весенне – зимне - осенними нагрузками, значит, и Дума работает в соответствии с запросами горожан. Вот только бы еще к формированию тарифов на электроэнергию ее допустили. Но это уже тема для отдельного разговора.
Муниципальная тема – стали известны условия повышения стоимости проезда в общественном транспорте Нижнего Новгорода
Политолог Владимир Хрыков: Власти анонсировали условия увеличения стоимость проезда в общественном транспорте Нижнего Новгорода. Это станет возможным "после улучшения качества". Губернатор Глеб Никитин лично пояснил, что если сейчас перевозчики могут экономить на качестве, то при брутто-контрактах будут тратить больше денег. Но при этом власти смогут потребовать идеального исполнения контракта.
Терминология "брутто" пришла в Россию с Запада. Другие страны начали переходить на новую модель работы с начала 1980-х годов. В настоящее время в ряде крупных городов России происходит внедрение этой системы. Ее особенность в том, что перевозчик не получает прибыль с продажи билетов, он зарабатывает на контракте с государственными структурами и обеспечивает выполнение контракта, выраженного в четком исполнении предусмотренных в брутто-контракте рейсов. Неисполнение условий контракта, то есть невыход в рейс, карается штрафами для перевозчика.
Давно понятно, что пассажирский транспорт не может быть частным бизнес- процессом, а является социально значимой деятельностью. Именно поэтому все попытки привлекать частные компании к развитию общественного транспорта были обречены. Переход на брутто-контракты решает вопрос финансовой эффективности транспортного бизнеса, в то же время, требует от государства четкого понимания условий контракта, ведь не верные условия создадут плохую работу транспорта, а ответственность ляжет полностью на органы власти.
В этой ситуации губернатором поставлены вполне конкретные задачи перед ответственным министерством о проработке удобных для населения графиков движения транспорта.
На мой взгляд, вопрос повышения цены тут не первый, и губернатор прав в том, что для начала нужно улучшить качество, то есть понять, а сколько нужно транспортных единиц, каких единиц и на какие маршруты их выставлять для адекватного обеспечения горожан. Вполне возможно, что ряд маршрутов будут работать с минимальным доходом, а количество единиц транспорта будет необходимо увеличивать. Именно это и может создать требование к увеличению цены, которая должна быть также согласована с субсидиарными транспортными расходами бюджета.
И, несмотря на то, что общественный транспорт сейчас вышел из прямой ответственности главы Нижнего Новгорода, запрос к профильному министерству об условиях организации системы перевозок, в первую очередь, адресован главе города Юрию Шалабаеву, который должен четко видеть, какую транспортную обеспеченность он готов предоставить нижегородцам. В том числе, стоит напомнить о прошлых реформах транспортной системы, которая то "умные остановки" предлагала, но они в нормальном режиме и повсеместно так и не заработали; то маршруты меняла, что стоило нижегородцам много нервов и зачастую не улучшило транспортное сообщение; вопрос с единым билетом по принципу карты "Тройка" в Москве до сих пор не решен и это тоже к вопросу об удобстве транспортной системы города.
Поэтому кроме новой системы брутто-контрактов, стоило бы провести в Нижнем Новгороде полный анализ прошлых лет дорогостоящего реформирования и итогов, так называемого, улучшения транспортной системы, а уже потом говорить о повышении стоимости услуг. А то есть опасение, что по-настоящему существенных улучшений не будет, а цену повысят.