Мониторинг событий недели с 24 по 28 февраля от нижегородских экспертов

28 февраля 2025 в 14:23

"Цифровой рубль откладывается, бизнес-миссия ВЭБ и АСИ в регионе, шестой зам Шалабаева", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 24 по 28 февраля 2025 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема — внедрение цифрового рубля в России откладывается

Мониторинг событий недели с 24 по 28 февраля от нижегородских экспертов

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

Иван Юдинцев, политолог:

Заметный резонанс в СМИ и соцсетях на этой неделе вызвало заявление Председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной о переносе срока массового внедрения цифрового рубля. Такое решение было ожидаемым, поскольку пилотный проект пробуксовывает.

Коммерческие банки не рискуют открыто выступить против нового шага по пути цифровизации финансовой сферы, но жалуются на технические трудности, связанные с необходимостью подготовки и внедрения соответствующего программного обеспечения, причем делать это им приходится на фоне постепенного отказа от зарубежного ПО в целом. Сам Банк России тоже не проявляет особого рвения в сторону цифровизации рубля, видимо, не считая эту работу приоритетной, и для такой позиции тоже есть основания, поскольку очевидно, что борьба с инфляцией и в то же время проблемы, порождаемые высокой ставкой, действительно важнее.

Но, главное, у проекта внедрения цифрового рубля в его нынешнем виде нет прямого интересанта. Изначально идея третьей формы российских денег предлагалась, в первую очередь, для эффективного кредитования отечественного бизнеса. Упрощенно говоря, деньги, эмитированные в форме записи программным кодом, могут почти что напрямую и под символический процент направляться промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, научно-внедренческим и иным важным для развития суверенной экономики организациям. При этом можно быстро перевести средства адресату, строго проконтролировав посредническую оплату, которую получит коммерческий банк, и далее отслеживать весь путь каждого рубля, исключив возможность не целевых расходов. Например, если кредит выделяется на производство дронов, для запуска которых в промышленном масштабе требуется закупка оборудования, и проект поддержан всеми заинтересованными структурами, то цифровые рубли могут дойти до производителя буквально за один день под 4-5%, но потратить их можно будет только на оплату заранее согласованного контракта на закупку средств производства. Попутно усложняется жизнь и отдельным не сознательным гражданам, склонным погреть руки на коррупционных схемах.

При таком понимании цифрового рубля интересантами в его внедрении оказываются и бизнес, и министерства, отвечающие за выполнение оборонзаказа, импортозамещение, повышение производительности труда и решение иных всем понятных государственных задач.

Однако, когда дошло до реализации идеи, довольно быстро выяснилось, что ЦБ понимает цифровой рубль как средство платежа, но полностью исключает для этой формы денег такую их функцию, как служить средством кредитования. Так что все разговоры свелись к обеспечению еще одной возможности получать и платить деньги, наряду с налом и безналом.

Опыт реализации пилотного проекта подтвердил, что такой цифровой рубль вызывает гораздо меньший интерес, чем тот, которым можно получать целевые кредиты под низкий процент. Больше того, Центробанку пришлось опровергать слухи о якобы готовящемся принудительном перечислении пенсий и пособий в цифровой форме, да и коммерческим банкам довелось отвечать на вопросы обеспокоенных клиентов.

При этом и сам регулятор не только не заинтересован в дешевом и быстром целевом кредитовании точек роста экономики, но и повысил в прошлом году ставку до 21%, сохраняя ее на этом уровне и не исключая нового повышения.

Поэтому уже довольно давно было понятно, что о массовом внедрении новой формы российских денег с 1 июля 2025 года, как планировалось, и речи не идет. Так что заявление руководителя ЦБ, сделанное 27 февраля, не стало сенсацией.

При этом новая дата запуска общедоступного цифрового рубля не названа. Реализация проекта отложена на неопределенный срок, который, как сказано, будет зависеть от «отработки всех деталей в пилоте» и от консультаций с коммерческими банками «по экономической модели, которая наиболее привлекательна для их клиентов – для бизнеса, для людей».

Хорошее в этой новости то, что становится еще меньше почвы для опасений принудительного навязывания гражданам цифрового рубля. Во всяком случае, страхи откладываются.

А негативные эмоции может вызвать очередное подтверждение тезиса, что ЦБ больше заботят интересы коммерческих банков, чем промышленности и потребителей. Хотя здесь надо сделать поправку на то, что о переносе сроков внедрения цифрового рубля Эльвира Набиуллина сообщила на встрече с представителями коммерческих банков, чем можно хотя бы частично объяснить уклон ее выступления в сторону интересов именно этой аудитории.

 

Региональная тема — Нижегородскую область посетила бизнес-миссия ВЭБ и АСИ

Мониторинг событий недели с 24 по 28 февраля от нижегородских экспертов

Сергей Судьин, фото из личного архива

Сергей Судьин, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского":

Бизнес-миссия ВЭБ и АСИ – знак, хороший во всех отношениях. Условно регионы страны можно разделить на тех, кого надо чему-то научить и тех, у кого есть, чему поучиться. Никаких сомнений нет в том, что Нижегородская область относится ко второй группе. Такие регионы традиционно восприимчивы к самым смелым инновациям, имеют огромный научный и промышленный потенциал, им можно доверить решение задач любой сложности. Получение Нижегородской областью статуса пилотного региона по реализации целого ряда инициатив – знак доверия и уверенности в том, что не подведем. Регион имеет широкие перспективы не только в качестве привычного центра производственного кластера, но и как мощная туристическая локация, объединяющая природно-экологические, культурно-исторические и промышленно-индустриальные объекты.

К сожалению, подобные центры промышленного и научного развития сталкиваются с целым комплексом специфических проблем, что также нашло отражение в программе бизнес-миссии ВЭБ и АСИ. Среди таковых прежде всего необходимо отметить воспроизводство населения, характеристики которого стали едва ли не ключевым показателем эффективности работы региональных властей. Проблема воспроизводства населения стала центральной в рамках заседания совета по качеству жизни, прошедшего под председательством губернатора региона Глеба Никитина.

Нижегородская область в силу объективных причин оказалась в наиболее сложном положении. На традиционное для большинства регионов превышение смертности над рождаемостью накладывается близость к Москве и Санкт-Петербургу, которая не способствует удержанию в области молодежи – наиболее перспективной с точки зрения решения демографических проблем группы. Это тянет за собой изменения возрастной структуры, в которой начинают преобладать лица, чья репродуктивная активность априори ниже. Элементарная экстраполяция позволяет спрогнозировать отсутствие внятной положительной динамики до 2035 года, и простыми решениями здесь не обойтись.

Инициативы ВЭБ и АСИ будут способствовать повышению экономической привлекательности Нижегородского региона – основного фактора удержания собственных интеллектуальных и трудовых ресурсов. Немалые надежды связываются также с новым Национальным проектом «Семья» и мерами, принятыми в рамках анонсированного губернатором региона «пятилетия семьи».

 

Муниципальная тема — у нижегородского мэра Юрия Шалабаева появится шестой заместитель

Мониторинг событий недели с 24 по 28 февраля от нижегородских экспертов

Сергей Кривов, фото из личного архива

Сергей Кривов, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. лобачевского:

26 февраля 2025 года на заседании Городской Думы города Нижнего Новгорода были одобрены поправки в структуру городской администрации. В результате у главы города появился ещё один заместитель, курирующий помощь участникам СВО, их семьям, а также патриотическое воспитание молодежи. Это отвечает общему тренду на усиление внимания к молодежной политике в контексте развития гражданского и патриотического самосознания, а в последнее время и к гражданам, выполняющим боевые задачи в зоне проведения специальной военной операции. Также следует принимать во внимание, что 2025 год объявлен Указом Президента РФ «Годом защитника Отечества», пункт 4 которого содержит рекомендацию местным властям активно вовлекаться в соответствующие мероприятия. За последние два-три года в прессе неоднократно встречались упоминания о появлении в структуре городских муниципальных администраций специальных должностных лиц, часто в статусе заместителей глав муниципалитетов по молодежной политике, а с прошлого года и ответственных за работу с участниками СВО.

Тем не менее, остается ряд вопросов к новой структуре. Пока, предположительно, в ведение нового зама переходит Департамент социальных коммуникаций и молодежной политики. Дело в том, что структура администрации Нижнего Новгорода, в отличие, например, от Самары, где руководители департаментов одновременно являются заместителями главы муниципалитета и напрямую ему подчинены, предполагает разделение функционала на пять крупных блоков: экономика и финансы, ЖКХ и благоустройство, дорожная и транспортная инфраструктура, социальная сфера, обеспечение деятельности администрации города. Каждая из них поручена заместителям (первым заместителям) опирающимся на профильные департаменты, на которые и приходится рутина реализации муниципальной политики. Также заместителями мэра считаются главы восьми районов города. Пока непонятно, как будет выглядеть команда исполнителей такого рода задач и какие, прежде всего, организационные ресурсы на это будут выделены.

Кроме того, выделение в отдельный функционал такого рода специфических направлений создает и другие скрытые проблемы. Очевидно, что молодежная политика и политика в отношении участников боевых действий и членов их семей не осуществляются сами по себе, а реализуется в рамках существующих социальных институтов. Трудно представить себе патриотическое воспитание молодежи в отрыве от системы образования. С другой стороны, данная сфера входит в зону ответственности заместителя мэра, курирующего социальную сферу. Кроме того, муниципальным властям подведомственны лишь учреждения школьного и дошкольного уровней. Тем не менее, комплексный подход в этой сфере предполагает работу с вузами, находящимися даже не в региональном, а в федеральном подчинении.

Работа с участниками СВО и их семьями - это вопросы социальной политики, включая подведомственные структуры социального обеспечения, которые остаются в социальном блоке администрации. Не следует также забывать и о том, что участники СВО - это, прежде всего, люди, имеющие или имевшие отношения с Министерством обороны РФ, а, следовательно, большая часть вопросов их обеспечения, включая и разного рода выплаты, регулируются контрактами с этим ведомством, а выплаты по ранению или семьям погибших - через Социальный фонд России.

Опыт ряда российских регионов, включая столичные, говорит о том, что часто на уровне муниципалитетов функции работы с .участниками СВО и молодежная политика поручаются должностным лицам, ответственным за весь социальный блок, что позволяет использовать имеющуюся управленческую инфраструктуру для решения этих по сути адресных задач, а также минимизируется риск превращения новых должностей в своего рода «министров без портфеля». В любом случае такого рода новации пока являются первым опытом и отражают, в том числе, и региональные особенности.