"День парламентаризма, БРИКС и Нижегородская область, Шалабаев ограничивает общение", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – 27 апреля — День российского парламентаризма
Виктор Лысов, политолог: 27 апреля - День российского парламентаризма, одна из памятных дат в череде госпраздников страны - был установлен в 2012 году. Именно в этот день в далеком 1906 году начал работать новый "законосовещательный" орган власти в императорской России – Государственная Дума. Первая Дума просуществовала недолго, уже 8 июля того же года она была распущена, успев рассмотреть всего один законопроект об ассигновании 15 миллионов рублей для помощи пострадавшим от неурожая, хотя попыток приступить к обсуждению самого наболевшего земельного вопроса было множество. Состав Думы был весьма оппозиционно настроен по отношению к политике царского режима, что и было основной причиной его роспуска.
Немного дольше – 102 дня - проработала Государственная Дума второго созыва, которая была распущена на основании обвинения 55 депутатов социал-демократических фракций в заговоре против царской семьи и участии в подготовке восстания в войсках в июне 1907 года, что вошло в российскую историографию под названием "третьеиюньский переворот". Вторая Дума была более оппозиционно настроена, поскольку значительную часть в ней составляли представители левых партий: социал-демократов, социалистов-революционеров, народных социалистов и трудовиков. В этот период в стране фактически разразился Конституционный кризис, поскольку все правительственные инициативы Думой отвергались, а предложения депутатов не могли быть приняты ни Императором, ни Государственным Советом. Именно тогда премьер-министр Петр Столыпин, обращаясь к депутатам, произнес: "Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия!".
Третья Государственная Дума просуществовала полный пятилетний срок с ноября 1907 года по июнь 1912 года. За этот время в Думе был налажен полный законотворческий процесс: все законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей (заместителей), секретаря Думы и его товарища (заместителя). Совещание составляло предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которых было около 30, а его утверждала Дума. Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.
Четвертая Дума проработала с 1912 года вплоть до октября 1917 года и была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание. В годы 1-й мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте, сформировался серьезный внутриполитический конфликт исполнительной власти, которая являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. Запомнилась обличительная речь лидера Конституционно-демократической партии, будущего министра иностранных дел Временного правительства Павла Милюкова, который в ноябре 1916 года, рассказывая о фактах неподготовленности России к войне, преступной халатности и коррупции должностных лиц, в итоге воскликнул: "Что это — глупость или измена?". В этой речи в том числе была обоснована идея создания ответственного министерства (правительства) из представителей думской оппозиции, идея, которой "бредили" депутаты всех созывов Государственной Думы дореволюционной России.
25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года, а 27 февраля был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.
Страница в политической истории царской России, связанной с деятельностью такого представительного и законодательного органа власти как Государственная Дума, была окончательно закрыта после разгона большевиками Учредительного Собрания 6 января 1918 года.
История дает нам немало примеров аналогий в различные ее периоды. Так, первая Дума была создана в результате Первой русской революции 1905 – 1907 годов. Государственная Дума 1-го созыва в новейшей постсоветской истории России была избрана 12 декабря 1993 года, после октябрьских событий того же года, получивших название "расстрел Белого дома".
Вероятно, народной реакцией на кровавые события 3-4 октября в Москве стала победа на думских выборах 1993 года партии Жириновского, которая получила почти 23% голосов; партия "Выбор России" Егора Гайдара, третьим номером в которой, кстати, шла нынешний председатель ЦИК России Элла Памфилова, получила 15,5%. Эта Дума избиралась всего на два года, и в 1995 году состоялись выборы депутатов Госдумы 2-го созыва, где убедительную победу одержали коммунисты во главе с Геннадием Зюгановым.
Деятельность Думы 2-го созыва отмечена неудачной попыткой объявить импичмент президенту Борису Ельцину, впрочем, был создан прецедент, к чему Администрация президента отнеслась совершенно серьезно, чтобы таковых попыток в политической истории страны более не наблюдалось.
В 1998 году правительством Сергея Кириенко был объявлен дефолт по выплатам ГКО, разразился правительственный кризис, в результате которого было создано правительство Евгения Примакова.
В 1999 году, воспользовавшись расколом в партии власти, в Думу сумела избраться партия (на момент избрания избирательный блок) "Союз правых сил", которую возглавил нынешний первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко, куда входили Борис Немцов и Ирина Хакамада. Этот период для современного российского парламентаризма был самым плодотворным: были приняты Трудовой кодекс, Земельный кодекс и вторая часть Налогового кодекса. Правда, был возвращен и старый гимн с новым текстом Сергей Михалкова, что, вероятно, положило начало возращения к славному советскому прошлому. Была также произведения неудачная попытка вынести "ноту недоверия" правительству Михаила Касьянова.
С 2003 года в российском парламентаризме стала безраздельно доминировать партия "Единая Россия". В течение двух сроков Государственную Думу возглавлял Борис Грызлов ("Единая Россия"), который в начале своего председательства отметился высказыванием о том, что "Дума – не место для дискуссий", что стало своеобразным мемом. Правда, такая формулировка стала журналистским переводом настоящих слов председателя; они приведены в стенограмме заседания: "Мне кажется, что Государственная Дума — это не та площадка, где надо проводить политические баталии, отстаивать какие-то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью". Кому как, а мне кажется, что журналистский перевод выражен достаточно точно. В эти годы были отменены выборы глав субъектов Федерации, утвержден переход на пропорциональную систему выборов в Госдуму, отменен избирательный залог для политических партий, увеличен срок исполнения президентских полномочий до 6 лет, а думских до 5 лет.
Дума 6-го созыва (2011 – 2016 г.г.), главой которой был избран Сергей Нарышкин ("Единая Россия"), занималась вопросами присоединения к Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя, также были возвращены выборы глав регионов.
Дума 7-го и 8-го созывов, которую возглавил Вячеслав Володин ("Единая Россия") получила название "взбесившегося принтера". Это название, видимо, было основано на двух обстоятельствах: 1) нижняя палата парламента принимала слишком много "запретительных" законов и 2) делала это слишком быстро. К "запретительным" законам относились те, что расширяют полномочия государства в ущерб правам граждан, изменяют баланс сил между властями разного уровня в пользу федерального центра, аналогичным образом перераспределяют полномочия от муниципальных властей в пользу региональных, а также сужают свободу экономической деятельности. Среди "запретительных" законов можно выделить откровенно "драконовские". Примерами таких законов могут служить: закон "О защите детей от информации", закон "О митингах", закон об "НКО-иностранных агентах" и многие другие.
До следующих думских выборов осталось немногим более двух лет. К этому времени, вероятно случится еще много чего как внутри страны, так и во вне. Тем не менее, убежден, институт парламентаризма будет воспроизводиться и далее. Учитывая, что каждые выборы для российского политического режима являются стрессом, любопытно будет увидеть, чем власть сможет удивить граждан России.
Региональная тема – Нижегородская область на международной арене
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: Пожалуй, в 2024 году Нижегородскую область ждут весьма значимые события, которые позволят в очередной раз положительно позиционироваться региону в целом и Нижнему Новгороду в частности на международном уровне. Таких ярких моментов в современной истории было не так уж и много. Вспоминается визит "железной леди" Маргарет Тэтчер во времена Немцова. Ну, конечно ЧМ-2018. И вот в 2024 году в рамках председательства России в БРИКС наш регион примет около 12 мероприятий.
На этой неделе прошло первое мероприятие - Международный научно-практический форум "Актуальные вопросы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма".
Приехали более 400 участников из 20 стран. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на пленарном заседании отметил, что правительство региона уделяет большое внимание развитию сотрудничества с другими странами. Следующее мероприятие запланировано уже на начало июня, и так до октября.
На мой взгляд, такое активное участие нашего региона в подобных событиях говорит об особой миссии, которая укладывается в стратегию областных властей - найти силы и разумно участвовать во всем, в чем только возможно. Не зря регион заявляется во все федеральные программы. Привлекать события, привлекать ресурсы через события, наполнять инфраструктуру по-максимуму. Под лежачий камень вода не течет. Мы не нефтегазовый и не золотодобыващий регион, которые условно могут себе позволить "лежать на печи". Мы должны быть как та лягушка из притчи, которая попала в горшок со сметаной, и чтобы не утонуть барахталась, пока не сбила из сметаны кусочек масла, что позволило ей опереться на него и выбраться из горшка.
Поэтому верным решением губернатора Никитина было обновить Нижегородскую ярмарку, сделать ее более красивым и современным универсальным комплексом. Теперь на ярмарке проходят форумы федерального и международного уровня, а команда ярмарки и профильные министерства работают сверх активно.
Конечно, слышны мнения, что город и даже его центр с точки зрения чистоты, благоустройства, дорожного ремонта и прочего не дотягивает до уровня красавца-мегаполиса, чтобы принимать у себя высоких гостей. К сожалению, в чем-то согласен с таким мнением. После зимы работы хоть в рамках месячника по благоустройству, хоть вне этих рамок идут очень вяло. Ветшают сделанные к 800-летию города ремонты и благоустройство. Поэтому даже обывателю заметен диссонанс, когда региональный уровень власти работает в одной реальности, а муниципальный уровень в другой, приземляя реальность. А тут еще, к слову, заместитель губернатора региона Олег Беркович представил культурную программу на 2024 год. Мы же еще и культурная столица в этом году.
Но уверен, что все намеченное в целом получится. По всей вероятности, денег в регионе достаточно для решения всех задач, в том числе и первоочередной задачи СВО.
Возвращаясь к международному позиционированию, отмечу, что всегда было важно показать, что Россия — это не только Москва и Питер. И в условиях нынешнего противостояния с Западом втягивать международных партнеров России в регионы, чтобы показывать, что регионы большой страны живут на должном уровне, очень целесообразно. Поэтому часто центрами разных международных встреч и форумов становятся регионы Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Муниципальная тема — нижегородский мэр Юрий Шалабаев ограничил общение с горожанами
Владимир Хрыков, политолог: Как стало известно на этой неделе, глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев с недавнего времени отключил возможность оставлять комментарии под его постами в телеграм-канале, при этом страница в сети Вконтакте имеет возможность оставить комментарий под постом. Также Шалабаев давно прекратил еженедельные эфиры в телеграм. Вообще, это конечно нонсенс — в наше цифровое время, и при этом весьма тревожное, пренебрежение возможностью дополнительной коммуникации с людьми не добавляет репутационных очков Шалабаеву. Ответ о причинах кроется, возможно, в финале моего комментария.
Коммуникация – это процесс обмена информацией, как деперсонифицированное явление, как абстрагированный от конкретной ситуации процесс. Одной из задач представителя власти как раз является коммуникация с гражданами, при этом не с теми, с кем удобно общаться, а со всеми. Собственно, в этом заключается успех власти.
Примерно с 2010-х годов российская политика перешла в социальные сети. Первым сетевым политическим полем был ЖЖ и ныне запрещенная сеть, в которых были зарегистрированы практически все члены российского правительства и администрации президента. Кто-то непосредственно управлял своим аккаунтом, а кто-то через официальную страницу. Эта сеть стала настоящим полемическим полем в решении государственных вопросов. Затем распространение пошло на другие сетевые каналы, такие как ныне запрещенные соцсети, телеграм и VK. Например, мы видим, что губернатор Нижегородской области может опубликовать срочную новость, а иногда и официальные комментарий у себя в канале в VK, причем это не является по закону официальным средством коммуникации. Общение с гражданами давно уже перешло в сетевые каналы, которые достаточно эффективно работают, в чем я лично много раз убеждался. При этом использование сетевых каналов коммуникации ускоряет принятие решений до практически режима онлайн.
Надо признать честно, что при всех попытках "играть мэра города" у Юрия Шалабаева это не очень удалось. Я думаю, что все-таки вопрос в том, что это не его должность. Должность мэра не каждому подходит, и мэр — это не обязательно очень умный человек, мэр — это больше про коммуникацию и харизму. По сути мэр решает пусть даже крупные, но очень бытовые вопросы, и его главный вопрос — это контролировать городское хозяйство, которое демонстрирует удобство городского пространства для людей. В этой ситуации чем больше у мэра каналов коммуникации, тем лучше. А закрытие комментариев в телеграм-канале возможно является ответом на нежелание публичного освещения вопросов от более радикальной аудитории. Но со спамом, троллями и откровенными провокаторами в сети нужно тоже уметь "работать".
В целом, местное самоуправление нужно выбирать. Я сторонник того, чтобы полномочий у МСУ было меньше, но глава местного самоуправления был избран. Выборы дают возможность кандидату понять, его ли это дело. Настраивают граждан на того или иного человека. Знакомят кандидата с территорией и ее жителями. Назначение бюрократа, даже умного и желающего что-то делать не создает той коммуникации с жителями, которая происходит в период выборов.
Например, назначенные мэры оказываются просто не готовы воспринимать публичную критику. И в Нижегородской области таких примеров много с новоназначенными кандидатами: это не только Нижний Новгород, но и, например, город Бор, где глава очень часто блокирует на своей странице VK жителей, задающих неудобные вопросы. Ведь это же происходит лишь потому, что человек не готов быть публичной персоной. А этому можно научить лишь через выборы.
Поэтому я считаю, что Юрию Шалабаеву не стоит бояться комментариев в телеграм. Информация "наверх" доносится по многим каналам. Например, по такому каналу, как периодический Национальный рейтинг мэров и губернаторов, в котором у Шалабаева много лет низкая позиция, и многие другие каналы. Поэтому вопрос сокрытия не желаемых комментариев от контролирующих органов внутренней политики вряд ли будет решен этим способом. А вот не получение важной информации обратной связи с людьми о "бомбе замедленного действия" в более радикальном канале, вот этот вопрос скорее и проявится.
На прошлой неделе депутаты городской думы приняли и положительно оценили отчет Шалабаева за 2023 год. Но это отдельная тема для комментария. А в целом, конечно, Юрий Владимирович уже давно готов покинуть свою должность, "мечтает" о карьерном росте и "предпринимает" для этого усилия.