"Лифтовый коллапс, районы на контроле губернатора, проблемы общественного транспорта в Дзержинске", — таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – угрожает ли россиянам лифтовый коллапс?
Председатель НРОО "Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ" Наталья Шартанова: Почему сегодня, в конце января 2024 года, встает вопрос, что старых лифтов в России более 100 тысяч, и денег на их замену нет? Через год у такого количества лифтов по всей России закончится срок эксплуатации. Тревогу на уходящей неделе забили эксперты "Российского лифтового объединения". Проблема усугубляется ростом цен на лифты. А чиновники начали запевать свою песню, бюджетных денег нет, граждане из своих доходов должны скинуться. Считаю, что основной проблемой замены лифтов является ее организация, и только потом финансирование. Ежегодные анализы показывали, что региональные программы не справляются со своими задачами.
С 2014 года отмечается систематическое невыполнение в регионах РФ утвержденных краткосрочных планов, в том числе и замена лифтов. Ремонт выполняется на 20-30%. Так же на протяжении реализации программы капремонта основным источником формирования ФКР являются средства, поступающие от собственников помещений в виде уплаты взносов на капремонт общего имущества МКД. Финансовый дефицит в ФКР однозначно возник при полном отсутствии поддержки средств федерального, областного и местного бюджетов.
Сегодня замена лифта в среднем стоит 4 млн рублей. Простому горожанину не совсем понятна цена на новые лифты, где помимо стандартной комплектации, их оснащают речевыми информаторами, видеонаблюдением, информационной панелью с жидкокристаллическим экраном, которую планируется использовать, в том числе, для демонстрации социально важных проектов. Востребованность в государственной поддержке замены лифтов необходима, но не на жидкокристаллические панели в лифтах.
Кстати, собственников помещений в МКД никто не информирует, что входит замену лифта, и хотят ли жители речевое сопровождение. Жители лишены права принимать решение в определении стоимости лифта, обязанность у них только платить взносы. Полагаю, угроза лифтового коллапса властями надумана и недостаточно обоснована. Ситуация нагнетается только для того, чтобы очередной раз залезть жителям МКД в их карман. К песне, что денег нет, граждане давно привыкли.
Региональная тема – губернатор Глеб Никитин держит на контроле районы
Кандидат исторических наук, доцент кафедры международной журналистики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Эрадж Боев: Глеб Никитин на уходящей неделе уделил особое внимание муниципальным образованиям и провел личный контроль за реализацией федеральных и региональных программ. Недавний визит в Сосновский округ, в ходе которого он посетил больницу, техникум, АО "Сосновскагропромтехника" и школу, а также организация совещания оргкомитета по подготовке к юбилею Балахны, демонстрируют приоритетный характер муниципального направления политики региональных властей.
Стабильность социально-экономической обстановки в муниципалитетах определяется в первую очередь состоянием трех "китов" - здравоохранения, промышленности и образования. Поставки новой медицинской техники в районные больницы, внедрение единой государственной информационной системы здравоохранения не только улучшают состояние материально-технической базы, но и в целом повышают качество предоставляемых населению медицинских услуг. Работа по синхронизации системы подготовки специалистов в рамках системы среднего профессионального образования с потребностями местного производства также направлена на улучшение качества жизни в муниципалитетах и развитие местной экономики. Образовательно-производственные кластеры в современных условиях выступают драйверами развития местных территорий и способствуют снижению оттока населения. Молодежь получает возможности профессионального развития на местах и дальнейшего трудоустройства в своих муниципалитетах. Модернизация местных образовательных учреждений в рамках госпрограммы "Развитие образования" уже дает конкретные плоды – многие школы из нижегородской глубинки демонстрируют высокие результаты по качеству подготовки обучающихся как на региональном, так и на федеральном уровне.
Все это в совокупности отвечает потребностям развития Нижегородской области в целом в рамках поставленных ее руководством амбициозных задач. Важным отличительным качеством действующего губернатора является то, что он не только эффективно решает вопросы своего региона в московских кабинетах, на уровне федерального центра, но и держит руку на пульсе жизни нижегородской глубинки, что позволяет ему быть в курсе имеющихся в области проблем и решать их, основываясь на объективной информации.
Муниципальная тема – в Дзержинске обострилась проблема с общественным транспортом
Политический обозреватель Александр Марков: В Дзержинске ярко обозначилась проблема работы общественного транспорта. Соцсети полны примерами коллапса работы общественного транспорта, длительного ожидания троллейбусов и автобусов, как и в часы пик, так в межпиковые интервалы. Проблема напрямую ложится на муниципалитет, потому что порядка 80% всего рынка перевозок контролирует муниципальное предприятие "Экспресс". Все это происходит на фоне того, что область предприняла колоссальные усилия по обновлению подвижного состава общественного транспорта в Дзержинске. Город в рамках областных лизинговых программ получил десятки троллейбусов и автобусов.
В российской истории является аксиомой, что нельзя одновременно найти ответ на два извечных русских вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?". Попробуем сначала ответить на первый: Что привело к коллапсу с общественным транспортом?
Действующая дзержинская власть, получив полномочия по руководству городом пять лет назад, изначально взяла курс на консолидацию перевозок в руках муниципального предприятия и вытеснения частников. В основе этого лежала простая экономическая идея, что концентрация перевозок в руках муниципального предприятия неизбежно приведет к снижению издержек, а значит, можно будет эффективно осуществлять перевозки при незначительных дотациях.
Данная экономическая модель собственно реализована как в значительной части городов-миллионников в России, так и во многих городах ныне переставшей быть для нас примером Европы. Таким образом, подход администрации не был глупостью, модель могла сработать. Есть только маленький нюанс. Дзержинск не относится к миллионникам. Запомним этот момент.
Дзержинская власть начала вытеснять частников с рынка перевозок: административно, экономически и иными способами в рамках действующего российского законодательства. Была неплохая пиар-поддержка: жителям объявили, что все проблемы в транспорте из-за жадного частника, а вот когда все будет в МУПе, тогда все будет хорошо. В результате доля частников на рынке снизилась в 2-2,5 раза. Кто-то разорился, кому-то не согласовали продление маршрутной карты. Выжили только самые живучие, то есть самые эффективные. МУП захватил рынок, а с транспортом ситуация стала только хуже и первые сигналы об этом пошли еще более двух лет назад. При этом финансовая дыра в бюджете МУПа только росла.
Проблема оказалась в том, что менеджерские качества той команды, которую власть поставила руководить "Экспрессом", позволяли руководить "мелкой лавочкой", а не крупным муниципальным предприятием. Плюс еще по всем косвенным признакам они считали этот бизнес "своим", а не муниципальным. Руководству города общественность об этом сигналы посылала, но ведь мы же понимаем, что общественность слышат только тогда, когда хотят ее слышать. И вот наступил "час икс". Управленческая команда МУП "Экспресс" тихо "эвакуировалась" из Дзержинска, оставив на предприятии 80 млн рублей долгов, которые вынужден был гасить из своего кармана муниципалитет.
В результате дзержинские депутаты начали задавать чиновникам вопросы о том, как будут решать проблемы общественного транспорта. Профильный заместитель мэра на это ответила, как студентка второго курса: "У нас катастрофическая нехватка водителей". Но простите, это ответ равен ответу "извините, но мы не умеем управлять, люди от нас бегут, что делать мы не знаем". Апелляция к нехватке кадров - это не ответ высокопоставленного менеджера. Во всяком частном бизнесе за такие ответы точно можно лишиться должности.
Теперь попытаемся ответить на вопрос: "Что делать?" точнее, что попытаются сделать. Скорее всего, МУП "Экспресс" может перейти в областную собственность, и проблемы дзержинского общественного транспорта переложат на плечи областных чиновников. И это, с высокой степенью вероятности, будет ошибочным решением. На рубеже девяностых и нулевых в Дзержинске была практика передачи общественного транспорта в область, тогда закончилось все плохо. Когда это поняли, предприятие вернули обратно в город. А пока дзержинцы вынуждены мучиться! Кстати, проблемы с общественным транспортом не у одних дзержинцев. Напряженная ситуация и в Арзамасе, и даже в областном центре.