"Минюст "за адвокатов и против граждан", Горьковский автозавод сокращается, введение новой маршрутной сети общественного транспорта в Нижнем Новгороде отложено" - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 21 по 25 июля 2025 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Иван Юдинцев (фото из личного архива)
Иван Юдинцев, политолог:
- На фоне ряда важных законов, принятых Госдумой перед парламентскими каникулами, большой резонанс вызвал законопроект, который уже окрестили"законом об адвокатской монополии". Он пока не принят, но разработан минюстом и Ассоциацией юристов России, обсуждался в Совете Федерации, получил поддержку Федеральной палаты адвокатов и, судя по подготовительным процедурам, готовится его внесение в Госдуму Правительством России, а это будет означать почти что гарантированное быстрое принятие. Внимание же к этому акту обусловлено тем, что он может заметно повлиять на жизнь большинства россиян.
Основные нововведения сводятся к тому, что представлять людей в гражданском процессе смогут только адвокаты, то есть даже не все юристы, а такие, которые имеют требуемый судебный стаж, сдали специальный экзамен и получили соответствующее удостоверение. Сейчас монополия на представительство есть у адвокатов только в уголовном процессе. В гражданских же делах интересы организаций и простых граждан могут представлять все, у кого есть диплом о высшем юридическом образовании, а в районном суде – и вовсе любые граждане.
Разработчики очередного ограничительного законопроекта объясняют свою инициативу стремлением поставить барьер тем, кто оказывает неквалифицированные услуги по представительству в судах и берет за это деньги с доверчивых граждан. И такая цель понятна, поскольку действительно есть дельцы, предлагающие гражданам помочь с решением вопросов в судах, намекая на связи и приводя "практически беспроигрышную" статистику своей деятельности. Такие типы действуют под вывесками «юридических контор» и даже как будто подписывают белые договоры, но в тексте этих договоров часто указывается, что исполнители обязаны только подготовить документы и подать их в суд, да еще отправить сотрудника на заседание. Причем документы нередко скачиваются из интернета или копируются, а на заседание является стажер, путающийся в элементарных процессуальных моментах.
Много доверчивых граждан потеряли заплаченные таким персонажам деньги, но, что еще хуже, получили отказные решения судов по спорам, в которых пытались отстоять свои законные права. Подобный «серый рынок» наносит серьезный вред не только гражданам, но также обществу и государству, поскольку подрывает веру простых людей в справедливость и закон, не говоря уже о доверии к судебной системе.
Однако законопроект, преследующий такие, казалось бы, благие цели, сразу же встретил активное и весьма заметное общественное сопротивление. И это понятно, потому что экспертам, постоянно представительствующим в судах по гражданским делам, очевидно, что новые требования нанесут больше вреда, чем принесут пользы. Причем больше других от «адвокатской монополии» пострадают именно самые простые граждане. Многим из них не по карману оплата юридических услуг. Если многодетная семья пытается добиться выплаты пособия, в котором ей необоснованно отказано, или пенсионер убежден, что ему неверно рассчитали пенсию, и для каждого из таких ходатаев эти несколько тысяч рублей важны, то откуда у них возьмутся средства, чтобы нанять адвоката?
Не случайно основными критиками законопроекта стали организации, оказывающие бесплатные юридические услуги наименее защищенным социальным слоям. Скажем, депутаты, представляющие на разных уровнях партию «Справедливая Россия – за правду», обобщают опыт работы Центров защиты прав граждан. По многим обращениям в ЦЗПГ подаются судебные иски, и на счету юристов таких центров множество выигранных дел по трудовым спорам, вопросам соцзащиты, в сфере жилищных прав. Бесплатно помогают гражданам и юристы «Союза садоводов России», которые тоже не являются адвокатами. Причем большинство из тех, чьи права они отстояли в суде, составляют пожилые люди, для которых садовый участок – и единственная возможность летнего отдыха, и источник овощей, фруктов и ягод.
В этой связи эксперты справедливо указывают, что противоречие можно было бы разрешить простым указанием в тексте закона, что новые ограничения касаются только платных услуг по представительству в суде. Кроме того, эксперты напоминают, что в действиях «серых юристов», обманывающих граждан, усматриваются признаки состава «Мошенничество», и пресекать деятельность таких фигурантов надо не принятием новым требований, а применением действующих норм уголовного законодательства.
Позитивом же является уже то, что законопроект вынесен на общественное обсуждение. Будет ли звучащая критика учтена при его внесении и доработке, станет ясно уже в ходе осенней сессии Госдумы.

Татьяна Лобова (фото из личного архива)
С экономической точки зрения решение предприятия выглядит рациональным. На фоне высокой ключевой ставки Банка России и ограниченного доступа к заёмному капиталу платёжеспособный спрос резко сократился, особенно в капиталоёмких отраслях. Падение рынка на 30–60% в сегменте коммерческого транспорта — это не просто цифры, это прямая угроза устойчивости предприятий. В такой ситуации переход на сокращённую рабочую неделю позволяет снизить постоянные издержки без увольнений, сохранить квалифицированный персонал и в целом — смягчить удар по социальной стабильности региона.
С юридической точки зрения, подобная мера полностью соответствует положениям Трудового кодекса РФ — в частности, статье 74, которая предусматривает возможность изменения условий труда по инициативе работодателя в связи с изменением организационных или технологических условий. Работодатель обязан предупредить работников минимум за два месяца и обосновать временный характер изменений. Главное условие — выплата заработной платы пропорционально фактически отработанному времени, если иное не предусмотрено локальными актами.
Важно понимать, что четырёхдневная неделя — не простой. Простои регулируются ст. 157 ТК РФ и предполагают выплату 2/3 средней зарплаты. Здесь же речь идёт об изменении режима труда, а не его приостановке. Предприятие продолжает работать, пусть и в меньшем темпе, а значит — сохраняет ритм, не накапливает долги по зарплате и не ставит под угрозу организацию труда.
Мировая практика знает и вынужденные меры (вспомним промышленность Германии в кризис 2008 года), и добровольные эксперименты — как в Японии, Канаде, Нидерландах, где четырёхдневка рассматривается как инструмент повышения эффективности и качества жизни. Однако разница очевидна: там — стратегия, у нас — антикризис.
К слову, идея четырёхдневной недели обсуждалась и в Госдуме — правда, как потенциальный общенациональный стандарт, а не мера выживания.
В условиях сегодняшней российской экономики действия Горьковского автозавода выглядят социально ответственными. Вместо увольнений — попытка сохранить коллектив, производственные цепочки, компетенции. Это зрелая позиция. Но, признаюсь честно, и немного тревожная. Это своего рода короткий поводок для работника: не уволили — значит, идёт стаж и сохраняется формальная стабильность. Но и зарплата снизилась на 20%. Не каждому под силу найти подработку или использовать освободившееся время конструктивно. Появится психологическое давление, тревожность, даже депрессии — особенно у тех, кто теряет ощущение полезности и контроля над жизнью.
Бизнесу важно учитывать не только финансовую модель, но и социальную устойчивость коллектива. Экономика — это не только балансы. Это люди. Поддержи их — и они станут твоей опорой, когда начнётся восстановление.
Для малого и среднего бизнеса эта ситуация — тоже сигнал. Нужно владеть механизмами гибкой настройки трудовых отношений, прогнозировать спрос, держать под контролем издержки. И, конечно, малый бизнес не может не рассчитывать на государство — с его фискальной, налоговой и регуляторной политикой. Без предсказуемости здесь не выжить. Но пока и с этим есть проблемы.
Но есть и ещё один, специфически нижегородский, аспект. Мы же знаем: Горьковский автозавод — предприятие с почти вековой историей. Но в последние десятилетия он, как и многие, работает «на износ». Модернизация, технологическое обновление, разработка конкурентных моделей требуют огромных вложений. А в условиях жёсткой конкуренции, особенно с засилием китайского автопрома, это задача уровня национальной промышленной политики, а не только заводского менеджмента.
Так что как временная мера четырёхдневная неделя может сработать для сохранения предприятия. Но ключевой вопрос: а что дальше?

Владимир Хрыков (фото из личного архива)
Владимир Хрыков, политолог:
- Департамент транспорта Нижнего Новгорода сообщил о переносе внедрения новой маршрутной сети общественного транспорта ещё на полгода. Это означает, что решений транспортных проблем в городе не существует, а муниципальные и региональные транспортно-дорожные власти, похоже, затягивают время, вероятно, в преддверии выборов, чтобы сохранить "обещалочку" в кармане.
Какой-либо неожиданности, полагаю, в этом нет. Я уже упоминал, что вопрос транспорта в Нижнем Новгороде находится не в сфере управления министерства транспорта или администрации Нижнего Новгорода, а в сфере министерства градостроительной политики, которое упорно игнорирует призывы президента России и продолжает свою разрушительную антидемографическую политику, направленную на создание мега-агломерации, действуя в интересах девелоперов. Однако, в отличие от Москвы, которая переполнена финансами со всей страны, Нижний Новгород не обладает таким финансовым обеспечением, а его центр смещён к краю, что требует преодоления значительных расстояний для доступа к «центральной» деловой части города, тем самым усложняя решение транспортных задач.
Тем не менее, наступает период выборов в городскую Думу Нижнего Новгорода, и с новым округом - Кстовским - открывается поле для обсуждений оппозиционных партий (если таковые имеются в Нижнем Новгороде) дальнейших путей развития оказавшейся в тупике Нижегородской агломерации. Здесь нижегородскому министерству транспорта следует выразить свою позицию, учитывая изменения в федеральном министерстве транспорта, и снять с себя ответственность за дорожный коллапс, который оно не в состоянии ликвидировать. Сделать это можно лишь поставив перед региональной властью задачу увидеть реальность и, наконец, обуздать градостроителей-агломерационщиков, расформировав министерство градостроительной деятельности и развития агломераций, наделив его новым названием, которое не подразумевает слово «агломерация». Кстати, это также будет способом обеспечения региональной безопасности, направленным на снижение концентрации населения в одной точке.
Таким образом, осмелюсь предположить, что у властей отсутствуют действенные способы решения транспортных вопросов Нижнего Новгорода. Профильные ведомства вынуждены тянуть время, однако выход заключается в иной плоскости, которую пока ни муниципальная, ни региональная власти не желают признавать, несмотря на то, что им это лично указал президент России Владимир Путин, предоставив развёрнутый ответ мэру Арзамаса о роли малых городов в России.