"Россия – крупнейшая экономика мира, Нижегородская область – центр речных перевозок, стратегия к 550-летию Балахны", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 21 по 25 августа 2023 года.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Россия вошла в число пяти крупнейших экономик мира
Политолог Иван Юдинцев: Одной из самых обсуждаемых тем минувшей недели стали опубликованные Всемирным банком данные о ВВП стран мира по паритету покупательной способности (ППС) по итогам 2022 года. Главная новость – Россия не только не потеряла позиций по этому показателю, но даже поднялась на пятую строчку соответствующего рейтинга, обойдя Германию. Об этом с удовлетворением сказал президент Владимир Путин, открывая 22 августа заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Российский лидер отметил, что "несмотря на, прямо скажем, пессимистические прогнозы, которые звучали – да и до сих пор порой звучат от некоторых экспертов, прежде всего, конечно, западных, – Россия по итогам 2022 года вошла в пятерку крупнейших экономик мира".
Реакция экспертов, журналистов и блогеров на это заявление оказалась настолько разной, что, похоже, исчерпала весь спектр логически возможных оценок: от восторженно-победных реляций до полного отрицания. И хотя ряд критических замечаний вполне обоснован, все же надо признать, что в российской экономике в целом начался заметный и достаточно устойчивый рост, и что в то же самое время ведущие европейские экономики столкнулись с ощутимыми проблемами, связанными, в первую очередь, с повышением цены энергетической составляющей себестоимости промышленной и сельхозпродукции. Так что обгон Россией Германии по некоторым экономическим показателям вполне соответствует тому, что на самом деле происходит.
Другой вопрос, из чего складывается рост нашей экономики и какими средствами он достигнут. Владимир Путин прямо сказал, что быстрее растут отрасли, не связанные с добычей природных ресурсов, в том числе, нефти и газа. Эти слова также звучат убедительно, хотя достоверной картины мы не видим, поскольку по ряду отраслей и предприятий статистика закрыта. Однако и по общей логике, и из новостей мы понимаем, что самый заметный рост должен быть в металлургии, металлообработке и машиностроении. Проще говоря, возросло производство вооружений и боеприпасов, причем это не скрывается и даже прямо подчеркивается руководством страны.
Методы решения поставленных в этой сфере задач тоже хорошо известны. Всю работу координирует премьер Михаил Мишустин вместе с профильными вице-премьером и министрами. Им даны дополнительные полномочия, которые, однако, не выходят или не сильно выходят за границы рыночной экономики. То есть о возрождении государственного планирования говорить пока нет оснований, да и отказ от празднования 100-летия Госплана этим летом тоже не случаен.
И вот здесь есть серьезная проблема, с которой придется столкнуться в обозримом будущем. В попытках мобилизации некоторых ключевых отраслей экономики, включая не только те, что названы выше, но также, как минимум, энергетику и транспорт, при одновременном сохранении рыночных отношений в экономике в целом и даже в этих мобилизуемых отраслях, есть системное противоречие. И оно вовсе не теоретическое, а вполне себе ощутимое в повседневном управлении. Ударный госзаказ при уже выявившемся дефиците кадров ведет к конкуренции за инженеров и рабочих, к росту зарплат на оборонных предприятиях, к оттоку кадров из других сфер, а в самой оборонке – к зависимости от оборонзаказа. Директора уже вслух говорят, что после сокращения заказа минобороны (что рано или поздно все равно произойдет) они получат персонал с завышенными зарплатами и простаивающее оборудование на фоне снижения не только объема выпуска продукции, но и цен на нее. По сути, речь идет о том, что плановое регулирование через оборонзаказ и другие инструменты вводится на какое-то время, а потом предстоит снова вернуться к нерегулируемому рынку. И что тогда будет с ростом экономики, сложно прогнозировать.
Вспомним и о судьбе отраслей, которые не относятся к мобилизационным. Здесь приходится терять кадры или повышать зарплаты, плюс платить по завышенным ценам за материалы (например, в строительстве), то есть тоже идти на рост себестоимости товаров и услуг, но в данном случае уже без подкрепления госзаказом. Конкурентоспособность предприятий этих отраслей снижается. Пока это не так заметно, поскольку легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли, ориентированные на массового потребителя, пытаются занять ниши, освобожденные фирмами из недружественных стран. Но уже сейчас приходится конкурировать с растущим импортом из Китая и других стран, остающихся в той или иной мере партнерскими.
Подводя итог сказанному, отметим, что рост экономики достигнут, но, как и в любом случае, когда рост бывает вынужденным внешними обстоятельствами и потому форсированным, ценой этого роста оказываются перекосы в развитии отраслей и предприятий, удорожание продукции, снижение ее конкурентоспособности и постепенное накопление внутренних противоречий. В нынешней ситуации все это представляется обоснованным и допустимым. Но надо отдавать себе отчет, что в мобилизационной гонке мы, как принято говорить, кредитуемся у будущего, откладывая на потом решение проблем, с появлением и обострением которых пока приходится сознательно мириться. И ключевое слово здесь – "сознательно". Потому что самое опасное сегодня – забывать о цене роста, которым мы вполне правомерно гордимся.
Региональная тема – Нижегородская область становится центром возрождения речных перевозок
Политолог Владимир Хрыков: В Чкаловске прошло выездное совещание совета Госдумы РФ по вопросам развития речного пассажирского транспорта. Губернатор Глеб Никитин отметил, что Нижегородская область первой, по собственной инициативе, развивает флотилию скоростных судов на подводных крыльях.
Вопрос речных путей сообщения не так прост, как даже заявлено на совещании столь высокого уровня. Действительно, в Нижегородской области произошли некоторые достижения в речном судостроении. И даже, как отмечают бывшие соратники самого Ростислава Алексеева, были разработаны новые решения в части судов на подводных крыльях.
Тем не менее, вопрос, как мне кажется, тут в ином. Любая река течет не прямо, а под уклон сверху вниз, выбирая в рельефе наиболее удобные участки, то есть река изгибается, что создает достаточно длительные расстояния для перемещения. Если даже по карте проследить длину маршрута по реке, то окажется, что маршрут не самый удобный. Тем более, если еще учесть и скоростные показатели, и многое другое. То есть сама постановка вопроса о развитии длинных маршрутов вдоль реки Волги не лучшая идея. В то же время, есть расстояния поперек реки, то есть с одного берега на другой, как, например, расстояние между Нижним Новгородом и Бором. Часто на канатной дороге бывают очереди метров по 100, и что мешает на этом популярном маршруте в 1,5 км с берега до берега организовать регулярное речное сообщение? Но этого никто не делает. Но органы власти волнует сообщение от Рыбинска до Астрахани. И вот это одна из первых проблем дискурса организации речного сообщения на Волге. Я полагаю, что таких проблемных точек, как Нижний – Бор, очень много, и рынок для создания судов, решающих эту проблему, намного выше. Кстати, наш волжский сосед город Самара тоже имеет колоссальный запрос на подобные суда.
Еще одной сложной проблемой является незавершенность Волжского каскада, который является единой водной системой и, в настоящее время, на нем две мощнейшие проблемы: Чебоксарское водохранилище, которое своей проектной недостроенностью нарушает нормальное функционирование системы Волжского каскада и отсутствие единой на всей реке системы попусков воды, которая бы решала задачу "цветения" водохранилищ.
Третья проблема, о которой не говорят, река является древним и достаточно дешевым путем сообщения для доставки грузов. Логистическая система речных поставок сезонна и объемна, то есть нужно иметь склады, которые будут наполняться в летний период, но это является возможным при решении проблемы каскада и при создании единой управляемой из одного центра логистической системы.
Четвертое. На государственном уровне пока не говорится об экранопланах, которые бы имели потенциал для пассажироперевозок. Напомню, экранопланы бывают нескольких видов, самый, скажем так, продвинутый, этот тот, который достаточно высоко летает, то есть может преодолевать значительные высотные препятствия, а это значит некоторое спрямление пути, и, конечно же, сама по себе выше скорость.
Я бы еще обратил внимание на пятую проблему – кадры. Как бы мы не хотели казаться выдающимися, но "кадры решают все", а у нас с инженерными кадрами проблемы. Я утверждаю, что подготовкой инженерных кадров в России в целом и в Нижегородской области в частности, занимаются неверно, начиная со школ. Приведу пример. В Чкаловске, где проходило совещание Госдумы до сих пор не задействуют в образовательном процессе тех инженеров, которые работали вместе с Алексеевым. Я неоднократно на протяжении 10 лет говорю об этом, но понимания этого нет, потому как ни один директор школы, ни один учитель и даже сотрудник министерства образования, понятия не имеют, что такое настоящий инженер и откуда он берется.
Таким образом, анализируя декларируемые предложения, можно сказать, что начинать надо с начала, а не с середины. Да, суда на подводных крыльях созданы и это хорошо, но более актуальные проблемы грузовых и пассажирско-грузовых межбереговых перевозок никто не обсуждает. Соотнесением целей с кадрами никто серьезно не занимается. Это проблема не губернатора, он не может знать все, но в этом должны разобраться профильные замы и министерства, а вот почему не могут это сделать они, кадровый вопрос уже к ним.
Муниципальная тема – к 550-летию Балахна будет развиваться по стратегии
Политический обозреватель Александр Марков: Муниципальные власти Балахны вынесли на суд Глеба Никитина стратегию развития района. Не хотелось уподобляться знаменитому выражению: "Пастернака не читал, но осуждаю", поэтому полез на сайт администрации Балахны почитать, чтобы оценить качество документа. Ожидал увидеть проект стратегии на главной странице сайта, но здесь ждало разочарование. Упорные поиски по сайту и по поисковику Яндекса тоже не принесли результатов. Ну, видимо, проект стратегии был только для глаз губернатора.
Зато на сайте была размещена вакансия главного специалиста в организационно-протокольный отдел с зарплатой что-то под 30 тысяч рублей. Я знаком с некоторыми бывшими сотрудниками администрации Балахны, с действующими, к сожалению, нет, но и уверен, что они вполне достойные и болеющие за свое дело люди. Но простите с зарплатой 30 тысяч рублей вряд ли там найдется специалист, способный написать качественный стратегический документ. Стратегическое планирование в муниципалитетах вообще слабое место. Вашему покорному слуге не довелось видеть ни одной качественной стратегии муниципального образования с населением меньше 1 млн человек. Стратегия в муниципалитетах обычно – это набор благих пожеланий из серии "увеличить, расширить, углубить", без ответов на вопрос как "углублять" и каким ресурсом. Как правило, такие документы пишут либо к выборам, либо по указке сверху. А самое главное – полноценная реализации стратегии возможна, если глава руководит муниципалитетом минимум 10-15 лет, потому что при смене власти (как правило, три-четыре года) вновь приходящая команда не считает себя ответственной за реализацию стратегии предыдущей. Поэтому относительно качественные и реализуемые документы стратегического характера у нас возможны только на уровне региона и страны.
Но вернемся к Балахне. Мы все помним, что это весьма специфичный муниципалитет со сложной историей новейшего периода. Имена Карцевского, Глушковых, Левковича и других еще на слуху. Последнее время Балахна была своеобразной "черной дырой": уж больно плохо заканчивали тамошние чиновники. Нового главу Андрея Дранишникова делегировали туда переломить негативный тренд. Вероятно, Дранишников и начал его ломать. Даже если не касаться содержательной части стратегии развития Балахны (исходим из того, что это действительно рабочий документ, а не набор красивых презентаций), представление стратегии перед губернатором – это хороший пиаровский ход, который позволяет Дранишникову не только набрать политические очки, но и обоснованно попросить у губернатора дополнительный ресурс на развитие района. По итогам рабочей поездки в Балахну, губернатор этот ресурс уже пообещал.