«Путин и экономика, форум «Малая родина — сила России», отчет нижегородского мэра Шалабаева», - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 21 по 25 апреля 2025 года. ИА «Нижний сейчас» и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема — экономическая повестка страны на контроле президента

Вадим Попов, фото из личного архива.
Вадим Попов, политолог:
- Напрасно многие эксперты думают, что россиян сейчас волнуют исключительно международные вопросы, такие как: отношения между Россией и США, конфликт на Украине и снятие санкций. Соцзамеры показывают, что это не так. Обычных людей все больше озадачивают темы инфляции, высокой ставки на ипотеку и социальные льготы. Федеральные власти очень хорошо понимают эти общественные запросы, поэтому смещают вектор публичной риторики в сторону решения социально-экономических вопросов. Одно из последних показательных событий - совещание по экономическим вопросам при президенте России Владимире Путине.
Что стоит сказать. Во-первых, такие совещания являются регулярными, так как позволяют оценить положение дел и ключевые тенденции в отраслях реального сектора, финансах, в сфере услуг. Во-вторых, обсуждение президентом ситуации в экономике крайне важно с точки зрения психотерапевтической функции для граждан. Проще говоря, людям гораздо спокойнее, когда они видят, что лидер страны держит на личном контроле ситуацию с ценами. В-третьих, внимание Владимира Путина к этим вопросам обусловлено международной экономической обстановкой, которая объективно усложняется из-за того, что товарные, финансовые рынки испытывают серьёзные колебания из-за обострения глобальной конкурентной борьбы.
Если проанализировать содержание последних экономических совещаний при президенте, станет понятно, что главная их цель - в условиях сложившийся мировой конъюнктуры использовать открывающиеся возможности для развития собственного производства, торговых связей и экспорта, а также для укрепления отечественной экономики в целом. Непростая задача властей заключается в том, чтобы обеспечить стабильные темпы экономического роста с одновременным сокращением инфляции и сохранением низкого уровня безработицы. Та же инфляция при всех попытках Центробанка уже долгое время находится на высоких отметках – более 20%. И это большая проблема.
Еще одна сложность - снижение динамики жилищного строительства. Вот уже два года как количество новых проектов, которые запускают застройщики, снижается. Этот факт не может не тревожить федеральные власти, ведь темпы стройки прямо влияют на доступность жилья для граждан и, конечно, отражаются на запуске, загрузке смежных отраслей: от производства стройматериалов до выпуска мебели и бытовой техники.
Сможет ли Правительство РФ в ближайшее время обуздать рост цен и найти инструменты для активизации рынка жилищного строительства, покажет время. Но сам факт, что президент держит на личном контроле эти сложнейшие проблемы говорит о том, что у власти есть четкое понимание текущих вызовов и общественных запросов. А это первый шаг к тому, чтобы даже в условиях СВО и международного давления переломить неблагоприятную экономическую ситуацию в лучшую сторону.
Региональная тема — представители нижегородской области достойно выступили на форуме «Малая Родина – сила России»

Владимир Хрыков (фото из личного архива)
Владимир Хрыков, политолог:
- Владимир Путин провёл встречу с главами муниципальных образований субъектов Российской Федерации – участниками Всероссийского муниципального форума «Малая родина – сила России». В составе участников встречи были представители многих нижегородских муниципалитетов. Ярко и публично об этом говорили Шалабаев, Чинцов, Клинков и другие. А глава городского округа Арзамас Александр Щелоков даже представил опыт развития муниципалитета лично президенту РФ Владимиру Путину в рамках форума.
Разные СМИ по поводу данной встречи пишут об успехе Нижегородской области и тех, кого включили в состав участников. Но мне видится, что более интересным являются слова президента России о роли малых городов, которые он сказал в ходе дискуссии с упомянутым нижегородским делегатом.
Я неоднократно писал, что президент Владимир Путин, а также ряд его ближайших сподвижников из так называемой питерской группы, продвигают иной сценарий развития страны - сценарий, противостоящий настоящему, который был создан в лоне группы так называемых системных либералов (Греф, Набиулина, Кудрин и другие) и в настоящее время навязываемый Правительству России группой вице-премьера Марата Хуснулина.
Приведем цитату из выступления Владимир Владимировича в тексте стенограммы. Владимир Путин: «Да, растут крупные города. Совсем недавно в крупных городах, миллионниках прежде всего, проживало 20 процентов населения – пять лет назад, а сейчас 25 процентов населения. Это мировая тенденция, абсолютно мировая тенденции. Более того, разные точки зрения есть на этот счёт, но основная, которая передавливает все остальные, заключается в том, что эффективно развиваться любая страна может только развивая крупные населённые пункты, потому что там сосредоточение возможностей для развития, там потенциал роста ВВП, науки, кадров и всего того, что в современных условиях толкает и подталкивает развитие. Но в такой стране, как Россия, с колоссальной её территорией, мы должны действовать более гибко, более тонко и ни в коем случае не допустить обезлюдения территории. У нас непростая задача, и поэтому малые города, безусловно, тоже в числе наших приоритетов».
То есть президент страны мягко ставит на место докладчика и правильно указывает, что малые и средние города России - это официальная часть государственной политики, а не что-то заброшенное. Я бы хотел на этом особо акцентировать внимание. Потому что несколько лет я прямо говорю об этом, но не вижу, что региональная власть обращает на это внимание. И вот президент России Владимир Владимирович Путин четко и жестко обозначает этот факт, притом аргументируя свою позицию и, по сути, признавая излишним заигрывание с мировым, так сказать, опытом.
Да, многое делается, и я соглашусь, что губернатор Глеб Никитин использует очень серьезный ресурс федерального центра, не каждый губернатор способен на это. Но позиция по агломерации, которая была выработана еще при Валерии Шанцеве, явно устаревшая, никак не покинет нижегородское Правительство. Присоединение Кстовского округа, большие кадровые и проектные вопросы по отдаленным муниципалитетам - например, Варнавинскому округу, где люди борются за состояние районной больницы. Эти моменты перечеркивают огромную работу и, по сути, в чем-то противоречат позиции президента России Владимира Владимировича Путина.
Поэтому прошедший форум показал, что на самом деле президент России очень даже в курсе существующего положения, но вот как решить вопрос с теми 17 000 глав муниципалитетов, часть из которых любят лишь говорить хорошо, не осознавая или не признавая реальных проблем? И я считаю, что на это должны обращать внимание губернаторы регионов, в частности, в Нижегородской области, где нужно губернатору выбрать время и напрямую заняться управлением в муниципальных округах, переосмыслить пространственное развитие Нижегородской области. Именно это, как мне кажется, показала встреча президента России с главами муниципальных территорий.
Таким образом, я полагаю, что главным итогом встречи с президентом страны для Нижегородской области может быть советом для внутриполитического блока Нижегородского правительства, которому стоит более четко изучить позицию президента России на предмет развития территории России. Территории, где малые и средние города должны выступать инструментом демографической политики и национальной безопасности. А следовательно, нужно более реалистично работать с главами муниципальных округов, формируя эффективную, а не удобную кадровую политику.
Муниципальная тема — нижегородский мэр Юрий Шалабаев отчитался перед Гордумой за 2024 год.

Александр Марков. Фото из личного архива
Александр Марков, политический обозреватель:
- 24 апреля 2025 года Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев представил депутатам Гордумы отчёт о работе по итогам 2024 года. Кратко пройдемся по тому, о чем сказал Юрий Владимирович, и о чем и почему умолчал.
Чем похвалился градоначальник? Рекордными темпами роста бюджетных доходов: удвоение за пятилетний срок мэрства. Рекордными темпами обновления инженерных коммуникаций: заменили четверть всех теплосетей. Отремонтировали 270 км дорог, построили 35 новых детских садов и школ. Вдвое — до 2 млн человек в год увеличился турпоток. Есть достижения и в культуре, и в спорте, и в развитии общественных пространств.
Особо следует отметить высокое качество подготовки доклада. Легкость представления статистического материала в форме таблиц и диаграмм. Аппарат администрации поработал достойно и другим градоначальникам области есть с кого брать пример. В итоге председатель городской Думы Евгений Чинцов положительно охарактеризовал отчет, что свидетельствует о полном политическом согласии на уровне города. В частности, он сказал: «Администрация демонстрирует готовность решать сложные задачи и усиливает обратную связь с жителями».
А теперь о проблемах. Проблемы есть всегда и у всех мэров. Ну, я бы не стал гордиться тем, что за три года запустили 20 цифровых сервисов обратной связи для горожан. На самом деле для обратной связи достаточно одного эффективно работающего сервиса. Такое количество говорит о том, что внедряемые сервисы, скорее всего, имеют низкую эффективность и качество решили заменить количеством. С использованием искусственного интеллекта в наших органах власти тоже как-то не очень. Достижений в этой области представлено не было. Видимо, это направление будет отрабатываться на перспективу.
То ли просмотрели, то ли действительно мало мэр уделил проблемам транспорта. Как человек, не относящийся к категории автолюбителей и передвигающейся по городу общественным транспортом, скажу: за эти годы стало хуже. Автобусы и троллейбусы, конечно, новые, но вот периодичность их движения оставляет желать лучшего. Возьмите, Юрий Владимирович, пожалуйста, на заметочку. Я понимаю, что транспортная тема в компетенции региона, но за город-то отвечаете вы.
Уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга дело, безусловно, тоже хорошее. Только, на мой взгляд, в заслугу муниципалитету это ставить нельзя. Замещение в структуре областного и муниципального долга коммерческих кредитов на бюджетные — тренд, который внедрил федеральный Минфин и лично глава Правительства Михаил Мишустин.
За кадром осталась тема оптимизации управления Нижним Новгородом, в том числе и смена административного деления. Видимо, вопрос пока не проработан и сказать по нему нечего.
Ну а в целом последний год и пятилетку Юрия Шалабаева можно оценить положительно. Уж везение это или аккуратное и/или эффективное управление - пусть рассудят губернатор и вышестоящие. Отлично не поставлю, но на твердую четверку он наработал, так что в полной мере Юрий Владимирович может претендовать не только на новый срок, но и на повышение.