Мониторинг событий недели с 18 по 22 декабря от нижегородских экспертов

22 декабря 2023 в 18:47

"В РФ началась главная избирательная кампания, принят бюджет региона на 2024 год, районы теряют связь с центром", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема – в России началась главная избирательная кампания

Мониторинг событий недели с 18 по 22 декабря от нижегородских экспертов

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

Политолог Иван Юдинцев: Главное федеральное политическое событие недели стало предсказуемым и даже плановым. Хронология главной избирательной кампании настолько четко регламентирована законом, что задолго до декабря 2023-го было понятно, на какой неделе будет официально принято решение о назначении выборов президента, и на какой основные кандидаты объявят о своем выдвижении.

Действующий глава государства, как и предполагалось, выдвинут не партией власти, а инициативной группой избирателей, что логично, поскольку за Владимира Путина сегодня готовы голосовать не только сторонники "Единой России", но и более широкие круги россиян. Этим и обусловлена главная особенность нынешних президентских выборов, в исходе которых не сомневаются ни социологи, проводящие опросы, ни большинство россиян, руководствующиеся здравым смыслом.

В такой общественно-политической ситуации, какая сложилась к концу 2023 года, по большому счету, есть только один вопрос, который должен быть решен в ходе избирательной кампании. Это вопрос о векторе политического развития страны в обозримом будущем. Пока мы видим, что спектр сторонников президента очень широк и включает носителей весьма разных ценностей и интересов. В нынешней международной ситуации способность руководства страны объединить столь разные политические потоки, обеспечив внутреннее единство, оказывается, конечно, позитивным фактором. Не секрет, что наши недоброжелатели рассчитывали именно на раскол российского общества или, как минимум, политических элит, и многое делали для достижения такого результата. И то, что подобные расчеты не оправдались, как раз и стало одним из главных факторов жизнеспособности страны в условиях беспрецедентных санкций и очень серьезного информационно-психологического давления из-за рубежа на все слои российского общества – от федеральных политиков и олигархов до обычных пользователей соцсетей.

Поэтому мало кто удивился бы, если бы ни одна парламентская партия не стала бы выдвигать своего кандидата, а выразила бы поддержку Путину. Такого рода возможности, наверняка, анализировались, и пробные шары для оценки общественного мнения катились. Достаточно вспомнить звучавшие из уст политиков и экспертов тезисы о необходимости пойти на выборы, забыв о политических разногласиях и отодвинув на время партийные интересы. Однако в итоге, судя по первой неделе кампании, возобладал иной подход. На съезде ЛДПР уже принято решение о выдвижении кандидатом в президенты лидера этой партии Леонида Слуцкого. А руководство КПРФ рекомендовало выдвинуть экс-лидера "Аграрной партии" и ветерана Госдумы Николая Харитонова.

Оба они – политики, как принято говорить, системные, и их участие в выборах не сулит никаких сюрпризов. Можно предполагать, что и после президентских выборов будет укрепляться складывающаяся в течение двух лет модель многопартийности, подразумевающая единогласную поддержку депутатами всех основных решений Путина с допущением идейных разногласий между партиями по не самым важным вопросам и с апелляцией к главе государства и правительству как к арбитрам в политических дискуссиях.

При этом пока не совсем ясно, появятся ли в бюллетенях кандидаты, выдвинутые непарламентскими партиями, и оппозиционные кандидаты, выдвинутые инициативными группами избирателей. Председатель ЦИК Элла Памфилова сообщила, что, по состоянию на 20 декабря, заявки на участие в кампании подали 16 претендентов, и предположила, что число таких заявок возрастет. Из тех, кто публично заявил о намерениях собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения своих кандидатур, активнее других ведет себя Борис Надеждин, которого планирует выдвинуть 23 декабря политическая партия "Гражданская инициатива". От нее в прошлых президентских выборах участвовала Ксения Собчак. О предвыборных достижениях отчитывается и Григорий Явлинский. Основатель "Яблока" пока собирает подписи как самовыдвиженец, и на его сайте сообщается, что из необходимых 300 тысяч подписей уже собрано больше 230 тысяч. Из политической табакерки выскочила еще и журналистка из Ржева Екатерина Дунцова. Она пока только провела собрание инициативной группы, но о ее участии в выборах по каким-то резонам уже пишут некоторые федеральные СМИ. Любого из участников этих своеобразных "либеральных праймериз" могут зарегистрировать в качестве кандидата, хотя вряд ли кто-то из них, как и все они вместе, сможет заручиться серьезной поддержкой избирателей.

А вот представители того общественно-политического крыла, которое принято называть патриотическим, вряд ли будут играть в стартовавшей избирательной кампании самостоятельную роль. Голоса патриотически настроенных россиян не должны рассеиваться, и это, безусловно, политически верное решение.

Основным же итогом первой недели кампании можно считать выдвижение Владимира Путина не как партийного кандидата и появление кандидатов от парламентских партий. Это значит, что каким бы предсказуемым ни был исход голосования, у избирателей будет возможность сделать выбор, исходя, в том числе, и из идейных соображений.

Региональная тема - принят бюджет на 2024 год

Мониторинг событий недели с 18 по 22 декабря от нижегородских экспертов

Татьяна Лобова (фото из личного архива)

Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова:  Новость о том, что бюджет принят с дефицитом, меня лично не удивила, более того, я считаю, что в этом как раз нет ничего негативного. Как раз наоборот, принятие бюджета с дефицитом обычно означает, что у руководства области есть все основания полагать, что дефицит будет перекрыт дополнительными поступлениями. А источниками таких поступлений, как правило, являются дополнительные налоговые доходы, то есть доходы от развития предпринимательской деятельности. Но у нас, судя по приложениям к закону об областном бюджете, основная надежда на то, что дефицит будет перекрыт в основном за счет неизрасходованных остатков на начало года. В целом экономический блок команды губернатора Глеба Никитина сработал нормально, несмотря на общероссийские и внешнеэкономические факторы. Не раз на региональном уровне заявлялось, что экономика региона крепка и даже превышает в среднем показатели по стране.

Хочу отметить, что данные о формировании областного бюджета находятся в открытых источниках, и при желании любой житель Нижегородской области может ознакомиться и с тем, как формируется доходная и расходным части.

Тем не менее, есть определенные основания полагать, что 2024 год будет более благоприятным для развития бизнеса, что может положительно сказаться на поступлениях в бюджет. При этом, следует отметить, что основные запланированные доходы – как раз налоговые, то есть от налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество, земельный налог, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения и тому подобное. То есть, доля налоговых доходов составляет не менее 80% всех поступлений в бюджет области.

В общем и целом ситуация означает, что бизнес в регионе развит на таком уровне, что позволяет на нормальном уровне наш регион поддерживать, и даже развивать.

Конечно, как всегда, у меня есть определенные "но", и я их постараюсь сформулировать.

Во-первых, тот факт, что среди налоговых доходов превалируют поступления от налога на прибыль, говорит о том, что это поступления от крупных предприятий, а вовсе не от малого бизнеса. Так, например, доходы от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составляют немногим более 13 млрд рублей, то есть менее 5% доходов. Поскольку данная статья во многом финансирует муниципальные бюджеты, очень хотелось бы, что уровень развития малого бизнеса позволял вносить существенный вклад в бюджет Нижегородской области.

Во-вторых, вторым по уровню финансирования бюджета выступает налог на доходы физических лиц. В Нижегородской области во втором полугодии 2023 года средняя месячная заработная плата составила 54 873 рубля. Об этом свидетельствуют данные Нижегородстата. Ну, выводы делайте сами. С зарплаты мы все платим НДФЛ. Чем выше уровень зарплаты, тем выше поступления в бюджет от налога на доходы физических лиц. Помимо зарплаты, этот налог уплачивают предприниматели, находящиеся на традиционной системе налогообложения, ну и граждане, которые продают принадлежащее им имущество, если не имеют определенных льгот.

В третьих, если анализировать расходы, то лично меня несколько удивило то, что значительное количество бюджетных расходов связано с финансированием разного рода некоммерческих организаций в форме АНО. К сожалению, определенная часть таких организаций носит довольно непрозрачный характер, и проследить дальнейшее расходование бюджетных средств сложно.

Но в целом распределение расходов понятно и обоснованно. И хочу отметить, что распределение расходов бюджета – это гораздо более сложный и многогранный процесс, чем формирование доходов. Хотя бы потому, что нуждающихся в бюджетных средствах гораздо больше, чем самих этих средств. Конечно, денег всегда не хватает. Всегда есть те, кто считает, что им не уделили должного внимания. Но бюджет ограничен, и, как правило, распределяется на первоочередные нужды. Хотелось бы одного – чтобы для местного малого бизнеса были созданы максимально комфортные условия, поскольку чем активнее он развивается, тем больше поступления в бюджет.

Муниципальная тема - районы теряют связь с областным центром

Мониторинг событий недели с 18 по 22 декабря от нижегородских экспертов

Владимир Хрыков (фото из личного архива)

Политолог Владимир Хрыков: Автобус №1000 Нижний Новгород - поселок Память Парижской Коммуны  (Борский округ) прекратил работу. В связи с этим как-то усилена работа маршрута №124 "Вокзал города Бора – поселок Память Парижской Коммуны". Но напрямую до Нижнего теперь маршрута нет. При этом поселок весьма населенный и имеет образующее предприятие в виде судоремонтного завода. Также почти на территории поселка реализуется инвестпроект АО "Транснефть-Верхняя Волга", который власть также ставить себе в зачет и показатели. Отмена маршрута — это всего лишь один из маленьких примеров общей большой проблемной тенденции.

Вопрос будущего отдаленных от региональной столицы районов и сельских территорий стоит давно. Выделенная при Валерии Шанцеве в территориальном развитии Нижегородской области нижегородская агломерация, по сути, провозгласила урезание области до группы территорий вокруг региональной столицы. А перспектива развития отдаленных сельских населенных пунктов туманна минимум 30 лет, хотя о неперспективных деревнях начали говорить еще в СССР.

Несмотря на то, что в настоящее время происходит достаточно широкий ремонтно-строительный бум общественно значимых объектов по всему региону, перспектива развития отдаленных территорий затруднительна, а сельских отдаленных территорий, таких как ППК в Борском округе, совершенно не ясна. Причина этому - отсутствие стратегического производственного потенциала, а государство по-прежнему ждет некоего мифического инвестора, который по каким-то неведанным причинам, должен вместо этого самого государства развить территорию и обеспечить людей работой и достойной зарплатой.

Можно выделить еще одну проблему умирания отдаленной территории, которой является кадровый голод в стратегических социальных объектах, таких как школа, больница, поликлиника. Когда закрывается школа, то это ведет к быстрому вымиранию территории, и никакие ремонты или компьютерная техника не помогут. Но власть это упрямо не желает признавать. Я лично в прошлом году предлагал и правительству Нижегородской области и, в частности, администрации города Бор, например, закупить микроавтобус, один на несколько сельских школ для подвоза учителей с города, но не нашел никакой встречной реакции. То есть органам власти абсолютно не интересна такая важная проблема как обеспечить кадрами школы в сельской местности.

Россия, и Нижегородская область в частности, являются территориями с огромными расстояниями. Даже если привести в пример вышеупомянутый городской округ Бор, то его площадь примерно равна площади четырех государств Сингапур. А это означает, что транспорт у нас всегда будет в приоритете и при таких расстояниях говорить о его рентабельности неверно. Общественный транспорт в России – это социальная инфраструктура. Кроме того, мы должны говорить о разных видах транспорта, как автобусах, так и личном транспорте, который у нас опять же дорожает, то есть мы действительно не понимаем, чем для страны является транспорт. Мы в нем видим только бизнес.

Я полагаю, что вопрос развития отдаленных от региональной столицы территорий – вопрос государственной безопасности. Только постоянное проживание людей на территории смогут обеспечить ее безопасное развитие и жизнеспособность. Если вернуться к опыту СССР, то всегда в селе строились несколько социальных объектов: школа, детский сад, клуб и больница, были рабочие места в виде колхоза или завода в поселках. То есть был комплексный подход. Сейчас мы строим коттеджные поселки, но социальная инфраструктура и рабочие места к коттеджному поселку не имеют никакого отношения. То есть мы на уровне мышления сейчас не видим вот этого комплекса, который должен быть для жизни человека. Это высокая проблема, которую многие чиновники не то что не понимают, а даже не задумывались об этом.

В завершение я бы хотел сказать о примере города Бор с которого начал комментарий. С 90-х годов Бор целенаправленно идет к берегу реки Волги. Эта концепция местной власти, которая увлеклась иностранными инвестициями и плохо понятым западным опытом. Сейчас руководство городским округом вообще не ясно чем занимается, но с каждым днем к их деятельности вопросов больше и больше. Я лично не вижу наличия понимания концепции развития всего округа, в нем есть какая-то фактическая борская агломерация, которая не подразумевает развитие отдаленных территорий, таких как ППК или Большеорловское, Спасское и т.д. Я надеюсь, что на этот вопрос обратит внимание губернатор Нижегородской области, поскольку без его участия проблемы не решить, а современная позиция Владимира Путина в том, чтобы развивать наши малые города и сельские населенные пункты.