Мониторинг событий недели с 17 по 21 июля от нижегородских экспертов

21 июля 2023 в 17:48

"Дорожающий бензин, пенсии без индексаций, Шалабаев и дождь", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 17 по 21 июля 2023 года.

ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема – В России продолжается рост цен на бензин

Мониторинг событий недели с 17 по 21 июля от нижегородских экспертов

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

Политолог Иван Юдинцев: На уходящей неделе в России продолжился рост цен на бензин. И эта тема горячо обсуждалась не только в СМИ, но и в соцсетях. Хотя пока рост цен на топливо заметен на бирже, а розничные цены увеличиваются не так быстро, всем понятно, что опт потянет за собой и розницу. А это будет означать дополнительные расходы для многих российских семей. Не говоря уже о том, что удорожание топлива в канун уборочной кампании может отразиться и на стоимости продовольственных товаров. И хотя эксперты убеждают, что зависимость эта не столь прямая, опасения значительной части россиян вполне понятны.

Тем более, что отпускные цены на автозаправках, несмотря на усилия правительства, тоже продолжают расти, причем уже опережая инфляцию. По данным Росстата, к середине июля цены на АЗС выросли на 3,6% по сравнению с началом года при накопленной инфляции в 3,15%.

Не утешают и объяснения нефтекомпаний, заявляющих о незаинтересованности в росте оптовых цен. Нефтепереработчики напоминают, что получают от государства поддержку в виде демпферных субсидий, которые позволяют оставаться рентабельными НПЗ поставляющим бензин на внутренний рынок. В июне эти субсидии составили 76 млрд рублей, а всего за первое полугодие эти выплаты должны превысить 610 млрд, что весьма выгодно для производителей топлива.

Однако на эти субсидии нефтекомпании могут рассчитывать, только если биржевая цена на бензин не превышает установленного уровня. И вот этот-то уровень уже кое-где достигнут и превышен. В частности, цена АИ-92 в европейской части РФ перевалила условную черту, при превышении которой в течение месяца производители топлива лишатся субсидий. По итогам июля этого печального для нефтепереработчиков события уже не произойдет, но ведь и в августе ситуация на внутреннем рынке ГСМ может не улучшиться. Негативные прогнозы обусловлены не только июльской динамикой, но еще и тем, что на ряде НПЗ запланирован ремонт, что приведет к сокращению поставок топлива на рынок.

Таким образом, в росте цен выше нынешнего уровня не заинтересован, вроде бы, никто: ни власти, ни нефтекомпании, ни сети заправок, ни потребители. Но при этом эксперты рынка говорят о возможном росте и оптовых, и розничных цен. Базовым фактором роста оптовой цены станет сезонный спрос со стороны сельского хозяйства, отпускников и дачников. Нельзя упускать из виду и гособоронзаказ. А вероятность повышения розничных цен может быть связана с проявлением в рознице тех тенденций, которые проявились на бирже в июле, поскольку инерция рынка составляет от двух до шести недель. Проще говоря, автозаправки уже теряют маржу, поскольку рост цен на них отстает от роста оптовых цен, и этот разрыв с неизбежностью придется компенсировать. Особенно страдает бизнес независимых АЗС, не принадлежащих нефтекомпаниям. Они полностью зависят от отпускных цен, устанавливаемых НПЗ.

Правительство очень старается удержать повышение розничных цен на бензин в пределах инфляции. Но делает это административными методами, ссылаясь на то, что цены на топливо не регулируются государством, и их колебания "в отдельные месяцы" возможны, "в целом характерно для экономики с рыночным ценообразованием".

Пока властям удавалось методом "окрика", подкрепленного демпферными субсидиями, удерживать розничные цены на АЗС в целом по стране на общем уровне инфляции. Но и опасения скептиков относительно того, что произойдет в августе, имеют основания. Да и само правительство явно озабочено развитием событий. Об этом свидетельствует возрастание административной активности в отношении топливного рынка.

Вице-премьер Александр Новак анонсировал ряд мер, направленных на увеличение объемов поставок бензина на внутренний рынок, но все это опять-таки административные меры. В частности, минэнерго совместно с ФАС подготовили проект акта об увеличении на 1% объемов обязательных продаж топлива на бирже. Норматив по бензину с сентября вырастет с 12% до 13%, а для дизтоплива – с 8,5% до 9,5%. Обсуждается старая идея квотирования экспорта топлива. ФАС требует, чтобы перед ремонтом НПЗ формировали резервы топлива, что, по замыслу ведомства, должно избавить от скачков цен.

Надо признать, что правительство выжимает максимум из имеющихся рычагов администрирования. Но в том-то и проблема, что все эти инструменты используются уже практически на пределе. И даже если в ближайшие месяцы властям снова удастся удержать розничные цены в терпимых рамках, все равно пора рассматривать более системные решения, включая переход к регулированию цен на топливо. Хотя бы на время антироссийских санкций и мобилизационной экономики. Понятно, что это вопрос политический, но и недовольство граждан возможным ростом розничных цен на топливо – тоже ведь политический вопрос.

Региональная тема – в Законодательном собрании большинство от партии "Единая Россия" не поддержало инициативу коммунистов об индексации пенсий работающим пенсионерам

Мониторинг событий недели с 17 по 21 июля от нижегородских экспертов

Татьяна Лобова (фото из личного архива)

Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Новость о том, что большинство депутатов ЗСНО не поддержали инициативу об индексации пенсий, собственно, новостью не является. С этой инициативой с завидной регулярностью выходят как различные партии (кроме "Единой России", разумеется), так и представители деловых объединений. Неоднократно с предложением возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам обращался уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. Однако минфин РФ с такой же регулярностью эти инициативы отклоняет, ссылаясь, естественно, на недостаток денег в бюджете Пенсионного фонда.

У меня же, как всегда, возникают вопросы. Первый – кто и как просчитывал доходы и расходы бюджета в случае, если работающим пенсионерам будут индексировать пенсии? А второй – кто-нибудь думал об иных сторонах этого правила?

Начну со второго. Лично мне кажется как минимум несправедливым, что кому-то индексируют пенсии, а кому-то – нет. Особенно, если речь идет о страховых пенсиях. То есть, два человека работали, за них ежемесячно работодатели отчисляли взносы в пенсионный фонд (как бы там эти отчисления ни назывались с течением времени), широко разрекламированная пенсионная реформа обещала, что пенсии будут выплачивать из этих самых отчислений, пока человек работает, эти средства должны бы каким-то образом прирастать под присмотром государства, а потом тот, кто не работает, ежегодно получает повышение к пенсии, а тот, кто в пенсионном возрасте еще пытается хоть как-то повысить свое благосостояние, от государства ничего не получает. Но при этом, замечу, если он официально устроен на работу, работодатель за пенсионера отчисляет такие же страховые взносы, то есть, работающий пенсионер еще и способствует приросту средств в пенсионном фонде!

Поэтому, естественно, человек начинает искать способы обойти это правило. А способы-то все нехитрые. Первый – периодически увольняться, а потом опять наниматься на работу. Бумаг полно, возни полно, работодатель недоволен и все такое. А второй – работать без официального трудоустройства, получая "серую зарплату". Без каких-бы то ни было социальных гарантий, больничных, ответственности со стороны работодателя и всего того, что предусмотрено нашим законодательством для любого работающего человека.

Но, помимо этого, хочу обратить внимание и на то, что большому количеству предпринимателей тоже нет никакой выгоды держать неоформленного работника. "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Моя любимая статья в Конституции РФ. Только вот, к сожалению, наши законодатели, налоговики и прочие чиновники больше сосредоточены на словах "каждый обязан платить", а "законно установленные" вниманием обходят. К чему приводит нежелание работника оформиться на работу официально? Во-первых, работодателю где-то надо брать наличные деньги для выплаты заплаты. А это всегда связано с нарушениями, которые, как правило, приводят к занижению налогов (таких, как НДС и налог на прибыль, либо упрощенный налог). Во-вторых, с этой зарплаты не отчисляются ни страховые взносы, ни НДФЛ. То есть, бюджет теряет сразу по нескольким позициям. Причем, проблема эта в ряде видов деятельности носит системный характер, а именно, там, где чаще всего подрабатывают пенсионеры. Например, клининговые компании, охранные предприятия, различные фирмы, которые оказывают услуги населению, ну и, естественно, розничная торговля. То есть, в основном эта проблема касается нашего многострадального малого бизнеса. Но его законодатели чаще всего во внимание не принимают. Увы. То есть, государство фактически само понуждает предпринимателей и граждан нарушать им же установленные законы.

Теперь про расчеты. В 2023 году размер индексации пенсии составил 4,8%. Допустим, мы имеем пенсионера, который получал пенсию 20 000, и плюс он работает и получает зарплату чуть выше минимальной, скажем 15 000. Если он не трудоустроен, то он получит прибавку к пенсии (не буду вдаваться в расчеты, но, скажем 960 рублей). Но зато он не отчислит 13% НДФЛ ежемесячно, а это 1950 рублей, а также работодатель не отчислит за него страховых взносов в среднем 30%, а это 4500 рублей. Без учета иных налоговых нарушений, бюджет недополучит 6450 рублей в месяц. А работающий пенсионер и 960 рублей не получит, да еще и сверх того бюджет пополнит, даже если он пенсионер и работает на полставки. При этом замечу, что НДФЛ – налог, который идет в бюджет субъекта РФ. Конечно, для полноценного расчета следует оценить количество работающих пенсионеров, их средние зарплаты, доходы и расходы бюджетов различных уровней в целом, но я думаю, что при желании провести такую работу вполне возможно.

Вот я и хочу спросить. Кто и как считал доходы и расходы бюджета, прежде чем с завидным упорством отклонять предлагаемые инициативы. Подозреваю, что просчитали только расходы, а ни потенциальные, ни недополученные доходы никто не просчитывал.

Муниципальная тема — Нижний Новгород готовился к очередному аномальному ливню, которого не было. Проблема ливневой канализации в городе при мэре Шалабаеве пока остается не решенной

Мониторинг событий недели с 17 по 21 июля от нижегородских экспертов

Александр Суханов (Фото: Патриоты Нижнего)

Политолог Александр Суханов: На этой неделе город и мэр Юрий Шалабаев готовились к очередному аномальному ливню. Не случилось. Дождь был умеренный. На прошлой неделе завершились многодневные ливни.

Бей невиновных, ругай непричастных. Именно так представляется обсуждение проблемы подтоплений города после ливней, пролившихся на город на прошлой неделе. Уже давно не секрет, что любой сильный ливень используется как информационный повод для критики мэра и мэрии со стороны политических оппонентов. Жители и журналисты вновь подняли вопрос почему, несмотря на все усилия по реконструкции ливневых систем, город периодически оказывается подтопленным?

Среди виновных традиционно чаще всего упоминается фамилия мэра. При этом абсолютно игнорируются тот факт, что подтопления городов фиксируются по всей центральной части России, а также во многих странах Европы. Уже этот факт должен доказать, что в данном случае дело не в личности мэров и глав районных администраций. Город как затапливало при определенных условиях, так и будет затапливать.

Для этого есть несколько объективных обстоятельств, которые предопределяют неизбежность таких подтоплений. Прежде всего, это климатические особенности. Коренные нижегородцы хорошо знают, что практически ежегодно такие сильные ливни обрушиваются на город именно в июле месяце. Более того, по данным сервиса метеонаблюдений "Яндекс.Погода", среди городов-миллионников приволжская столица входит в десятку самых дождливых городов России. Поэтому риск подтоплений в нашем городе будет присутствовать всегда.

Безусловно, особое место занимает проблема состояния ливневой канализации. Надо признать, что слабое развитие ливневок и их плачевное состояние характерны для многих городов России. Так, по некоторым данным, из примерно 1100 российских городов подтопления регулярно отмечаются в 960. Правда, нигде не называются города, в которых не бывает подтоплений. В Нижнем Новгороде протяженность сети ливневой канализации составляет порядка 500 км. При этом, износ сетей, по оценкам специалистов, составляет 90%.

В связи с этим, практически ежегодно городские депутаты поднимают вопрос о состоянии ливневых канализаций и необходимости их реконструкции. Одновременно требуется строительство новых сетей, особенно в зоне дорог и в зоне нового строительства. Все прекрасно понимают, что отводные ливневые сети должны представлять собой единую систему с определенной инфраструктурой. Прежде всего, необходимо очищать ливневые стоки, поскольку они несут с собой весь мусор и всю таблицу Менделеева, которая присутствует на их пути. Строительство ливневых сетей локального типа не решают проблему, поскольку их все равно необходимо подключать в общие коллекторы.

Существует документ, в котором дается оценка потребности в строительстве и ремонте городской ливневой сети. Например, глава городской администрации озвучивал цифру в 9 млрд рублей. Учитывая, что он не хозяйственник, а финансист, могу поверить, что его расчет верен. Но он при этом и прекрасно понимает, что таких денег у муниципалитета нет. Более того, они не могут появиться в бюджете города и в ближайшее время. Единственная возможность, по его мнению, включиться в какую-либо государственную или коммерческую программу, если они будут. Известно, что мэрия уже вела переговоры по концессии с ВЭБ.РФ. Результат неизвестен. Видимо, сказать нечего.

С другой стороны, известно, что минстрой уже разработал проект совершенствования систем ливневок в стране. Предполагается и создание механизма финансирования. Финансирование будет происходить, в том числе, на средства нового федерального фонда по экологическому оздоровлению водных объектов. Его предполагается формировать с 2025 года.

Справедливости ради следует сказать, что идет работа по созданию "Комплексной программы по развитию ливневой канализации столицы Приволжья". Работу выполняет АО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Гидропроект" имени С. Я. Жука" за 158,8 млн рублей. Фактически речь идет о разработке глобальной схемы сети ливневой канализации для Нижнего Новгорода на 2026 - 2036 годы. Одновременно идет проработка предложения о создании определенной городской организации, которая будет эксплуатировать всю сеть ливневой канализации и отвечать за ее состояние, то есть за степень готовности принять весь объем осадков, согласно техническим возможностям.

Важно учесть, что, при проектировании ливневки до сих пор используется метод "предельных интенсивностей", разработанный еще в 1970-х годах при обработке базы данных о выпадении дождей первой половины XX века. За п50 лет многое изменилось, необходимы новые нормативы. Как показало исследование климатологов из Института физики атмосферы РАН, в России за последние 50 лет увеличились интенсивность и частота ливней, а следовательно, нужна другая пропускная способность ливневой сети. Ничего удивительного нет и в том, что существующие ливневые канализации давным-давно устарели и перестали справляться с потоками дождевых вод.

Более того, за последние полвека не только выросла площадь города, но и бОльшая его часть элементарно заасфальтирована. А это значит, что если естественный природный ландшафт пропускал через себя большую часть дождевых вод, то асфальт не дает воде возможности уйти в землю. И весь этот поток устремляется самотеком туда, куда получается. Специалисты подсчитали, что в загородной местности с помощью естественной поверхностной инфильтрации удаляется до 42% осадков, а в условиях города этот показатель составляет всего 15%.

Например, чтобы на Алексеевской не было подтоплений, ее надо поднять на метр, потому что вода поднимается на полметра. А поднять улицу на метр не получится, поскольку она вся застроена. Так что как только будет сильный ливень – ее снова затопит. Это не исключает того обстоятельства, что в районе Алексеевской ливневую систему надо дорабатывать, делать дополнительные отводы, увеличивая тем самым ее пропускную способность.

Понятно, что какую "ливневку" ни делай, если на тебя выливается пять ведер воды на квадратный метр (а это и есть 50 миллиметров осадков), то никакая "ливневка" не способна сразу принять такой объем.

Вопрос модернизации и развития городских ливневых систем не может решаться на муниципальном уровне. Уровень решения выше – регион и федерация. При этом требуются системные решения и новые технологии. Однако, следует признать, что невозможно победить природу. Можно только минимизировать потери. Нигде в мире не смогли найти решения эффективной борьбы с подтоплениями в период прохождения ливней, превышающих средний уровень осадков. Пример той же Москвы с ее баснословными финансовыми возможностями. Радует только одно, что такие ливни в нашем регионе пока происходят один раз в год – каждый июль месяц. Думаю, что постепенно и эта проблема будет решена.