"10 трлн рублей в транспортную инфраструктуру, вопросы губернатору от бизнеса, месячник по благоустройству", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Власти намерены вложить в развитие транспортной инфраструктуры страны более 10 трлн рублей
Политолог Иван Юдинцев: Важнейшей федеральной новостью недели стала информация о том, каким правительству России видится новый нацпроект "Развитие транспортной инфраструктуры". Предварительный бюджет этого нацпроекта на 2025-2030 годы превзошел самые смелые ожидания и превысит 10 трлн рублей.
Причем из федерального бюджета будет выделено 3,46 трлн, а почти вдвое больше власти хотят привлечь из внебюджетных источников. Однако структура планируемых инвестиций дает понять, что под такими источниками подразумеваются, в основном, РЖД и другие структуры, связанные с естественной монополией. Так, на развитие опорной сети железных дорог будет потрачено 4,3 трлн рублей, из которых 4,27 трлн поступят из внебюджетных источников, а на строительство и реконструкцию автодорог придется 2,8 трлн рублей, из них 2,7 трлн – из бюджета.
Еще 1,7 трлн рублей намереваются потратить на строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, и сам факт выделения ВСМ в отдельную статью показателен, поскольку еще недавно обсуждалось, не логичнее ли развивать их как неотъемлемую часть единой сети железных дорог. Еще три направления работы в рамках транспортного нацпроекта – реконструкция аэродромов (почти 350 млрд рублей), морских портов (более 330 млрд) и развитие внутренних водных путей (свыше 120 млрд).
Отмечается, что проект еще в стадии обсуждения, поэтому цифры не окончательные, и даже могут появиться новые направления, например, связанные с развитием общественного транспорта. Но все же очертания нового нацпроекта прояснились.
Первый и главный вывод – власти всерьез берутся за транспортную инфраструктуру, не жалея средств и устанавливая очень сжатые сроки. Шесть лет, о которых говорят как о периоде финансирования, – это не намного больше, чем советская пятилетка, поэтому и темпы вывода транспортной отрасли страны на современный уровень сравнимы с темпами индустриализации. Но такие темпы до сих пор были возможны только в рамках мобилизационной экономики и уж точно требуют госпланирования, хотя бы в рамках нового нацпроекта.
Сжатые сроки, конечно, повышают цену реализации проекта. К примеру, придется заметно увеличить выпуск рельсов, и сделать это надо будет в условиях возросшего спроса на металл, связанного с запросами оборонной промышленности. Хотя, поскольку железнодорожная часть нацпроекта будет профинансирована в основном за счет внебюджетных источников, то повышение себестоимости может быть покрыто за счет повышения тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. И это вполне приемлемая экономическая логика, поскольку строительство новых железнодорожных путей в любом случае оплатим мы сами – либо всем миром из бюджета, то есть из налогов, сборов, штрафов, либо это сделают непосредственные потребители услуг, включая пассажиров.
Главные же вопросы, на которые пока не прозвучало ответов, связаны с целесообразностью практически одновременного строительства новых железных дорог на всех четырех основных направлениях. Пока сообщается, что суммарная провозная способность на Восток увеличится со 180 млн тонн в 2024 году до 210 млн тонн в 2030-м. Подходы к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) смогут пропускать не 125 млн тонн грузов, как сейчас, а 152 млн тонн. По коридору Север – Юг можно будет перевозить вместо нынешних 8 млн аж 20 млн тонн. Больше всего нарастят возможности перевозок к портам Северо-Запада (ПСЗ), которые в этом году составляют 145,6 млн тонн, а за шесть лет увеличатся до 220 млн, то есть превзойдут даже Восточное направление. И это понятно, поскольку в планах форсированное развитие перевозок по Северному морскому пути, а в общий объем подходов к ПСЗ включаются перевозки не только к портам Балтики (по плану 175 млн тонн в 2030 году), но и к Мурманску (в плане 45 млн тонн).
Поясним, что и грядущее строительство ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга обусловлено не только заботой о пассажирах, но и необходимостью полностью освободить для грузового движения Октябрьскую железную дорогу.
Однако, если быстрое и дорогое развитие этого направления, как и путей на Восток, не вызывает сомнений, то вопросы значительных инвестиций в расширение возможностей перевозок к Балтийским портам и портам АЧБ, конечно, возникают с учетом происходящего не по нашей вине на Балтике и Черном море.
Что же до места Нижегородской области в новом нацпроекте, то оно связано и с прохождением по территории региона трассы Москва – Казань, и с намечающимся строительством ВСМ от столицы до Нижнего. Разумеется, хорошие объемы заказов светят предприятиям металлургии, выпускающим рельсы и подвижной состав. Отметим, что при планировании развития внутренних водных путей уже учитываются инициативы губернатора Глеба Никитина по организации транспортного сообщения по Волге. Есть здесь и место развитию грузового пароходства. Но как конкретно выглядит эта часть транспортного нацпроекта, пока не уточняется.
Региональная тема – нижегородские предприниматели задали губернатору Глебу Никитину актуальные вопросы на ежегодной встрече
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Состоялась очередная встреча губернатора Глеба Никитина с нижегородским предпринимательским сообществом "Вопросы бизнеса: открытый диалог". Я всегда с интересом слежу за такими мероприятиями, и поэтому не пропустила еще ни одной такой встречи. Я считаю, что это очень полезная идея, как для бизнеса, так и для власти.
В начале встречи губернатор озвучил достижения нашей области за 2023 год. Цифры роста поистине впечатляющие. Во многих отраслях экономика региона демонстрирует рост, существенно превышающий среднероссийский. Это не может не радовать. Губернатор отметил, что предприниматели находят новые ниши для своего развития, и это развитие направлено на работу в реальном секторе экономики – обрабатывающие отрасти (машиностроение, станкостроение), новые технологии, сельское хозяйство. Достаточно много внимания губернатор уделил так же подготовке новых кадров, строительству айти-кампуса и внедрению бережливого производства. Ну, и, конечно, любимой теме – развитию туризма. Кроме того, отметил, что Нижний Новгород уже скоро будет одной из столиц саммита БРИКС. Приятно отметить, что за достигнутые результаты губернатор поблагодарил бизнес и выразил надежду на дальнейшее развитие.
Интересным мне показался момент, когда губернатор попенял нижегородским предпринимателям, что он три года назад предупреждал о предстоящей нехватке отелей и гостиниц в регионе и призывал инвестировать в строительство таких объектов, но бизнес в целом не внял рекомендациям, а теперь мы имеем существенный дефицит гостиничных номеров, высокие цены и невозможность принять желающих туристов. Кстати, это действительно так. Мой знакомый из Москвы, приехав к нам в командировку, был сильно удивлен ценами на отели, особенно в центре Нижнего, даже по сравнению со столичными.
Ну, и, наконец, губернатор ответил на вопросы присутствующих предпринимателей. Вот здесь мне хотелось бы отметить следующее. Я из года в год присутствую на таких мероприятиях. И если в самом начале можно было констатировать, что ряд вопросов отказывался сюрпризом для губернатора или его команды, показывая слабые места именно в работе власти, требовалось уточнение, разъяснение либо прямое вмешательство губернатора, то сейчас практически каждый вопрос уже в той или иной степени проработан командой, и имеются пути решения. А вот мои любимые предприниматели меня уже не первый раз заставляют задуматься о том, насколько низка у нас культура публичного общения. В зале присутствовало не менее 500 человек – бизнесмены, руководители ресурсоснабжающих организаций, силовики, депутаты, - но, к сожалению, сформулировать свой вопрос, обозначить проблему (свою или системную) так, чтобы это было четко, быстро, понятно как залу, так и ответственным работникам, которым предстоит участвовать в разрешении ситуации, способен далеко не каждый. Длинные предыстории (порой от сотворения мира), размытые формулировки, картинные паузы, длительные расшаркивания заняли, как мне показалось, значительное количество времени, которое могли быть потратить более продуктивно. Кроме того, ряд вопросов вообще не к губернатору либо ввиду того, то проблема лежит в плоскости федерального законодательства, либо в силу иных объективных причин. Потому у меня есть пожелание к нашим предпринимателям – учиться формулировать запросы. Это поможет не только на встрече с губернатором, но и в бизнесе в первую очередь.
Напоследок добавлю следующее. У меня создалось впечатление, что команда губернатора в этот раз была больше готова к встрече, чем бизнес. Это совсем не значит, что у бизнеса не осталось проблем. Это значит, что общение от простого озвучивания проблем или претензий переходит на более серьезный, конструктивный уровень, результатом которого станут очередные достижения нашего региона, и в этом заинтересованы обе стороны – и власть, и бизнес.
Муниципальная тема — в районах и городах области продолжается "Месячник по благоустройству"
Политолог Владимир Хрыков: Комиссия Гордумы Нижнего Новгорода по городскому хозяйству 17 апреля рассмотрела вопрос о месячнике по благоустройству. И, вследствие этого, хочется процитировать один известный фильм, в котором герой сказал: "каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню". Те, кто смотрел фильм, вероятно поймут о чем я, так как каждую весну, как я вижу ситуацию, по всей Нижегородской области происходит одно и тоже, а ответа на вечные российские вопросы: кто виноват и что делать? – нет.
Смотрим на действия чиновников и депутатов: замглавы города Антон Максимов ответил, что мэрия пытается бороться с регоператором; депутат Владимир Аношкин отметил, что работы действительно ведутся; депутат Руслан Станчев спросил, как обстоит обстановка с кадрами муниципальных учреждений, которые занимаются очисткой города; депутата Николая Сатаева заинтересовал вопрос техники; руководитель НРО партии "Справедливая Россия" Татьяна Гриневич призывает на субботник в Советском районе; депутаты Гордумы пойдут убирать Гребной канал. Мэр Нижнего Юрий Шалабаев тоже отметится с граблями в руках. Ну, и так далее. Прямо ярмарка заботы!
Стоит вспомнить еще один советский фильм, который назывался: "У семи нянек, дитя без глазок". А великого писателя Салтыкова-Щедрина даже вспоминать не буду, но рекомендую его прочитать. Если я скажу, что такой круговорот происходит каждый год, то вероятно не ошибусь, а если и ошибусь, то не сильно.
В чем же причина, что опять мусорные мешки, опять виноват регоператор и, конечно, потом будут виноваты граждане, поскольку мусорят и не желают бесплатно убираться. Все это ясно, понятно и, к сожалению, очень печально. В чем же могут быть причины?
Мне кажется, что обсуждая вполне земную тему благоустройства на муниципальном уровне, стоит затронуть как раз проблемы культуры и справедливости нашего общества. Ведь много лет российское общество и власть говорила о неких ценностях капитала, говорила о неких успешных людях, успех которых выражается в деньгах. И вот мы получаем то, что раньше такой острой проблемой не было. Например, субботник возле дома являлся вполне нормальным явлением. Да люди ворчали всегда, ругались соседи: кто когда убирался и сколько, но в целом все выходили и прибирались. Сейчас у нас платы в ТСЖ, региональным операторам и т.д. и т.п. Народ видит, какими богатствами обладают люди из руководства коммунального и, так сказать, мусорного хозяйства. Естественно возникает вопрос: "где деньги, Зин?" И мне видится, что это ключевой вопрос в обществе о такой уборочной легитимности. То есть не решенный вопрос общественной справедливости мы как раз наблюдаем в такой, казалось бы, очень земной проблеме.
Я помню немного самый конец 80-х и начало 90-х годов. Когда еще была советская система экологического регулирования. Так вот, те же бутылки, бумагу, можно было сдать в каждой деревне. Советское прошлое, которое коммунистическое, по сути, презирающее наживу, имело мощную систему платы за сбор некоторого мусора: бутылки, бумага и цена было достаточно приличной. В настоящее время в России дикий капитализм, но людей призывают к бесплатной работе, а система переработки или повторного использования той же бутылки очень слаба. При этом опять мы видим, что мусоропереработчики, мусорные транзитеры – это очень богатые люди. Справедливый вопрос: от чего?
Я могу ошибаться, но мне кажется, что когда мы из года в год говорим о проблеме благоустройства весной и в целом проблеме мусора, то это уже вопрос культуры. А вопрос культуры всегда связан с вопросом справедливости и вот именно это власть, в том числе, депутатский корпус, как раз должны проанализировать и доносить до верховной власти. Возможно, именно такие примеры помогут осознать, необходимость "открытия глаз от розовой пелены" и сделать необходимые кадровые перестановки на системном уровне, вовлекая в работу профессионалов, а не "комсомольцев" и менеджеров.