Мониторинг событий недели с 13 по 17 октября от нижегородских экспертов

17 октября 2025 в 13:28
«Путин и миграционная политика, «нулевой» темп нижегородской экономики, около 100 инициатив областного центра в проекте «Вам решать!»  - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 13 по 17 октября 2025 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема — президент Путин утвердил концепцию миграционной политики России 
Иван Юдинцев, политолог:
Мониторинг событий недели с 13 по 17 октября от нижегородских экспертов

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

- Ожидаемым важным политическим событием недели стало появление «Концепции государственной миграционной политики РФ на 2026-2030 годы», которую утвердил своим указом президент России Владимир Путин. Большой резонанс вокруг этого документа понятен, поскольку все возрастающее присутствие трудовых мигрантов, в основном, из Средней Азии, стало злободневной темой для многих российских городов и регионов. И Нижегородская область в этом смысле не является исключением.

Внимание СМИ и пользователей соцсетей регулярно привлекают такие проблемы, как вызывающее поведение некоторых мигрантов, их конфликты с местными жителями, а иногда и стычки между собой, нарушение гастарбайтерами санитарных норм, в том числе в общепите, и правил дорожного движения, присутствие в некоторых школах и классах детей мигрантов, не владеющих русским языком, что создает проблемы другим ученикам и педагогам. После теракта в «Крокус Сити Холле» в марте 2024 года требования к мигрантам стали постепенно ужесточаться. Теперь граждане безвизовых стран могут находиться в России только 90 дней суммарно в течение года, а не по полгода, как было раньше. Появился реестр контролируемых лиц, приезжих обязали сдать биометрические данные в специальном приложении, а детей мигрантов принимают в школу только после сдачи теста на знание русского языка.

При этом продолжала действовать Концепция миграционной политики, принятая в 2018 году. В ней не ставилась задача повышения контроля за пребыванием мигрантов в стране, зато указывалось на необходимость трудовых мигрантов для развития российской экономики.

В новой Концепции трудовая миграция по-прежнему признается необходимой и даже говорится, что до 2030 года число приезжих работников продолжит возрастать. Но вместе с тем подчеркивается, что основным источником пополнения населения и обеспечения экономики трудовыми ресурсами должно оставаться естественное воспроизводство, а миграционная политика названа вспомогательным средством для решения экономических проблем на период сохранения дефицита национальных трудовых ресурсов.

Впервые в документе столь высокого уровня сказано, что создавать благоприятный режим для добровольного переселения надо в отношении только тех иностранных гражданкоторые способны «органично включиться в систему позитивных социальных связей». Целями объявляются увеличение числа мигрантов, разделяющих традиционные ценности, и снижение числа детей мигрантов, не учащихся в школах, для чего, по всей видимости, от малолетних гостей потребуют еще до приезда сдать тест по русскому языку.

Наконец, поставлена задача противодействовать «территориальному обособлению иностранных граждан»да и понятие «этнические анклавы» наконец-то легализовано, так что теперь об этом можно хотя бы говорить и писать.

В целом новая Концепция выражает требование навести порядок с пребыванием трудовых мигрантов в России, но по-прежнему исходит из того, что гастарбайтеры будут нужны еще, как минимум, пять лет. Верхняя граница этого периода может быть связана с ожиданием, что к 2030 году вступит в активную трудовую жизнь поколение россиян, родившихся уже после демографической ямы 1990-х, и нужда в заезжей рабочей силе перестанет хотя бы расти. 

А до того кто-то должен отвечать за гастарбайтеров. Как и требовала значительная часть общественности, в число ответственных включены работодатели, которым рекомендовано ускорить переход к целевому найму мигрантов с работой на конкретном месте на основании трудового договора, а не нанимать работников из числа самостоятельно приехавших в Россию. Анонсированы меры по повышению ответственности работодателей и снижению нагрузки на медицинскую и социальную системы в части неработающих мигрантов.

Все эти решения правильные и одобряются явным большинством россиян. Вопрос только в том, хватит ли указанных мер для поддержания порядка в мигрантской среде в течении еще пяти лет. Более действенной мерой могло бы стать реальное наказание мигрантов, нарушающих закон, но пока таких нарушителей чаще всего только высылают восвояси. Нам сейчас нельзя ссориться с соседями, приезжающими на саммиты и парады, и это тоже всем понятно. 

Утвержденная Концепция выражает именно такой политический компромисс, и делает это удачно, поскольку не вызвала явного неудовольствия в дружественных странах. Только вот удерживать мигрантов в берегах предстоит исполнителям на местах – от губернаторов до участковых уполномоченных полиции и от работодателей до школьных учителей. Насколько это будет получаться, покажут ближайшие годы.

Региональная тема —  зафиксированы «нулевые» темпы роста экономики. Власти в 2026 году не планирует финансирование новых нижегородских проектов
Мониторинг событий недели с 13 по 17 октября от нижегородских экспертов

Татьяна Лобова (фото из личного архива)

Татьяна Лобова, член совета НРО «Деловая Россия»:

- Новость о «нулевых» темпах роста экономики Нижегородской области вызвала вполне естественную тревогу. Для региона с развитой промышленной базой, научным потенциалом и активной инвестиционной политикой последних лет подобная динамика выглядит непривычной. Однако важно понимать: речь идёт не о кризисе, а о переходе в новую фазу — фазу адаптации к изменившейся экономической среде.

В последние годы регион демонстрировал стойкость — даже на фоне санкций и общефедеральных сложностей. Рост обеспечивался благодаря федеральной поддержке, инфраструктурным проектам, активной позиции бизнеса и взвешенной политике областного руководства. Но любая система имеет предел инерции. Экономика, долго движущаяся на «запасе прочности», неизбежно замедляется, когда исчерпаны возможности экстенсивного развития, а новые стимулы роста пока не сформированы.

Сегодня мы видим именно это: экономика достигла точки равновесия, требующей пересмотра инструментов развития. Губернатор Глеб Никитин справедливо отмечает влияние кредитно-денежной политики — при высокой ключевой ставке сложно говорить о доступности инвестиций и оживлении малого бизнеса. Однако есть и ещё один, не менее важный риск, о котором стоит говорить открыто: грядущие изменения в Налоговый кодекс.

Если будет принят законопроект № 1026190-8, предполагающий пересмотр целого ряда налоговых льгот, отмену пониженных тарифов, изменение порядка применения специальных режимов, то восстановление экономики в целом и региональной в частности, может затянуться. Эти новации ударят прежде всего по малому и среднему бизнесу — тому самому сектору, который является основой внутреннего спроса и занятости, особенно в муниципалитетах.

Малый бизнес — это не просто «налогоплательщики». Это локальные поставщики, сервисы, строительные компании, фермеры, ИТ-компании, которые формируют живую ткань экономики. Именно они создают ту самую гибкость, без которой невозможно оживление регионального ВРП. Если налоговая нагрузка возрастёт, предприниматели не смогут ни инвестировать, ни сохранять персонал — и тогда «нулевой рост» рискует стать отрицательным.

На этом фоне действия областных властей выглядят максимально ответственными. Приоритет — социальная стабильность. Более 60% расходов бюджета по-прежнему направлены на исполнение социальных обязательств: образование, здравоохранение, поддержку семей и участников СВО. Это не просто политическое заявление, а реалистичная стратегия. Когда экономика замедляется, поддержание базового уровня социальной защищенности — единственный способ сохранить устойчивость.

Заслуживает уважения и решение не начинать новые масштабные проекты, а сосредоточиться на завершении уже начатых — строительстве дублёра проспекта Гагарина, станций метро, ИТ-кампуса. Перенос части расходов «вправо» — это проявление бюджетной дисциплины, а не слабости. Лучше завершить начатое с гарантией качества и финансирования, чем множить долгострои.

Бюджет-2026 можно рассматривать как «бюджет устойчивости», а не роста. Его задача — сохранить социальный баланс и инфраструктурную инерцию, пока внешние и федеральные факторы не изменятся. Возможно, так нужно было поступать ещё пару лет назад. При этом региону необходимо думать на шаг вперёд: как стимулировать частную инициативу, как удержать предпринимательскую энергию, не дать ей уйти в тень или за пределы региона.

В этой связи ключевым становится вопрос налоговой среды. Если реформы, предусмотренные законопроектом № 1026190-8, будут реализованы без учёта региональной специфики, это может резко снизить активность субъектов малого предпринимательства. И тогда, как бы ни старались региональные власти, ресурсов для оживления экономики окажется недостаточно.

В конечном счёте всё упирается в доверие — между властью, бизнесом и обществом. Сегодня губернатор Никитин демонстрирует открытость, признаёт сложности, избегает громких обещаний. Это зрелая позиция. Но чтобы экономика снова начала расти, одного бюджетного баланса мало. Нужны предсказуемые правила игры — налоговые, кредитные, административные.

Именно поэтому сейчас так важно, чтобы федеральная налоговая политика не обнулила усилия регионов. Нижегородская область имеет потенциал роста: мощные университеты, инженерные кадры, активный ИТ-кластер, экспортный сектор. Всё это может стать драйвером развития — но только в том случае, если бизнес сохранит стимулы к работе «в белую» и инвестициям.

Можно сказать, что «нулевой» рост — это не поражение, а пауза перед новым этапом. Но если на эту паузу наложится дополнительное налоговое давление, бюджетные возможности региона перейдут из состояния ожидания в состояние стагнации.

Сохранение предпринимательской среды, поддержка инвестиций и разумная налоговая политика — вот те три условия, без которых не заработает ни один бюджет. А значит, сейчас особенно важно, чтобы решения федерального уровня не перечеркнули то, что годами выстраивалось внизу — усилиями бизнеса, муниципалитетов и самих нижегородцев.

 

Муниципальная тема — Около 100 инициатив предложено в Нижнем Новгороде по проекту «Вам решать!»
Мониторинг событий недели с 13 по 17 октября от нижегородских экспертов

Елена Мозгунова, фото из личного архива.

Елена Мозгунова, кандидат политических наук, доцент кафедры истории и теории государства и права НИУ Президентской академии:

- Голосование по губернаторскому проекту инициативного бюджетирования «Вам решать!» стартовало в Нижнем Новгороде. На реализацию инициатив в Нижнем Новгороде на 2026 год предусмотрено 180 млн рублей из областного бюджета. Всего было подано 96 предложений. Об этом в своем Телеграм-канале сообщил  глава города Юрий Шалабаев.
Проект «Вам решать!» - пример гражданского участия и форма прямой демократии, когда сами жители предлагают, а затем и выбирают решения, цель которых - улучшить жизнь в конкретном населенном пункте.
Предсказуемо, основные направления инициатив нижегородцев – это благоустройство парков, скверов, ремонт дорог и детских/спортивных площадок, так как это наша повседневная жизнь и то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Рост числа предложений в 2025 году относительно предыдущего года явно свидетельствует в пользу того, что проект был оценен и вызвал доверие: он не только решает актуальные проблемы, но и позволяет самим гражданам участвовать в контроле за реализацией. Также можно отметить и возрастающее доверие власти к инициативе нижегородцев, которые становятся участниками формирования бюджета и подсвечивают слабые места в инфраструктуре. 
В чем основное преимущество инициативного бюджетирования? Население само определяет то, что нуждается в ремонте, покраске, благоустройстве и др., то есть прорабатываются конкретные запросы локального значения. Кому как не самим жителям лучше знать о проблемах своего двора или детской площадки, а это то самое участие, осознанный подход и неравнодушие к жизни своей улицы, села, города, страны, что необходимо для развития гражданского общества в целом.
Проект «Вам решать!» также можно рассматривать в контексте выстраивания позитивной коммуникации власти и социума, то есть непосредственное участие населения в определении направлений расходования бюджетных средств через публичный процесс делает его справедливым (выбор проекта-победителя осуществляется голосованием), актуальным и вызывающем доверие.