"Путин и выборы, Глеб Никитин и китайские технологии, АНОшки нижегородской мэрии под критикой депутатов", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – изменения в законе о выборах президента РФ
Политолог Иван Юдинцев: Одной из самых обсуждаемых политических новостей недели предсказуемо стало внесение поправок в избирательное законодательство. Президент России Владимир Путин подписал 14 ноября два закона. Это произошло примерно за месяц до назначения президентских выборов.
Не секрет, что в нашей стране избирательное законодательство редактируют чуть ли не перед каждыми большими выборами, и за это власть уже привычно подвергается критике. Но на этот раз подобные претензии вряд ли уместны. Потому что один из законов вообще не вносит в регулирование выборов ничего нового, а только распространяет на президентские выборы те новшества, которые уже были приняты перед парламентскими выборами. Речь идет, в первую очередь, о порядке работы представителей СМИ на избирательных участках. Присутствовать на заседаниях избиркомов, в том числе, при подсчете голосов, смогут только сотрудники СМИ, работающие на основании трудового договора с редакцией. Проще говоря, за закрытые двери избиркомов пустят только настоящих журналистов, а не прочих лиц, которым кто-то выдал справку о работе по редакционному заданию. Это вполне логичная норма, препятствующая явным злоупотреблением правами журналиста, когда с удостоверениями внештатных сотрудников редакций на избирательных участках появлялись граждане, даже не собиравшиеся снимать или писать репортажи. У этих граждан были другие цели – может, и благие, но не имеющие отношения к целям и функциям СМИ. Норма оказалась настолько полезной, что уже звучат предложения распространить аналогичный подход еще и на многочисленных "военкоров", и вообще на всех, кто, не работая в СМИ на постоянной и профессиональной основе, стремится воспользоваться правами журналистов.
Другие важные нормы разрешают вести фото- и видеосъемку на избирательных участках только тем, кто имеет на это право в соответствии с законом, и запрещают снимать материалы, содержащие персональные данные, в том числе, списки избирателей. И это тоже правильно, и тоже приводит нормы избирательного законодательства в соответствие с нормами других законов.
Вводятся и дополнительные ограничения на проведение съемки на участках в воинских частях. В нынешней ситуации вряд ли надо объяснять, почему визуальная информация из воинских частей не должна свободно распространяться в СМИ и соцсетях. Хотя и теперь съемка возможна, но только аккредитованными сотрудниками СМИ и по согласованию с командиром части.
И здесь мы подходим к другой группе новаций, появление которых обусловлено обстоятельствами, возникшими в связи с СВО. Второй закон устанавливает, что голосование на федеральных выборах в регионах, где введено военное положение, возможно по итогам консультаций ЦИК с минобороны, ФСБ и главой региона. Очевидно, что на первый план выходит задача обеспечения безопасности избирателей и членов избиркомов. Этот же фактор будет учитываться и при организации голосования за рубежом, где руководители дипмиссий получили право устанавливать начало, конец и продолжительность голосования.
Как и для остальных выборов, теперь закон обязывает зарегистрированного кандидата в президенты, если у него появилась судимость, сообщать об этом в избирком. Остальные поправки носят чисто технический характер. К примеру, возможность софинансирования подготовки и проведения выборов из бюджетов разных уровней, а предельная стоимость агитматериалов, которая раньше составляла 100 рублей, теперь привязана к прожиточному минимуму.
Таким образом, содержание внесенных поправок особых нареканий не вызывает, но некоторые вопросы все же остаются без ответа. Первый и главный – для чего вообще по каждому поводу принимать отдельные законодательные нормы? К примеру, что мешало до сих пор признавать сотрудниками СМИ только штатных сотрудников? Ответ, что это было невозможно до внесения специальной поправки в закон, звучит не слишком убедительно, поскольку если гражданин со справкой, что он является внештатным сотрудником редакции, полезет не на избирательный участок, а, скажем, на стадион, то его туда просто не пустят. То есть на футболе и хоккее закон и в прежнем виде прекрасно работал, а на выборах – нет?
Еще один болезненный вопрос – срок принятия поправок. Законодатели гордо говорят, что внесли поправки заранее. Но разве за месяц до назначения выборов – это заранее? Если поправки хорошо показали себя на парламентских выборах, почему аналогичные поправки в закон о выборах президента нельзя было внести осенью 2021 года или хотя бы весной 2023-го? Принятие же поправок накануне избирательной кампании дает кому-то повод говорить об их конъюнктурном характере. Впрочем, подобные утверждения могут быть опровергнуты уже в 2026 году, если накануне следующих парламентских выборов те же депутаты не внесут в избирательное законодательство новых поправок, а решат впервые в современной истории России избраться по одним и тем же правилам два раза подряд.
Региональная тема – Нижегородская область принимает участие в крупнейшей технологической выставке CHINA HI-TECH FAIR
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Новость на самом деле прекрасная. Особенно в плане того, что в Нижегородской области активно развиваются IT-технологии. Это и исторически обусловлено, ведь именно в ННГУ открылся первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики в 1963 году. И я горжусь, что являюсь выпускницей этого факультета. А основателем факультета ВМК был профессор Юрий Исаакович Неймарк, чье имя сейчас и носит ИТ-кампус.
Я уже когда-то говорила, что основная цель и задача создания кампуса – это не только создание условий для обучения IT-специалистов, но и создание для них высокотехнологичных рабочих мест здесь, у нас в Нижнем Новгороде.Кроме того, не могу не отметить, что в последнее время у нас как в стране в целом, так и в Нижегородской области, наметились положительные тенденции, направленные не просто на финансирование научных или образовательных проектов, а на симбиоз науки, образования и промышленности. То есть, существенное внимание уделяется применению научных разработок именно в промышленности региона. Я хочу выразить уверенность в том, что наши нижегородские научные и образовательные организации не подведут.
Но я, с одной стороны, хочу немного попенять тем чиновникам, которые ранее либо не замечали, либо активно поддерживали иностранные IT-компании, работавшие на территории нашей страны, и при этом данные компании при наступлении определенных обстоятельств быстро свалили и потянули за собой тысячи специалистов. Ведь было понятно, что наши вузы выпускают тысячи уникальных специалистов, которые работают отнюдь не на ВВП России, а просто являются рабочей силой для иностранных высокотехнологичных компаний.
Участие Нижегородской области в такой выставке – показатель того, что мы находимся на передовой развития современных технологий. Именно поэтому наш губернатор активно продвигает проекты, направленные на достижение технологического суверенитета страны: IT-кампус, ИНТЦ "Квантовая долина", Нижегородский образовательный центр и другие. Прогресс не стоит на месте, и сейчас уже всем очевидно, что будущее – именно за высокими технологиями.
Я уверена, что сотрудничество с китайскими компаниями будет развиваться на взаимовыгодных началах. Пример того, каких успехов достигли китайские IT-компании за последние 10 лет, надеюсь, вдохновит наших специалистов, а совместная работа и обмен опытом позволит совершить новые прорывные открытия в области современных технологий.
Муниципальная тема - мэрия Нижнего Новгорода создает очередную АНО, депутаты Гордумы крепко сомневаются, но пока голосуют "за"
Политолог Владимир Хрыков: Администрация Нижнего Новгорода намерена создать АНО "Центр международного сотрудничества и туризма". Это еще одна автономная некоммерческая организация, созданная для реализации задач городского управления.
В настоящее время наблюдается рост государственного участия в исполнении различных функций в стране, в том числе, на муниципальном уровне. АНО, видимо, выбрана как наиболее удобная форма для таких решений.
АНО – не инновация Нижнего Новгорода, это федеральные веяния. Например, можно вспомнить АНО, попечительский или наблюдательный совет которых возглавляет лично президент России, например, "Россия – страна возможностей" или "Агентство стратегических инициатив". Но вопрос в том, нет ли дублирования функций у АНО, и все ли задачи стоит выполнять муниципалитету, под которые он создает АНО?
Значимость "Центра международного сотрудничества и туризма" не совсем понятна для города, если в Нижегородской области создано два министерства: туризма и международного сотрудничества, что в этом случае будет делать эта АНО, явно по статусу нижестоящая министерств и явно не способная быть наполнена деньгами и кадрами такого размера и уровня, чтобы осуществлять самостоятельные международные контакты. Такое АНО могло бы быть создано на федеральном уровне, но даже на уровне региона оно, скажем так, вряд ли бы стало сильным, если только этот регион не Москва. Но, напомню, что на федеральном уровне есть государственное агентство Россотрудничество, которое собственно и занимается всеми этими вопросами и представители Администрации Нижнего Новгорода могут туда обратиться за помощью в реализации их идей и проектов, если таковые есть.
Проблему подтверждает и еще одна новость этой недели, что дефицит бюджета Нижнего Новгорода в следующем году, как минимум будет – 2,44 млрд рублей.
Несколько лет назад мне рассказывали, как в администрации распределяли сахар по подшефным муниципальным управленческим организациям для пользования сотрудниками, деля на граммы (даже не по килограмму) на объект в целях экономии. Конечно, рассказ очень юморной и было бы смешно, если б это не было, так грустно. Как понять управленческую логику мэрии, ясно: создают и экономят, так может быть можно вообще без создания некоторых управленческих контор?
Возможно, в ситуации снижения бизнес-процессов, близкие к администрации люди, так формируют рабочие места "для своих" с гарантированной зарплатой, пусть и не самой высокой, хотя все относительно.
В любом случае, мне кажется, что администрации стоило бы более аккуратно подходить к формированию самостоятельных некоммерческих организаций, работающих за счет городского бюджета, поскольку проблемы в системе управления городом налицо, а постоянный рост дублирования функций не дает дополнительной управляемости городу. Возможно свое слово скажет прокуратура. И если глава города Юрий Шалабаев по образованию финансист, то такие вещи он бы должен понимать.