"Новый нацпроект, рост ТОР "Володарск" и экономики региона, ввод станций снеготаяния в Нижнем Новгороде отложен", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий уходящей недели. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Владимир Путин предложил новый национальный проект
Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института проблем социального управления Андрей Самсонов: На уходящей неделе Владимир Путин предложил правительству до конца года сформировать и обеспечить запуск еще одного национального проекта – для обеспечения технологического суверенитета по развитию современных технологий сбережения здоровья.
В основе предложения лежат несколько как явных, так и латентных факторов, превращающих заявленную проблематику в одну из базовых для государства в ближайшее десятилетие. Пока правительственная программа еще не сформирована, имеет смысл кратко остановиться на этих причинах, начав с объективных.
Во-первых, это итоги другого нацпроекта – "Здравоохранение". Его реализация полностью изменила систему организации и управления в сфере, ввела новые стандарты, обеспечила техническое переоснащение. Однако та же пандемия коронавируса выявила ряд вопросов, которые в прежнем нацпроекте оказались не решенными. Это довольно длинный перечень, начинающийся с явно недостаточной численности младшего и среднего медперсонала и нехватки квалифицированных кадров для работы с высокотехнологичным оборудованием там, где оно появилось. Или явный недостаток мест в стационарах. Вскрывшаяся совокупность этих проблем требует решения, в первую очередь, кадрового. Именно недостаточная оплата труда стала основной причиной кадрового дефицита, что и предлагается исправить в первую очередь.
Во-вторых, собственно пандемия. В отличие от блогеров-скептиков, в системе здравоохранения достаточно быстро осознали все последствия нового вирусного заболевания для здоровья. И тезис о сбережении здоровья – это о необходимости усилении профилактических и реабилитационных возможностей системы.
В-третьих, внешнеполитические факторы. Большая часть установленного в рамках предыдущего нацпроекта оборудования, также как и наиболее эффективных препаратов, не имеют промышленных отечественных аналогов. Есть научно-технические решения, есть перспективные решения, но отсутствует не только массовое производство всей необходимой номенклатуры лекарств и оборудования, но и соответствующей нормативно-правовой базы для испытания собственных разработок. В условиях санкций и общей нестабильности мировой экономики и торговли, это превращается в одну из ключевых угроз национальной безопасности.
В-четвертых, ставшая уже "притчей во языцех" демографическая проблема. Вне зависимости от того, насколько успешным будет ее решение, в ближайшие 20 – 30 лет страна будет испытывать регулярный дефицит квалифицированной рабочей силы. Сохранение максимальной трудоспособности населения, и особенно людей старше 50 – 60 лет, из этической и морально-нравственной проблемы превращается в социально-экономическую потребность. Качественная медпомощь и доступность современных лекарств – одно из важнейших условий решения этой задачи.
Пятый фактор представляет собой смесь субъективных и объективных обстоятельств. Это общественное мнение, которое в последние десятилетия выдвинуло проблему качественной медицинской помощи на передний план, превратив ее доступность в одно из базовых условий социальной справедливости в обществе.
Вот несколько цифр по Нижегородской области, наглядно демонстрирующих роль здравоохранения в общих представлениях населения о власти. В декабре 2023 года в рейтинге проблем, вызывающих наиболее сильные опасения населения, "заболеть и остаться без необходимой медицинской помощи" было на третьем месте (39,8%), уступая лишь вездесущей инфляции и опасениям, связанным с военными конфликтами. И опережая даже "страх" остаться без работы и средств к существованию. На вопрос "Предположим, что Вы серьезно заболели. Как Вы считаете, сможете ли Вы получить качественную медицинскую помощь в государственной больнице (поликлинике)?", 60,3% опрошенных жителей ответило положительно. И здесь необходимо отметить, что среди тех респондентов, кто считает современное российское общество несправедливым, "страх" заболеть находится на втором месте (46,6%), а вот уверенность в доступности квалифицированной медпомощи в госучреждении существенно ниже. На нее рассчитывает только 25,4% этой группы.
Безусловно, у предложения Путина есть и социально-электоральный контекст. Очень характерная для действующего президента публичная демонстрация того, что власть видит социальную проблему и намерена ее решить. И акцент на социальной справедливости в тезисах, формулирующих задачу правительства, отнюдь не случаен.
Региональная тема – расширение ТОР "Володарск" на фоне роста экономики региона
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: В конце прошлой недели Глеб Никитин сообщил о рекордном росте экономики Нижегородской области в 2023 году, а на этой неделе стало известно о расширении ТОР "Володарск".
Новости об успехах в развитии региона не могут не радовать. Радуют промышленники, предприниматели, научные работники, которые использовали ситуацию с санкционным давлением в конструктивных целях, чтобы развивать собственное производство, науку и иные отрасли. Как коренная нижегородка хочу отметить, что это обусловлено еще и исторически, поскольку наш регион всегда имел значительный промышленный и научный потенциал. Поэтому я считаю, что и дальше следует делать ставку в первую очередь именно на науку и отрасли реального сектора экономики, которые являются основой экономического развития любого государства.
Безусловно, промышленному развитию региона способствует и политика государства в части различных льготных налоговых режимов, и в частности на территориях опережающего социально-экономического развития. Следует понимать, что на ТОСЭР применяются нулевые ставки по имущественному и земельному налогу, а так же льготная ставка по налогу на прибыль. При этом львиная доля выпадающих доходов от налоговых преференций приходится на региональный и местный бюджеты. Поэтому, с одной стороны, региону выгодно развивать ТОР, а с другой стороны, это должен быть проверенный стратегический расчет, направленный на то, что в будущем развитие производства позволит значительно пополнить региональный бюджет.
На неделе рабочая группа при правительстве РФ одобрила расширение ТОР "Володарск". Планируется, что на присоединенной территории смогут разместиться пять резидентов, готовых суммарно вложить около 3 млрд рублей и создать 600 рабочих мест. Не сомневаюсь, что документ будет одобрен председателем правительства.
Так же хочу напомнить, что сама идея создания ТОР и размещения их в моногородах направлена на то, чтобы люди оставались жить на исторической родине, а не уезжали в поисках "лучшей жизни" из-за отсутствия инфраструктуры и рабочих мест.
Бесспорно, необходимость ТОСЭР в нашей стране как никогда актуальна. Но чтобы достичь успешной реализации проектов, необходимо учитывать особенности и специфику регионов, а также совершенствовать суть, эффективность и направленность законов не только в отношении крупного бизнеса, но и всех форм предпринимательства, в том числе малого и среднего, которое может способствовать созданию комфортных условий для населения и повышения его социальной активности. Следует отметить, что в мире имеется довольно обширный положительный опыт по созданию ТОСЭР. В различных странах наличие ресурсов, экономических моделей, специфика построения культурных, ценностных, социальных и иных ориентиров имеют свои отличия. Поэтому слепо копировать мировой опыт было бы стратегической ошибкой.
Я хорошо помню, как в 90-е годы под лозунгом интеграции в мировую экономику уничтожали наши промышленные предприятия и производственные технологии, закрывали научные институты, банкротили оборонные заводы, а на месте некоторых заводов открывали торговые центры с импортным товаром. Вместо того чтобы совершенствовать свои технологии, делалась ставка на зарубежные. К чему привела такая политика, сейчас мы можем наблюдать, что называется, "в прямом эфире". И меня очень радует, что попытки воздействовать на нашу страну путем санкций не имеют успеха.
И, как всегда, хочу выразить надежду, что меры, принимаемые нашим государством и руководством области по промышленному и научному развитию региона, не будут носить временный характер, нацеленный лишь на преодоление временных трудностей, связанных с санкционным давлением, а будут последовательны и планомерны.
Муниципальная тема – ввод станций снеготаяния в Нижнем Новгороде откладывается
Политический обозреватель Александр Марков: Зима 2023-24 года выдалась в регионе снежной. До весны остается две недели, но серьезные снегопады бывают и в марте. Еще осенью проблема с вывозом и "утилизацией" снега не была для Нижнего Новгорода очевидной. К началу зимнего сезона в городе должны были ввести две станции снеготаяния по концессиям с ООО "Чистые улицы Поволжья" (ЧУП). Стоимость вложений – почти 500 млн рублей при предельной плате концендента около 3,5 млрд до 2042 года.
Компания не оправдала своего названия, и улицы Нижнего Новгорода оказались недостаточно очищенными от снега. При этом один из проектов в ноябре только прошел госэкспертизу, то есть строительство даже не начиналось. Между концессионером и концедентом случились разногласия, которые они решили разрешить в суде.
При этом ЧУП в иске заявляет требования установить новый срок строительства и запрете штрафовать себя за просрочку. Исковые требования в такой формулировке мог придумать только чиновник, потому что они направлены на то, чтобы освободить чиновника от ответственности. Если просто согласовать новые сроки и еще не штрафовать за просрочку, то это явная коррупционная составляющая, а если это решит суд, то это уже просто исполнение решения суда. Это весьма распространенный метод легализации чиновничьих решений с потенциальной коррупционной составляющей или с банальной безответственностью и не компетентностью.
Но во всей этой игре что-то пошло не так. То ли различные кабинеты "серого дома" не договорились между собой, то ли суд оказался принципиальным, но суд отказал компании "ЧУП" в обеспечительных мерах, и мэрия продолжает начислять просрочку.
Администрация со своей стороны тоже подала иски, требуя от концессионера построить станции. А вот интересно, были ли предусмотрены в концессионном договоре обеспечительные меры для реализации концессии? И если нет, кто их забыл внести? Ведь в этом случае муниципалитет остался хоть и без станций снеготаяния, то хотя бы с маржой, да и за концессионером не пришлось бы бегать. В общем не понять простому обывателю глубокую чиновничью мысль, а снег и ныне там.
Какой вывод можно сделать с точки зрения местной "большой политики"? Мэрия, как социальный организм не просто не едина, а фрагментирована. Коридоры и кабинеты "серого дома" живут каждый своей жизнью. Чиновникам чуждо понятие "ответственности", хотя за два года новой реальности в стране можно было понять, что спросится с каждого. Социально значимые задачи за рамками коррупционного взаимодействия, мягко сказать, решаются со скрипом. То есть, для решения важной проблемы, с высокой степенью вероятности, требуется наличие в ней конкретного интереса у конкретного чиновника. Мэрии муниципальных образований по темпам изменений существенно отстают от того, что происходит в федеральном и областном правительствах. Именно поэтому в ближайшее время именно муниципальные чиновники вероятно станут фигурантами громких "дел". Силовики умело соблюдают баланс справедливости. История с экс-главой Ленинского района и его зама или с руководством "Теплоэнерго" тому подтверждение. И, говоря об этой тенденции, мы имеем ввиду даже не только Нижний Новгород, а еще иные города страны. Правила игры в стране меняются, а местные чиновники не успевают и не хотят это осознать.