«Ограничения Telegram и WhatsApp, честные выборы в регионе, нижегородские муниципалитеты в Беларуси» - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 11 по 15 августа 2025 года. ИА «Нижний сейчас» и нижегородские эксперты продолжают анализировать главные федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема — работа Telegram и WhatsApp ограничена в России

Вадим Попов, фото из личного архива.
Вадим Попов, политолог:
- Прошедшая неделя ознаменовалась резонансным, если не репрессивным решением властей ограничить звонки в зарубежных мессенджерах Telegram и WhatsApp. Официальная версия - борьба с мошенниками, хотя вначале вбрасывалась информация, что это замысел мобильных операторов, желающих заработать на повышении доли обычных звонков. Между тем ситуация такова, что звонки в привычных для россиян мессенджерах блокируют для того, чтобы подстегнуть население перейти в отечественный мессенджер MAX. Действительно, когда телефон не работает и интернет–звонок не грузится, человек, не задумываясь, ухватится за тот инструмент, который эффективен в текущих условиях. А там и привыкнет. То есть теоретически задумка понятна. Но на практике, как всегда, все не так уж и гладко. Переброс россиян в мессенджер MАХ путем начавшейся блокировки WhatsApp уже сопровождается общественным недовольством. Оно и понятно - люди лишаются привычных каналов коммуникации: домовых и школьных чатов, личной и деловой переписки. Для кого-то WhatsApp и вовсе является незаменимым инструментом для бизнеса.
При этом MAX пока находится в режиме бета-тестирования, который, по-хорошему, вообще должен проходить вне публичного поля. То есть полный функционал мессенджера сейчас доступен лишь избранным (и это уже дает определенный негатив в отношении к нему), но самое главное - если россияне сейчас массово начнут пробовать пользоваться новым мессенджером, то платформа просто обвалится. Человек заходит - и видит сырую платформу с ограничениями, тем самым первый уникальный пользовательский опыт идет насмарку. Нужно понимать, что сейчас возможность создавать те же каналы дана отдельным чиновникам, депутатам, губернаторам и избранным экспертам и на начальном этапе живых подписчиков у этих каналов попросту не будет, что породит информационный вакуум. MАХ какое-то время станет корпоративной площадкой. Но лишь на время. Со временем все больше граждан будут вынуждены перейти на него, сталкиваясь с проблемами связи. К выборам в Госдуму в 2026 году процесс концентрации пользователей на MАХ будет окончательно завершен, что ознаменует полную управляемость информационным пространством.
И последнее. Важно понять, что отечественный мессенджер - нужен. Это вопрос цифровой национальной безопасности. Но почему его внедрение в массы должно сопровождаться блокировкой конкурентных платформ? Не лучше ли, если уж так хотите раскрутить MАХ, сделать его более удобным, более безопасным с точки зрения защиты от мошенников. Тот же Telegram-то тут причем? Все разговоры о его уязвимости - не более, чем уловка пропагандистов. На минуточку - им наши военные пользуются. Кто может дать гарантии, что в MАХ не будет мошенников, что его не взломают западные спецслужбы? На примере Аэрофлота мы увидели, что это возможно. Предлагаю инициаторам переформатирования информационного пространства России предоставить людям выбор и не стараться разрушать самое дорогое - связи граждан с родственниками и друзьями. О MАХ россияне еще толком не знают, чтобы туда перейти и звонить там. А проблемы со звонками в Telegram и WhatsApp уже есть. Зачем будоражить страну в условиях СВО и экономической турбулентности? Не стоит.
Региональная тема — партии договорились с Общественной палатой региона о честных выборах

Сергей Судьин, фото из личного архива
Сергей Судьин, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского:
- 11 августа состоялось подписание соглашения о сотрудничестве Общественной палаты Нижегородской области и региональными отделениями политических партий, выдвинувших своих кандидатов на выборы, которые пройдут уже в следующем месяце.
Интерес к данному факту, свершающемуся на регулярной основе на протяжении уже нескольких избирательных кампаний, тем не менее, весьма высок, что обусловлено целым рядом обстоятельств. Прежде всего, подобная консолидация партийной активности всех сторон политического спектра отражает понятную необходимость тщательного соблюдения выборных процедур. Этим объясняется явное нарушение логики избирательного процесса с присущей ему партийной конкуренцией и перетягиванием одеяла на себя. Понятно, что днями голосования и подсчетом результатов выборные процедуры не ограничиваются, а значит, соглашение де-факто охватывает значительно больший временной промежуток и регламентирует больший набор активностей, сопровождающих избирательный процесс. Отбор будущих наблюдателей, их обучение, распределение по участкам, взаимодействие с ТИКами – это требует и сил, и средств, и времени.
Второй момент заключается в том, что данное соглашение подает пример консолидации различных институтов гражданского общества – в нашем случае, политических партий и Общественной палаты. Это необходимо трактовать, как активизацию гражданского сознания и самосознания, усиление роли гражданского общества в политическом процессе. Институт наблюдателей в современном виде – это блестящий пример гражданского контроля за процедурой юридической чистоты от которой зависит очень многое.
Схожесть предвыборных программ большинства партий, фактически одинаковое понимание ими проблем и путей их решения в значительной степени смягчают остроту политической конкуренции. Но в этих вроде бы «лайтовых» условиях именно процедура проведения выборов оказывается основной мишенью для возможной дискредитации избирательного процесса и его результатов. Подключение к контролю представителей общественности – главных бенефициаров избирательного процесса – гарантия недопущения процедурных искажений и поводов усомниться в легитимности итогов выборов и, в конечном итоге, тех политических субъектов, от которых будет зависеть наша жизнь.
Муниципальная тема — более 20 нижегородских муниципалитетов участвуют в Съезде малых городов в Республике Беларусь

Эрадж Боев. Фото из личного архива.
Эрадж Боев, доцент кафедры международной журналистики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова:
- Итоги IV Съезда малых городов Гродненской области Беларуси и Нижегородской области России в белорусском городе Мосты демонстрируют активную вовлеченность нижегородских муниципалитетов в проблематику международного сотрудничества. В мероприятии участвуют представители более 20 муниципальных образований Нижегородской области, которые непосредственно взаимодействуют со своими белорусскими коллегами в рамках мероприятий Съезда в различных районах Гродненской области. Следует отметить, что Беларусь для Нижегородской области выступает безусловным лидером по количеству заключенных соглашений о сотрудничестве на региональном и муниципальном уровне. Помимо Гродненской области, партнерами региона также являются Минская, Брестская и Витебская области. Побратимом Нижнего Новгорода является Минск, Арзамас поддерживает связи с 4 белорусскими муниципальными образованиями, Большеболдинский и Вачский округа – с двумя, еще десять нижегородских муниципалитетов имеют по одному белорусскому партнеру. Высокий уровень отношений Нижегородской области с Беларусью нашел свое выражение в том, что в июне 2025 году отделение Посольства Республики Беларусь в Нижнем Новгороде было преобразовано в Генеральное консульство.
Съезды малых городов Нижегородской и Гродненской областей на регулярной основе проводятся с 2022 года. За это время их работа поспособствовала существенному росту товарооборота между регионами. По данным Генерального консула Российской Федерации в Гродно Феодосия Владышевского в 2024 году он составил 51 млн долларов, а за первые шесть месяцев 2025 года – 27,4 млн долларов. Укреплению взаимного сотрудничества также помогает секционный формат проведения съездов, в соответствии с которым представители профильных структур органов государственной власти и местного самоуправления обсуждают совместные проекты в таких сферах, как экономика, промышленность, туризм, молодежная и кадровая политика, аграрно-промышленный комплекс. По итогам работы секций разрабатываются и заключаются двусторонние соглашения между муниципальными учреждениями двух стран. Все это способствует укреплению всесторонних связей России и Беларуси и взаимному социально-экономическому развитию российских и белорусских регионов.
Завершение работы Съезда малых городов Нижегородской и Гродненской областей совпало с еще одним важным событием – началом работы Международного форума «Города-побратимы и партнеры». Данный форум традиционно проводится в Нижнем Новгороде с 2001 года. 14 августа 2025 года состоялось открытие третьего по счету форума, который проводится в преддверии Дня города. Участие в нем принимают представители зарубежных и российских муниципалитетов, в том числе главы администраций и представительных органов власти Сухума (Абхазия), Минска, Витебска (Беларусь), Нови-Сада (Сербия), Восточного Сараево (Республика Сербская в Боснии и Герцеговине), Бендер (Приднестровье). Впервые участие в форуме принимает делегация из города Кермана (Исламская Республика Иран) во главе с мэром города Мохсеном Тойсеркани. В рамках работы форума предполагается обсуждение вопросов взаимного сотрудничества, а также подписание новых соглашений о партнерстве. При этом представители делегаций активно взаимодействуют с своими нижегородскими коллегами в рамках профильных направлений сотрудничества. Например, иранская делегация в рамках своего пребывания в Нижнем Новгороде посетила Нижегородский государственный лингвистический университет, ранее заключивший соглашение о научно-образовательном сотрудничестве с Университетом Шахида Бахонара в Кермане.
В целом необходимо отметить, что эффективное развитие международного сотрудничества муниципалитетов Нижегородской области является результатом слаженной работы регионального правительства и органов местного самоуправления. Это позволяет региону успешно встраиваться в общефедеральную повестку, связанную с удержанием и укреплением позиций России на международной арене, и обеспечивать развитие экономических, научно-образовательных и культурных связей региона с зарубежными партнерами.