"Путин и русский язык, новая демографическая программа для нижегородцев, "золотая молодежь" у власти Нижнего Новгорода", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Владимир Путин меняет закон о государственном языке
Политолог Иван Юдинцев: Президент России подписал закон, содержащий положения о запрете необоснованного использования иностранных слов. Теперь в законе "О государственном языке РФ" появятся нормы, запрещающие употреблять иностранные слова, если у них есть общеупотребительные русские аналоги. Это требование придется соблюдать в государственных документах, в публичной речи чиновников, в документообороте любых организаций и при взаимодействии с потребителями товаров и услуг.
По мнению законодателей, проблема назрела. И действительно, иностранные заимствования вливаются в нашу речь таким широким и быстрым потоком, что порой сложно уследить за такими пришельцами. В профессиональном сленге зачастую просто употребляется калька англицизмов, будь то язык айтишников, финансистов, маркетологов и прочих отраслевых сообществ. Еще хуже, что подобное происходит и с языком управленцев, называющих себя менеджерами. И совсем плохо, что подобные словечки заполонили язык чиновников, а вместе с ним и документы. Теперь сотрудникам аппаратов, видимо, придется все-таки вместо "активностей на локациях" включать в план "действия на площадках", и вместо "тайминга" указывать "время проведения мероприятия".
Проблема, однако, в том, что выполнять новые требования предстоит все тем же чиновникам, которые очень хорошо умеют переваривать все хорошее и правильное, не сделав по сути ничего. Тем более, что сам закон пока представляет собой скорее политическую декларацию, поскольку еще не определены механизмы контроля за его исполнением, не установлена ответственность за нарушение вступающих в силу норм, и даже не совсем понятно, какие иностранные слова будут признаны не имеющими общеупотребительных русских аналогов и потому разрешенными к употреблению. Вводятся понятия нормативных словарей, нормативных грамматик и нормативных справочников, но все эти книги предстоит утвердить правительству на основании предложений комиссии по русскому языку.
В этой связи уместен вопрос, а нужна ли тогда в принципе такая вот законодательная декларация, и не лучше ли было спокойно провести большую подготовительную работу и уже после этого принимать поправки к закону о госязыке? Да, лучше было бы взять несколько лет и системно, без спешки, подготовить всю необходимую базу вместе с сообществом лингвистов, педагогов, журналистов, да еще учесть мнение уже упоминавшихся отраслевых сообществ. Но этих нескольких лет у нас нет. Время спокойной и неспешной работы ушло. Сейчас требуется реагировать на вызовы быстро и четко. В том числе, и на те вызовы, на которые надо было бы отвечать раньше.
В нынешней непростой ситуации серьезную опасность таит форматирование сознания значительной части россиян, в особенности, молодежи, через усвоение упрощенных и заведомо неадекватных представлений о мире. Социальные психологи называют это интернализацией – некритическим усвоением индивидуальным сознанием и бессознательным внешних структур, предлагаемых в готовом виде. Проще говоря, свойственные русскому языку наименования, которые каждым из нас интуитивно усвоены с детства, заменяются иностранными словами. Это позволяет, не разрушая наших прежних представлений, отодвинуть их на второй план, а на первом плане построить на основе занесенных понятий несколько иную, подправленную картину мира. К примеру, название всего с виду нового, современного, хорошего и полезного американизмами способствует формированию представлений о преимуществах американского общества, бизнеса, науки, культуры, спорта.
Поэтому даже декларирование намерений государственного регулирования этой сферы оказывается важным политическим шагом. Это своего рода водружение флага, демонстрирующее, что федеральная власть видит проблему и собирается ее решать. Дальше предстоит огромная работа, которую придется делать быстро и, как теперь принято говорить, в мобилизационном режиме. Ближайшие месяцы покажут, насколько серьезны эти намерения власти.
Региональная тема – нижегородский министр соцполитики Наталья Исаева раскритиковала демографическую ситуацию в регионе и приступила к созданию новой демографической программы
Политолог Виктор Лысов: 27 февраля в "Доме народного единства" состоялось в некотором роде важное событие – заседание комиссии по вопросам здравоохранения, образования, молодежной и социальной политики Регионального совета и ее решение о разработке новой демографической политики в Нижегородской области.
На мой взгляд, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Прежде всего, это отчасти начало избирательной кампании губернатора, для чего и в том числе и был создан Региональный совет.
В декабре 2022 года члены Регионального совета собирались полным составом первый раз, и по итогам Глеб Никитин заявил: "Результат превзошел даже мои ожидания. Здесь родилось несколько стратегических инициатив по разным направлениям. Мы продолжим такую работу, а дальше совокупность инициатив Регсовета, по сути, ляжет в основу актуализированной Стратегии развития региона". Напомню, что во время избирательной кампании губернатора в 2018 году и была разработана Стратегия социально-экономического развития с участием жителей региона. Сейчас место жителей в процессе корректировки Стратегии, по всей вероятности, занял Региональный совет.
Полагаю, заседание комиссии по вопросам здравоохранения, образования, молодежной и социальной политики и ее решение о разработке новой демографической политики также направлены на актуализацию Стратегии. В тексте Стратегии есть целый раздел, касающийся демографической ситуации. Ориентирами существующей демографической политики должны были стать:
- численность населения в 2020 году должна составить 3 199,1 тысячи человек, в 2024 году – 3 172, 2035 год – 3 248,1;
- смертность в 2020 году должна была составить 14,5 на 1000 человек населения, в 2024 году – 12,6; 2035 год – 10,4.
На заседании комиссии, насколько мне известно, промежуточные итоги реализации Стратегии в сфере демографии не рассматривались. Однако, ситуация не выглядит благополучной. Так, по данным ГУ ЗАГС, в 2022 году младенцев-нижегородцев родилось на 8% меньше, чем в 2021 году, причем, большинство новорожденных – первенцы.
Нижегородские эксперты сходятся на том, что на демографическую ситуацию в регионе влияют в основном три фактора: близость к Москве, низкая рождаемость и недостаточная миграция. К этой группе факторов следует, по-видимому, отнести еще и те, что связаны с событиями февраля 2022 года. Они, возможно, сегодня наиболее сильно повлияют на демографическую ситуацию не только в Нижегородской области, но и во всей России. Возможно, и не только на демографическую.
Влияние фактора близости к столице устранить невозможно. Возможности регионального руководства по увеличению миграции также ограничены. Так, по данным Нижегородстата, в 2021 году в Нижегородскую область переехали 67,3 тысячи человек, тогда как 10 лет назад их было 75,7 тысяч.
В руках областного правительства, видимо, остаются лишь меры по повышению рождаемости. На заседании комиссии Регионального совета Наталья Исаева заявила: "Мы разрабатываем новую демографическую программу, направленную на улучшение ситуации с рождаемостью в регионе. Программа будет иметь конкретное практическое наполнение - перечень мероприятий, призванных максимально улучшить условия для рождения детей в Нижегородской области".
Пока трудно сказать, что будет включать "перечень мероприятий", но можно предположить с достаточно большой степенью вероятности, что речь пойдет о пропаганде семейных ценностей. В своем телеграм-канале министр, по сути, задала рамки выработки предложений, написав: "Семья или свободная беззаботная жизнь, дети или карьера… Какой неравнозначный выбор! И чаще не в пользу семьи и детей. К сожалению, так устроен современный мир. Подобное мировоззрение закладывалось в наши умы десятилетиями, целые поколения выросли на западных ценностях и иллюзиях, навязанных нам…Мы забыли наши исконно русские традиции, когда создавали большие семьи, ценили, уважали друг друга, берегли, а не разводились, потому что не сошлись характерами. Семейные узы были нерушимыми…".
Незадолго до заседания комиссии четвертым заместителем министра соцполитики был назначен экс-руководитель пресс-службы правительства области Вадим Цыганов, что, по-видимому, подтверждает версию об основном содержании мероприятий новой демографической политики – пропаганда традиционных семейных ценностей в противовес западным.
Муниципальная тема – сформирована Молодежная палата VI созыва при Гордуме Нижнего Новгорода
Политолог Владимир Хрыков: В новом составе палаты мы видим много "золотой" молодежи, которая связана родственными узами с высокими настоящими или бывшими чиновниками и деятелями Нижегородской области. Тем самым мы можем наблюдать, что молодежный парламентаризм формирует "клановый сценарий" политического управления. И поэтому я предлагаю разобраться в вопросе молодежного парламентаризма подробнее.
Молодежный парламентаризм начал развиваться в России с 1990-х годов. В 2003 году минобр России разработал рекомендации по развитию молодежного парламентаризма. На сегодняшний день молодежные парламентские структуры имеются на федеральном уровне, в большинстве регионов и муниципалитетов.
Термину "парламентаризм" дается следующее определение - это система госустройства, при которой государством на деле управляет парламент, при этом функции законодательных и исполнительных властей четко разграничены.
Мы все прекрасно понимаем, что управлять должны профессионалы, а значит, в парламент должны приходить уже сформированные, добившиеся профессионального и морального уважения люди. Как можно научить парламентаризму, для меня остается загадкой. Научить демократическим процедурам (выборам) можно, а вот парламентаризму в рамках искусственно созданного парламента невозможно.
Кроме того, если мы говорим о парламентаризме, то стоило бы говорить о выборах, которых, по какой-то причине, в молодежных палатах и парламентах нет. И тут я вижу большую нестыковку в подготовке будущих парламентариев, ведь они же должны проходить процедуру выборов. И я, когда учился в школе, помню, что в самом начале организации молодежного парламентаризма действительно процедура выборов присутствовала.
Что лично я вижу после более чем 20-летнего функционирования системы молодежного парламентаризма? Во-первых, я не вижу никакого парламентаризма. Во-вторых, я не вижу настоящих народных профессиональных лидеров, которые бы вышли из молодежного парламента. Но и как они могут вообще выйти? Предлагаю порассуждать чисто в теории: приходит школьник или студент в молодежный парламент, попадает в него через отбор, но не через выборы. Его водят по различным правительственным мероприятиям, ему поручают говорить торжественные речи, ему говорят, что он может влиять на государственное управление и знакомят с высокими чиновниками и политиками, но при этом нет ни одного механизма, который бы давал эту молодому парламентарию развивать компетенции. В итоге самооценка растет, умение договариваться ради самовыживания растет, "клановость" растет, а вот реальных компетенций не прибавляется, им просто не откуда прибавляться.
Я считаю, что молодежь должна заниматься учебной и трудовой деятельностью, но не политической. Политика – это удел состоявшихся людей с опытом и реально способных представить свое видение на государственное управление через выборы. Молодой человек не может быть готов к политическому управлению и просто пополняет запас бюрократии.
Полагаю, что молодежный парламентаризм поддерживается как фильтр, который отбирает не лучших, но договороспособных и своих. Ведь так действительно очень легко сформировать политическую группу, связанную договоренностями. Именно формирование такой политической элиты и привело СССР к распаду. Вы мне можете возразить, указав на важность обучения демократическим процедурам молодежь. Но это обучение может быть создано на базе школьного общественного самоуправления, где молодежь действительно могла бы организовывать свой микромир, чувствовать ответственность за свою работу и видеть ее. Что может видеть член молодежной палаты при гордуме Нижнего Новгорода или молодежного парламента при Заксобрании Нижегородской области, когда он не оказывает прямого влияния на нормотворческую деятельность, а сама эта деятельность настолько сложна и имеет отсроченный результат, что молодой парламентарий вряд ли увидит это при своем сроке работы. То есть, обучая и приучая молодежь к демократическим процедурам, мы должны исходить из соизмеримости возможностей молодежи и предоставляемых ей управленческих проблем.
Я бы порекомендовал нижегородскому политическому руководству больше уделять внимание не молодежной болтологии, а поддержке инженерных, научных, конструкторских кружков, профессиональных дискуссионных молодежных площадок, поддерживать взрослых, которые готовы передавать свой опыт молодежи. А вот с политическим участием, молодежь разберется сама, но уже потом, когда будет иметь реальный практический опыт и состоится в своей профессии и в своей жизни.