Мониторинг главных событий от нижегородских экспертов за 24-28 апреля

28 апреля 2023 в 17:59

"Новые приоритеты в экономике России, 113 электробусов от правительства региона, еще один год Шалабаева", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 24 апреля по 28 апреля 2023 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема – власть нашла новые приоритеты в экономике России, рост ВВП и снижение инфляции

Мониторинг главных событий от нижегородских экспертов за 24-28 апреля

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

Политолог Иван Юдинцев: Информационный резонанс вызвало на неделе выступление помощника президента России Максима Орешкина на марафоне "Знание. Первые". Чиновник рассказал о шести базовых принципах новой модели экономического развития страны на ближайшие годы. Причем говорил он об этой новой модели так, как о свершившемся факте, будто она уже утверждена, законодательно обеспечена и готова к реализации. Вопросы же возникли в связи с тем, что до сих пор о новой модели экономразвития и таких базовых принципах не говорил, как представляется экспертам, никто ни из законодателей, ни из исполнительной власти. Поэтому остается неясным, изложил ли Максим Орешкин свои личные взгляды, или же перечисленные им базовые принципы в той или иной мере одобрены руководством страны.

Сами шесть принципов не особо новы и кому-то даже напомнили решения Съездов ВКБ (б) и КПСС советских времен с заменой электрификации на платформизацию и другими незначительными правками. Действительно, по сути речь идет о решении тех же задач, которые решали Сталин и последующие руководители, понимавшие, что страна может выжить, только если максимально полно освоит все внутренние ресурсы, подтянув отсталые регионы, создаст собственную и полностью автономную промышленность, перестанет зависеть от импорта, подготовит научные и инженерные кадры, повысит производительность труда и наладит работу Госплана, создаст мировую систему социалистических стран, которые будут ее экономическими и военными союзниками.

Максим Орешкин в качестве базовых принципов новой модели экономразвития назвал "освоение своей страны" (приведя в пример США, в которых доля импорта составляет 15% против наших 23%), снижение географического и социального неравенства, переориентацию международного сотрудничества на Восток и Юг, технологический и кадровый суверенитет, новый уровень эффективности экономики (помощник президента уточнил, что речь идет об автоматизации, бережливом производстве, автоматизации процедур, роботизации). Среди этих принципов нет государственного планирования, зато появился реинжиниринг институтов и платформизация отраслей на основе больших данных и искусственного интеллекта. При этом в качестве примера лектор привел сервис "Яндекс.Такси", заметив, что это уже планово-рыночная структура, в которой все важные функции выполняет алгоритм.

Вряд ли кто-то, кроме совсем уж ярых сторонников невидимой руки рынка, станет возражать против актуальности этих новых, или же хорошо забытых старых, принципов. Вернутся к ним в разной мере и с разной степенью решимости предлагают многие участники экономических дискуссий на протяжении года. Проблема, однако, в том, что это действительно принципы, а не конкретные решения и даже не подходы к решениям. И само по себе провозглашение таких правильных и проверенных опытом принципов экономику не изменит. И уж точно не коснется большинства россиян, которых заботят зарплаты и пенсии, цены в магазинах и места в детсадах, медобслуживание и доступность лекарств, работа маршрутного транспорта и весенние сосульки, свисающие с крыши.

Вообще-то, если каждый чиновник будет работать строго в рамках своей компетенции, то все вопросы будут кем-то решаться. А у нас получается, что, к примеру нижегородский мэр Шалабаев отчитывается о росте зарплат в городе, хотя это, казалось бы, не муниципальная тема, и мэрия вряд ли может существенно повлиять на уровень зарплат – разве что исхитрится повысить жалованье подведомственным ей бюджетникам, которые как раз обычно получают ниже среднего. А помощник главы государства читает лекции о планово-рыночных алгоритмах.

При этом буквально через день в эфире выступает руководитель оборонного предприятия из Кировской области, который объясняет, что даже при нынешнем возросшем гособоронзаказе он не может сильно повысить зарплаты рабочим, поскольку СВО завершится, заказ минобороны уменьшится, и платить возросшие зарплаты будет не из чего. В этот момент тонкая грань, которая в идеале должна лежать между теориями продвинутых чиновников и реальностью, превращается в растущую пропасть.

Как бы то ни было, выступление Максима Орешкина в котором он также спрогнозировал скорый рост ВВП и снижение инфляции, полезно уже тем, что показало, о чем думает и как видит будущее экономики высокопоставленный чиновник. Тем же руководителям организаций важно понимать, чего ждать от власти в обозримом будущем, а чего точно не ждать. И если становится понятно хотя бы второе, то планировать выживание или развитие своего бизнеса уже чуть проще.

Региональная тема – нижегородское правительство купит 113 электробусов для областного центра

Мониторинг главных событий от нижегородских экспертов за 24-28 апреля

Александр Суханов (Фото: Патриоты Нижнего)

Политолог Александр Суханов: Сообщение о замене троллейбусов в Нижнем Новгороде на электробусы неожиданно вызвало бурную дискуссию среди нижегородцев. Накал страстей зашкаливает. Вплоть до того, что группа "активных" нижегородцев обратились к председателю СК РФ Александру Бастрыкину с требованием проверить правомерность этого решения. Это свидетельствует о том, что определенной части нижегородцев непонятны причины такого решения.

Первая причина. Решение не является волюнтаристским или, как пытаются представить некоторые эксперты, политическим. Это решение необходимо рассматривать в логике транспортной реформы. В силу целого ряда причин, хорошо известных горожанам, на протяжении последних пяти-семи лет, городской муниципальный пассажирский транспорт постепенно приходил в упадок. Мало обновлялся подвижной состав, ветшала и разрушалась инфраструктура, муниципальные пассажирские предприятия несли огромные убытки. Понятно, что изменить это положение с помощью полумер или косметических улучшений было невозможно.

Именно поэтому и было принято решение о комплексной модернизации транспортной сети. Фактически поставлена задача создания принципиально новой транспортной системы, призванной обеспечить качественные пассажирские перевозки. Команда нижегородского губернатора Глеба Никитина уже доказала, что умеет системно готовить решения и последовательно их реализовывать.

И мы видим, что, не позволяя втянуть себя в пустые дискуссии, был решен вопрос о строительстве новых станций метро, начата модернизация трамвайных линий. Более того, решен вопрос о запуске в нашем регионе производства современных трамваев совместно с белорусскими партнерами. Нижегородцы уже видят вышедшие на линии трамваи "МиНиН". В ближайшее время город получит новый парк трамваев. Следующий этап предполагает строительство еще более 15 км трамвайных линий. Таким образом, без пафосных заявлений, без стенаний о дороговизне такой модернизации происходит фактически сохранение и развитие трамвайного сообщения в городе.

Решение о переводе электротранспорта с троллейбусов на электробусы также продиктовано логикой модернизации пассажирского транспорта. Прежде всего, состояние троллейбусного парка, который сегодня представляет угрозу для безопасности пассажиров. Специалисты пришли к выводу, что из всего троллейбусного парка в ближайшие годы, удастся сохранить порядка 60 машин, которые предполагается эксплуатировать в Сормовском троллейбусном депо. Не в лучшем состоянии находится и контактная сеть.

Важно подчеркнуть, что на решение о переходе на электробусы, безусловно, повилял факт выделения федеральной субсидии на приобретение именно электробусов. До конца 2025 года федеральный центр выделил более пяти миллиардов рублей.

Противники перехода на электробусы справедливо отмечают, что электробусы гораздо дороже троллейбусов. Что сохранить и продолжить эксплуатацию троллейбусного парка дешевле, а значит и предпочтительнее. Только нельзя забывать, что прогресс дело дорогое. Думаю, что когда-то переход от конки на трамваи тоже казался сверхдорогим. Однако именно трамвай, образно говоря, привез нас в будущее.

Таким образом, единственным реальным доводом против электробусов оказывается только его стоимость. Да, Россия никогда не имела "лишних" денег, никогда российский народ не жил богато и в полном достатке. Всегда приходилось экономить. Что же мы имеем в результате такой экономии? Например, специалистам известно, что электробусы не являются изобретением сегодняшнего дня. Первый в мире электробус был представлен в Лондоне в 1886 году. Автором первого российского электробуса был электротехник Ипполит Романов. Свой электробус в самом начале 20 века был им представлен в Петербурге. Он был рассчитан на 20 пассажиров. Интересен вывод членов комиссии: "При движении по улице с неровно сколотым снегом, при поворотах и переездах через рельсы конно-железных дорог омнибус шел спокойно, без тряски и качки". Но это было дорого. И на электробусы Россия переходит только в 21 веке.

Сколько до сих пор приходится слышать предложения о сокращении расходов бюджета на разные проекты, без которых можно прожить. Многим кажется, что сэкономленные деньги можно направить на повышение пенсий или пособий на детей. Беда в том, что сэкономишь один раз, а раздавать надо будет каждый месяц. Самое же главное заключается в том, что бюджет формируется не за счет экономии, а за счет развития экономики. Сэкономим на электробусах и будем и дальше ездить на старых троллейбусах, медленных и не поворотливых, а денег для пенсионеров и детей как не было, так и не будет. Им просто неоткуда будет взяться. Очень долгое время жила Россия по принципу экономии. И это породило то, что я называю "психологией нищеты".

Главное же в формировании бюджета не разделить, а заставить эти деньги принести доход в следующий бюджет, прямой или косвенный. Ведь переход на электробусы это еще и новые рабочие места, и новая продукция, и налоги, которые поступают в бюджет. Так вот, вложения в электробус эффективнее вложений в троллейбус, если говорить о нашей теме. Ибо, вложение в троллейбус – это вложения во вчерашние технологии. Электробус – это технологии будущего.

Решение о переходе на электробусы не только правильное, но и своевременное. Думаю, по опыту реализации многих других проектов, губернатор не позволит втянуть себя в демагогическую дискуссию, тем более, накануне выборов. Думаю, не только у меня, сложилось впечатление, что за этим эмоциональным ажиотажем стоят вполне определенные политические силы и конкретные политтехнологи.

Муниципальная тема - Дума Нижнего Новгорода единогласно одобрила отчет мэра Шалабаева за 2022 год

Мониторинг главных событий от нижегородских экспертов за 24-28 апреля

Владимир Хрыков (фото: Национальный рейтинг)

Политолог Владимир Хрыков: На столь важном и ответственном заседании Думы присутствовало 29 депутатов из 35.  Увесистый отчет сопровождался протокольными вопросами депутатского корпуса. Вопрос – ответ. Понятен ли ответ, удовлетворяет ли ответ – на данные вопросы ответов нет. Есть протокол, и есть вопрос с ответом. Скучно! Скучно в нашем депутатском доме.

Например, зампред Думы, коммунист Николай Сатаев обратил внимание на нехватку кадров в школах и спросил, не планирует ли муниципалитет привлекать молодых специалистов муниципальным жильем. На что Юрий Шалабаев сказал, что муниципальное жилье в неудовлетворительном состоянии. Мне кажется, что проблема нехватки учителей вообще не в жилье и это вопрос не муниципального уровня, а вопрос федеральный. Но был какой-то вопрос и получился на него какой-то ответ.

Собственно, а если бы не было всех этих вопросов, то ничего бы не изменилось в городе, улице и даже в здании корпуса №5 Нижегородского кремля. Представительный орган совершенно потерял значение дискуссионной площадки. И проблема тут в том, что управление приходит в замкнутую систему, которая, пока еще, как-то колеблется на социальных сетях, которые создают оживление, но вот понятие депутата нивелируется до технического инструмента, не интересного уже никому.

Есть вопросы и к самому отчету. Например, в отчете указано: "благоустроено 30 дворовых территорий и 31 общественное пространство; расселено 17 089,9 кв. м аварийного жилья; 162 тысячи учеников обеспечены сертификатами для реализации программ дополнительного образования; создано более 6 тысяч мест дополнительного образования в 13 образовательных организациях для реализации дополнительных развивающих программ по различным направлениям с использованием сертификатов персонифицированного финансирования…". Что эти цифры значат, насколько решены проблемы за год? Из отчета это не понятно. И вот если эти цифры сравнить с некоторой информацией, которую можно получить в вопросах депутатов, то получается очень интересно. Например, вопрос главы комиссии по развитию города, единоросса Михаила Иванова о не расселенных около 280 домов, или 100 тысячах кв. метров жилья. То есть, сравнивая цифры 17 089,9 кв м расселенного жилья и 100 000 кв. м. нерасселенного, получается интересная и нерадужная картина, но вот ее решение просто озвучено как возможная перспектива до 2028 года.

В заключение, я бы предложил молодому финансисту Юрию Шалабаеву все же продумать свой годовой отчет и сделать его как-то более живо. Например, снять мультипликационный ролик и показать его депутатам и жителям, где бы герой мультика показал основные достижения за год, сравнил их. Это хотя бы будет интересно и возможно будет иметь успех даже у депутатов. Ну, а пока мэрия успешно выполняет свою другую интересную функцию – отказывает коммунистам в радости провести первомайскую демонстрацию.