"Путин и давление на бизнес, второй срок губернатора Никитина, 24 нижегородских муниципальных образования голосуют по программе "ФКГС", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 1 по 5 мая 2023 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема — Владимир Путин поручил снизить давление на российский бизнес
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: До лета президент ждет от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) новых предложений для изменения уголовного законодательства для снижения давления на бизнес. В последнее время призывы снизить давление на бизнес раздаются с завидной регулярностью. Однако, как показывает практика, в реальности ничего не меняется. И все громко провозглашаемые инициативы, увы, разбиваются о быт чиновничьего отношения к предпринимателям.
Приведу примеры. Так, примерно год назад Федеральным законом от 09.03.2022 N 51-ФЗ были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в соответствии с которыми поводом для возбуждения уголовных дел по некоторым налоговым преступлениям могут быть только специально направленные материалы налоговых органов. Комментарии поначалу были самые оптимистичные, специалисты надеялись, что принятые изменения будут означать, что возбуждать уголовные дела будут только после вступивших в силу решений налоговых органов, что дало бы возможность налогоплательщику сначала отстаивать свои права в Арбитражном суде. Однако все оказалось намного прозаичнее, и единственным изменением стало то, что органы внутренних дел теперь не имеют права возбуждать уголовные дела без заявлений налоговых органов, только вот эти заявления не зависят от вступления в силу решений судов по ним. Более того, Федеральная налоговая служба (ФНС) хочет быстрее передавать материалы налоговых проверок следователям, если не видит у нарушителей намерений добровольно погасить ущерб. Инициатива обсуждается с представителями Генпрокуратуры, Следственного комитета и Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД
Соответствующее письмо направлено в Генпрокуратуру. Ведомство предлагает не ждать 75 дней после вступления в силу решения о привлечении к ответственности по результатам налоговой проверки (п. 3 в ст. 32 НК) в ряде случаев. Поводом для более быстрого возбуждения уголовных дел, по мнению ФНС, должно стать отсутствие у налогоплательщика намерения добровольно возместить ущерб: сокрытие имущества и денег, которые налоговая может взыскать в бюджет, перевод выручки на аффилированных лиц.
Второй пример. Нашумевший мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Ну тут у меня есть определенные претензии к журналистам, которые освещали эту новость. У всех читающих создалось полное впечатление, что запрет относится ко всем видам проверок, включая налоговые. Однако это изначально было не так, и мораторий распространялся лишь на плановые проверки в рамках закона о госконтроле от 31.07.2020 № 248-ФЗ и закона о защите прав юрлиц и ИП от 26.12.2008 № 294-ФЗ. То есть налоговые проверки никто не отменял - как камеральные, так и выездные, кроме того, прокуратура по-прежнему имеет право проводить любые проверки, да и в самом постановлении есть масса исключений и лазеек, которые позволяют при желании провести проверку любого предпринимателя.
Или еще пример. 25 марта президент поручил комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Экономика и финансы" провести совместно с Минфином и ФНС России оценку функционирования системы единого налогового счета применительно к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и при необходимости представить предложения по ее совершенствованию. Доклад – до 15 апреля 2023 г. Сегодня 5 мая, никакой информации о результатах по этому поручению не прослеживается, хотя претензий к системе единого налогового платежа много у всех – и у предпринимателей, и у финансистов, да и у самих налоговиков (тех, кто в поле работает, а не тех, кто решения принимает).
Лично я бы предложила в первую очередь повысить ответственность чиновников на местах за ущерб, который они зачастую наносят бизнесу своими неоправданными и необдуманными действиями. При этом ущерб бизнесу выражается далеко не всегда в денежном выражении, очень часто это именно имиджевые потери. В моей практике был случай, когда налоговики в качестве свидетелей вызвали на допрос более 700 покупателей одного крупного автодилера. Представляю, что могли подумать обычные граждане, далекие от налогового законодательства, когда их вызывают на допрос с соблюдением всего обычного антуража – повестка, предупреждение о даче заведомо ложных показаний, подпись, протокол и т.п. При этом в одной и районных налоговых перепутали список вопросов и начали спрашивать, а не терял ли покупатель паспорт, не регистрировал ли фирму и т.п. Обыватель от таких вопросов решит, что продавец его автомобиля – мошенник. А оказалось, что в ходе проверки надо было всего лишь подтвердить комплектность приобретенного автомобиля, а то проверяющий не поверил представленным документам. И никто не понес ответственность за такие методы проверки.
А все потому, что у нас чиновники почему-то считают, что законодательство написано в первую очередь для предпринимателей, а не для контролирующих органов.
Я не сомневаюсь, что РСПП подготовит предложения в установленный срок и передаст их президенту для решений. Также я уверена, что президент примет верные решения. Только вот исполнение и дальнейшая судьба этого документа вызывает у меня пессимистичные настроения.
Региональная тема — президент Путин поддержал выдвижение Глеба Никитина на должность Нижегородского губернатора
Политолог Александр Суханов: Встреча с президентом наконец-то состоялась. И, как говорится, кто бы сомневался, что Путин поддержит кандидатуру нашего губернатора. Глеб Никитин со своей командой за прошедшие шесть лет, в течение которых он руководит регионом, показал результат, который не смогли обеспечить все остальные нижегородские губернаторы вместе взятые. Большинство нижегородцев вздохнули с облегчением – Никитин на выборы идет. Очень часто поднималась тема ухода Никитина из региона.
Понятно, что встреча с президентом не подменяет процесс выборов, не является гарантией избрания. На прошедшей встрече с Глебом Никитиным Путин прямо отметил, что решать будут избиратели в процессе голосования. Но добавил, что, исходя из результатов работы команды Глеба Никитина в регионе, он не сомневается в поддержке кандидатуры Глеба Никитина нижегородцами.
Не буду повторять уже многократно опубликованные подробности разговора Путина с Никитиным. Хочу только отметить, что обратил внимание на атмосферу этой встречи. В отличие от многих других встреч президента с руководителями регионов практически не было сухого официального разговора. Ощущалась не скрываемая благожелательность президента и даже что-то отеческое. Такое отношение дорогого стоит. И это не просто личная приязнь к губернатору, а радость от тех достижений и инициатив, которые нижегородский губернатор показал и которые позволили региону подняться во всех основных рейтингах от экономических до социальных в первую пятерку. Президент прямо показал, что Глеб Никитин состоялся как губернатор новой волны.
Сегодня у губернатора мощная поддержка в правительстве, лично у президента Путина. Его идеи и предложения включаются в общенациональные программы, его проекты финансируются в полном объеме. Могли ли мы пять лет назад просто мечтать о строительстве четырех новых станций метро? Могли ли предположить замену подвижного городского пассажирского транспорта, да еще включая производство собственных трамваев и электробусов? Сегодня это все проекты, которые находятся в стадии реализации.
Сильной стороной нашего губернатора является, на мой взгляд, и то обстоятельство, что он не останавливается на достигнутых успехах. Запустив в реализацию очередной проект, команда губернатора уже сообщает о новых проектах, новых перспективах и планах. И вот уже мы говорим об IT-кампусе мирового уровня, о перспективах городского развития, формирования новых исторических и культурных центров, о развитии туристического потенциала. В результате сегодня Нижний Новгород и регион постоянно находятся в федеральной повестке, многие события нашего региона попадают в топ новостей. У города появился столичный лоск, уходит в прошлое налет провинциальности.
Никитин показал себя губернатором, который умеет разговаривать с общественностью, умеет направить местное самоуправление на решение насущных проблем населения. Он активно привлекает к сотрудничеству ту часть оппозиции, которая ставит своей задачей помочь решить проблемы. Но абсолютно не тратит свое время на пустые дискуссии с теми, кто ставит своей целью помешать, не дать сделать. Многие уже забыли, что на момент прихода Глеба Никитина в регионе бушевали политические войны между представителями региональной элиты. Предшественник Глеба Сергеевича столкнулся с прямым противодействиям всем действиям региональной власти.
Сегодня степень противодействия инициативам губернатора в нашей области есть, но она минимальна.
Надо отметить, что реальных конкурентов в Нижегородской области у Никитина нет. И это тот случай, когда понимаешь, что с деятельностью такого губернатора связано будущее нижегородского региона и всех нижегородцев. Оппозиция ради оппозиции большинству жителей региона просто не нужна. Да, парламентские политические партии могут заявить своих кандидатов в губернаторы. Но это будет не с целью победить действующего, а с целью представить нижегородцам свое видение развития нашего региона, с целью показать те сферы деятельности, где они могут помочь решить часть проблем в связке с губернатором.
И все-таки я вынужден отметить, что в регионе сохраняется скрытая оппозиция, желающая ухода Глеба Никитина с поста губернатора. Сегодня она открыто не заявляет о себе, потому что понимает, что не получит поддержки населения. Такой вывод я делаю из того факта, что в ходе голосования поправок к региональному закону о количестве сроков пребывания губернатора в должности, региональные законодатели сохранили ограничение в два срока. Напомню, этот вопрос встал после того, как на федеральном уровне был принят закон, позволяющий регионам самостоятельно определиться с вопросом ограничения сроков пребывания губернатора на должности. К сожалению, мы иногда склонны абсолютизировать некоторые установки. Вот тезис о двух сроках президентов и губернаторов, на мой взгляд, один из таких. В большинстве случаев такое ограничение носит чисто формальный характер. Особенно если не учитывать конкретных условий, в которых и как он реализуется.
Сохранит политик свою должность или будет переизбран, определяется не законом о сроках, а результатами деятельности на должности. И это решить доступно самим избирателям, без всяких ограничений. Но когда избиратели инфантильны, то этим как раз пользуются не те, кто находится у власти, а чаще всего те, кто стремится к ней.
Сейчас больше половины губернаторов России — это люди до 50 лет, подготовленные, имеющие хороший опыт, и они должны иметь какое-то время, чтобы реализовать себя с большей пользой для региона, который они возглавляют. Для этого не всегда достаточно двух сроков, что бы ни говорили про ограничения. Регион совершил большую ошибку, что ограничил Никитина двумя сроками. Дальше он уйдет, и кому-то повезет больше, чем нам.
Очень надеюсь, что Глебу Никитину удастся реализовать свои планы и задумки, и это позволит нашему региону приобрести некие необратимые параметры, благодаря которым нижегородский регион займет достойное его место среди регионов России по всем направлениям. Это позволит обеспечить нижегородцам качественный уровень жизни, достойный гражданина 21 века.
Я думаю, что выборы будут достаточно спокойными, без политической эквилибристики, которой грешат политтехнологи.
Муниципальная тема — 24 муниципальных образования Нижегородской области участвуют в проекте по выбору территорий для благоустройства
Социолог Максим Лубяной: Уже более 160 тысяч нижегородцев приняло участие в рейтинговом голосовании по выбору территорий для благоустройства. Голосуют 24 муниципальных образования региона. Пятый год по всей стране и в Нижегородской области в частности проходит голосование по федеральному проекту "Формирование комфортной городской среды". И, хотя все национальные проекты нужны и важны, именно "Формирование комфортной городской среды" является максимально показательным для населения и максимально открытым. Да и муниципальные власти периодически получают "по шапке" за ненадлежащее исполнение нацпроектов и именно за ФКГС следят особенно рьяно, хотя иногда и в ущерб другим национальным проектам. Вообще, именно в Нижегородской области проект "Формирование комфортной городской среды" реализуется с 2017 года, а рейтинговое голосование за выбор территорий для благоустройства с 2018 года. С 2019 года оно проходит на интернет платформе "ГолосЗа" (видимо, политтехнологи, сопровождающие проект, не сильно заморачивались с выбором названия, в одном известном фильме уже было "СловоЗа"). Традиционно на голосование по выбору территорий для благоустройства отводится полтора месяца и, по-моему, в третий раз оно проходит с 15 апреля по 31 мая. Если смотреть на статистику по количеству голосов, то каждый год в среднем голосует около 220-230 тысяч. Только в 2021 году проголосовало меньше – 182 тысячи. Хотя данные в разных источниках разнятся. Причем, нужно учитывать, что рейтинговое голосование проходит не во всех районах области, а только с населением свыше 20 тысяч человек, и голосовать могут граждане с 14 лет. Сколько таких малолетних сознательных граждан, доподлинно не известно, но для ровного счета будем считать, что в области голосует около 10% избирателей, а если смотреть только на те районы, которые принимают участие в программе, то получается около 15% избирателей. Хочу отметить, что такие цифры вполне коррелируют с регулярными замерами ИПСУ. Например, по итогам апреля этого года 10,8% респондентов ответили, что часто принимают участие в законных формах выражения своей гражданской позиции, в марте 12%, а в феврале почти 15%. Но здесь интереснее будет сравнить итоги голосования по программе ФКГС с итогами голосования по губернаторскому проекту "Вам решать", прошедшее месяцем ранее и в котором приняли участие рекордные 770 тысяч человек. А это уже 30% избирателей. Хотя я уже как-то говорил, что губернаторский проект "Вам решать" - это часть избирательной кампании Глеба Никитина и, конечно, там и информационная поддержка была мощнее, и территорий для голосования побольше, и сами территории попроще, а значит, ближе к народу и, соответственно, большая вовлеченность населения. Кстати, насчет вовлеченности. Все же меняется самосознание населения. В очередной раз убеждаюсь, что СВО очень сильно и очень многое поменяло. ИПСУ регулярно делает закрытые опросы по отношению населения к СВО (сразу скажу, что поддержка большая, но цифры озвучить не могу), и не так давно мы задали вопрос о том "что требуется от вас, как гражданина для победы в СВО?". Два варианта ответа из восьми набрали максимальное количество голосов: "Участвовать в акциях по сбору средств и материальной поддержке для армии" - 39,9% и "Участвовать в волонтерской работе, безвозмездно помогать решать людям социальные проблемы" - 39,8%. И это уже не просто мнение какой-то группы граждан, это гражданская позиция значительной части населения. И в очередной раз обращаюсь к власти, особенно муниципальной. При хорошей поддержке населения, при серьезной гражданской ответственности, не подводите граждан, делайте свою работу хорошо. Это сейчас всем нужно.