"Россия и Китай, ГАЗ vs Volkswagen, последний снег Юрия Шалабаева", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – визит Си Цзиньпина в Россию
Политолог Иван Юдинцев: Главным политическим событием недели, причем не только в стране, но и в мире, стал государственный визит в Россию Си Цзиньпина, недавно переизбранного председателем КНР. Причем этот визит окажет последствия не только на большую политику, но и на простого россиянина. Западные лидеры оказали серьезное давление на китайское руководство, чтобы этот визит не состоялся. И это не удивительно, поскольку США и их союзники находятся в конфронтации с обеими странами. Вашингтон официально назвал Китай и Россию двумя главными угрозами национальной безопасности.
Поэтому сам факт визита со столь насыщенной программой и, главное, с демонстрацией полного взаимопонимания между двумя лидерами, уже является важнейшим политическим событием, которое широко обсуждается в мире. Тем более важны подписанные в Москве документы. Они носят декларативный характер, но именно такими и должны быть совместные заявления руководителей государств. В главном заявлении говорится о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года, и даже эта дата воспринимается, как политическое заявление. Дело в том, что 2030 год – это ровно тот срок, на который Китай планирует свое развитие. И этот тот рубеж, к которому, как считает Пекин, страна будет готова к полноценному противостоянию с США, НАТО и прочими военно-политическими союзами, которые спешно сколачивает Вашингтон в Тихоокеанском регионе.
Понятно, что американское руководство не предоставит Китаю столько времени. Конфронтация нарастает и существенно обострится уже в ближайшие годы. Чтобы противостоять нарастающему давлению, Китаю и нужен такой союзник, как Россия. Хотя бы на случай морской блокады, до которой дело вполне может дойти. Более половины нефти и газа завозится в КНР морем. Поэтому форсированное развитие газопровода "Сила Сибири" оказывается важным инструментом обеспечения безопасности Китая. И это только один пример того, что мы можем дать восточному партнеру.
Ну а нам Китай очень нужен и как политический союзник, и как экономический партнер. Политически все очевидно: Россия показала миру, что ни о какой изоляции нашей страны и речи нет. А говорить можно и нужно о противостоянии, навязываемом миру США и их союзниками. Я бы сказал, что если наши недоброжелатели ждали по весне массированного российского наступления, то они такого наступления дождались. Только в наступление мы перешли не на линии соприкосновения, а для начала на дипломатическом фронте.
Причем наступление будет развиваться. Си Цзиньпин торопит российского премьера Михаила Мишустина с приездом в Пекин для переговоров по основным экономическим направлениям, которые прямо перечислены в заявлении по итогам переговоров. Это, в первую очередь, развитие торговли (здесь в качестве ориентира назван объем в 200 млрд долларов в год), инвестиционной деятельности, кооперации в сфере технологий и инноваций, промышленности и сельского хозяйства. Отдельным пунктом сказано об углублении контактов в гуманитарной сфере и о развитии регионального сотрудничества.
Подписи двух лидеров под таким заявлением важны не только для большой политики. Они открывают простор деловой инициативе и народной дипломатии. В наших связях была вынужденная пауза, обусловленная пандемией, когда из-за ограничений, которые в Китае были особенно жесткими, многие контакты прервались. После этого практически целый год на фоне антироссийских санкций мы с опаской приглядывались, какой будет реакция Пекина. И вот на высшем государственном уровне и на двух языках ясно заявлено, что нет и в обозримом будущем не будет никаких политических ограничений развитию российско-китайского сотрудничества. На практике это означает, что все предприятия и организации, заинтересованные в возобновлении былых связей и налаживании новых, должны незамедлительно обращаться по имеющимся каналам к исполнительной власти, чтобы их включили в программы сотрудничества, которые будут сформированы в самое ближайшее время. Это очень хороший шанс и для тех, кто готов поставлять свою продукцию в КНР, и для тех, кто может обеспечить поток китайских товаров в Россию.
В этом плане у нижегородского бизнеса есть дополнительное преимущество. Оно заключается в том уровне связей с Китаем, который был достигнут до пандемии. В нашей области уже были наработаны форматы господдержки развития деловых и гуманитарных связей с КНР, так что теперь надо сдуть пыль с папок и быстро наполнить имеющиеся матрицы новым содержанием. Среди прочего не надо забывать и о побратимских связях Нижнего Новгорода с китайскими городами Цзинань, Хпрбин, Хэфэй, развитие которых особенно актуально в контексте неоднозначного поведения некоторых других наших городов-побратимов.
Еще в сентябре 2019 года нижегородский губернатор Глеб Никитин говорил, что главная задача региональных властей – помочь нижегородским предприятиям выйти на китайский рынок и реализовать экспортный потенциал. Он приводил интересные примеры, например, поставку в КНР мороженого нижегородского производства.
Региональная тема – по иску ГАЗа арестованы активы VW в России
Политолог Александр Суханов: На первый взгляд, нет ничего необычного, но в стране создан "нижегородский прецедент", касающийся не только экономических аспектов, но занятости большого числа рабочих ГАЗа. В рамках рассмотрения дела суд арестовал активы Volkswagen, среди которых завод в Калуге. *
На самом деле у экспертов и профессионалов возникает множество вопросов, которые выводят это событие далеко за рамки региональной проблемы. С одной стороны, основное действие происходит на территории нашего региона. Основной ущерб, предъявленный к взысканию, нанесен на территории нижегородской площадки VW в России.
С другой стороны, за прошедший год из-за санкций ушли из России сотни иностранных предприятий и организаций. Большинство из них не просто оставили свои активы, а получили возможность продать их третьим лицам. Достаточно напомнить о заводах РЕНО.
Да и об активах VW в России не было никаких вопросов до появления этого иска 14 марта 2023 года. Тем, кто следит за ситуацией известно, что уход немецкого концерна был вынужденным, под давлением двух обстоятельств. США наложили санкции на Дерипаску и ГАЗ еще более четырех лет назад. Но они продляли VW в России лицензию на отсрочку санкций, что позволяло продолжать сборку автомобилей на площадке ГАЗа. После начала СВО, в марте 2022 года США отказались продлить лицензию. Одновременно, правительство ФРГ вынудило концерн принять решение об уходе из России. Поставки комплектующих прекратились, хотя соглашение между ГАЗом и концерном VW в России должно было действовать до 2025 года. Безусловно, это возможно трактовать как досрочное прекращение контракта. За таким решением по логике должны последовать штрафные санкции. Хотя западные партнеры говорят о наступлении форс-мажора.
Как отмечают российские юристы, судебная практика о взыскании договорных убытков в связи с применением иностранных экономических санкций, не является достаточным обстоятельством отказа от исполнения договорных обязательств. Однако, в данном случае, есть ряд моментов, которые обращают на себя внимание. Во-первых, по свидетельству самого Олега Дерипаски, Volkswagen AG, обозначил, что будет вынужден прекратить свою деятельность в случае вступления санкций в силу. Правда ключевое слово здесь "обозначил", что свидетельствует об отсутствии этого пункта в самом контракте. Во-вторых, в августе 2022 года ГАЗ и VW подписали соглашение о расторжении договора о контрактной сборке. Почему теперь ГАЗ требует признать это соглашение недействительным, не совсем понятно. Комментариев по этому поводу не дает ни одна из сторон.
Вот здесь и открывается поле для широкого спектра мнений и предположений. Хочу обратить внимание на два обстоятельства. По мнению ряда экспертов, есть некий новый игрок за активы VW в России. Немецкий концерн почти год искал покупателя на свои активы, в частности на калужский завод. Там же, кстати, редко упоминаемый еще один завод этого концерна по производству двигателей. Были претенденты из Казахстана, из Китая, но именно к марту 2023 года проявился наиболее реальный претендент на покупку - один из крупнейших российских холдингов "Авилон", который согласился обеспечить социальные гарантии работникам (а это четыре тысячи человек) и расплатиться с поставщиками.
Однако сложно представить, за интересы какого игрока стал бы так поступать господин Дерипаска. Он сам достаточно крупный игрок, чтобы вступить в игру самостоятельно. Возможно, он получил некую политическую поддержку. Понятно, что самому ГАЗу калужские заводы не нужны. Но не только группа ГАЗ в лице Дерипаски, но и руководство региона, заинтересовано в том, чтобы имеющиеся мощности, оставшиеся от концерна VW, были загружены. Но самое важное, необходимо обеспечить возможность возрождения производства легковых автомобилей на нижегородской земле. Тем более, что у ГАЗа есть обученный персонал, способный обеспечить такое производство.
Но для этого нужны серьезные финансы. ГАЗ считает, что из-за решения VW понес убытки в размере около 15,6 млрд рублей. Сумма настолько существенная, что в случае выигрыша дела в суде, активы немецкого концерна станут неинтересны другим российским компаниям. Сразу решаются две задачи. Появляются необходимые финансовые средства для развития собственного производства легковых автомобилей, и не появляется новый конкурент.
Как ни странно, российские юристы, и не только работающие на интересы ГАЗа, считают шансы нижегородского концерна на выигрыш судебного разбирательства достаточно высокими. Тем более, что сегодня все активнее обсуждается депутатская инициатива об исключении западных компаний из недружественных стран из круга применения нормы о форс-мажоре.
Но делать более точные выводы, сегодня преждевременно. Хотя на фоне ареста и грабежа российских активов и активов российских компаний в странах коллективного Запада, хочется, чтобы судебное разбирательство против VW в России, стало поводом посмотреть на друге западные компании. Их уход открывает новые рыночные ниши для наших производителей. Можно, конечно, продолжать производить немецкие машины на российской территории, но это не способствует возрождению российского автопрома.
Пока мы расширяли сборочные производства иностранных автомобилей, Китай, например, развивал свой автопром. И сегодня на нашем рынке уже преобладают предложения китайских моделей, причем, достаточно высокого качества. Пора включать собственный потенциал. И иск от ГАЗа – первый шаг на этом пути.
Так или иначе, основные события происходят на нижегородской земле, поэтому не мешало бы услышать позицию руководства нижегородского региона, представители которого входят в совет директоров ПАО "ГАЗ".
Муниципальная тема – в Нижнем Новгороде наступила климатическая весна
Социолог Максим Лубяной: Известная народная мудрость гласит "Готовь сани летом, а телегу зимой". Все знают эту пословицу и даже иногда используют в своей обычной речи. Но не всегда ей следуют. Особенно чиновники. Но очень хотят. Но не очень получается.
Теперь по порядку. Каждую зиму мы слышим нытье "широкой общественности", что опять город завален снегом, его плохо убирают, да и вообще все плохо. Позиция "широкой общественности" понятна. Всем всегда хочется всего и сразу. И, как известно, все и сразу никто и никогда не получал. Вот и жители города сразу ничего и не получают. Не так давно в СМИ было интересное интервью одного авторитетного российского ученого, у которого есть свое представление о том, почему мы (россияне) другие, то есть отличаемся от жителей большинства других стран. По его представлению, все завязано на географию и, соответственно, климатические условия, а, соответственно, веками устоявшийся подход к жизнедеятельности. В центральной части России невозможно что-то планировать. Ну, например, в Италии, все ясно и понятно, весна приходит вовремя, лето теплое, все происходит плавно и ожидаемо. Можно заранее быть готовыми к производству вина или оливок, планировать урожай и необходимые затраты и прибыль. Нет, ну бывают, конечно аномалии, но на то они аномалии, чтобы иногда происходить. А что у нас? Та же весна. А мы не знаем, когда она придет, когда растает снег, когда можно начинать посевную. Или какое будет лето, а соответственно, какой будет урожай. Ну, то есть у нас планировать невозможно. У нас каждый год как будто все по-новому и неизведанному. И каждый раз – битва. Битва за урожай, битва со снегом, битва за рождаемость, борьба с бедностью, борьба с преступностью и много чего еще борьба и битва. Так исторически сложилось. Не умеем мы по-другому. Согласитесь, хорошее оправдание, красивое, а главное делать ничего не надо. Или, как это модно сейчас говорить – "проектное управление". Из года в год очередной "новый" проект "зима", очередной "новый" проект "ремонт дорог после зимы", очередной "новый" проект "станция снеготаяния"… Мне кажется можно дальше не продолжать, все все и так знают.
Но мне думается, это отговорка для лентяев. Потому что все дело в процессе. Логика такая. С тем же снегом. Да, мы живем в умеренно-континентальном климате. Нижний Новгород в этом климате так-то 802 года живет. Допустим, регулярные наблюдения за погодой ведутся примерно 120-130 лет, но для ровного счета возьмем цифру в 100 лет. То есть мы знаем, какие были зимы в Нижнем Новгороде. Для создания модели управленческого поведения срок релевантный. Итак, к процессу. В действительности, пять-семь вариантов зим было за это время. Может даже меньше. Идем дальше. Есть задача – убрать снег. Есть ресурсы, которых, прямо скажем, не было 100 лет назад. Ну, кроме людей, они всегда были. То есть малая механизация, достаточное количество денег, спутниковая навигация, принципы управления, искусственный интеллект наконец. Это же все есть? Есть. Итого – есть несколько моделей управленческого поведения в ситуации "зима". Понятен объем и задачи. Теоретически, должны быть алгоритмы для решения этой задачи в тех самых нескольких моделях. И вот только не надо сейчас про деньги. Содержание городской дорожной и пешеходной инфраструктуры – абсолютная и прямая обязанность муниципальных органов власти. Ну то есть мне, как "диванному эксперту" все понятно. К сожалению, или к счастью, я имел некоторый опыт муниципальной работы. Алгоритм, регламент, процесс. В общем-то и все. Я не знаю в каком месте происходит сбой. Но "широкая общественность" недовольна. И, кстати, она недовольна вот прямо сейчас еще и состоянием дорог после зимы.
Рядовой нижегородец, имеющий в собственности или скорее в кредит, автомобиль очень бюджетного уровня, зимой возит в багажнике лопату. Да и не бюджетного тоже. Да, именно в прошедшую зиму 2023 года. Искусственный интеллект, электромобили с сетью электрозаправок, интернет-платформы связи с горожанами, система "умный город" и лопата. Мне кажется, отличный набор для людей будущего. Ну то есть когда мы в детстве мечтали о 21 веке, мы думали о покорении космоса, о том же самом искусственном интеллекте, о "гаджетах", когда весь мир и вся информация у тебя в кармане - только кнопку нажать. И вдруг лопата. Ну то есть первобытный человек использовал палку-копалку. Потом стала лопата где-то несколько тысяч лет назад и в 2023 году это тоже крайне необходимый для выживания в городских условиях зимой шанцевый инструмент.
Честно говоря, мне тема обсуждения уборки снега зимой надоела. Мы, в смысле ИПСУ, даже больше не замеряем уровень удовлетворенности качеством уборки снега. Там ничего не меняется много лет. Хотя, надо отдать должное мэру Шалабаеву, в эту зиму было лучше, чем в прошлую, если написать ему сообщение в соцсети и приложить фоточку проблемного места. Сам так делал. Это пока работает. Да и другие сограждане так делали, знаю. Губернатор Глеб Никитин ежегодно обращает внимание глав муниципалитетов на проблему снегоуборки. Ну, то есть возвращаясь к вышесказанному, зима - это проект, а не процесс. Да, и "ямочный ремонт" дорог весной это тоже проект. Каждый год. Как говорил известный мастер афоризмов Виктор Степанович Черномырдин "никогда такого не было, и вот опять!".
Много раз уже говорил про нынешнюю ситуацию и буду повторять, потому что как практикующий социолог знаю: сейчас власть любого уровня не имеет право совершать ошибки, особенно в сферах, напрямую касающихся жизни людей. Общественный транспорт, ЖКХ, свет и вода, социальное обеспечение, благоустройство – основа жизнедеятельности региона. Большие оборонные предприятия работают в три смены, люди трудятся не покладая рук, наши парни защищают нашу страну и наши ценности, простые граждане добровольно поддерживают нашу армию, в том числе собственными средствами, готовы терпеть определенные трудности - СВО есть СВО. Но терпеть трудности из-за, извините за жаргонизм, "пофигизма" чиновников и нежелания или нехотения просто включить нормальные алгоритмы управления, знаю, что нижегородцы не готовы. Заканчивайте Юрий Владимирович Шалабаев с таким отношением к городу и людям, иначе последний снег этой зимы может оказаться и для вас последним в должности мэра.