Мониторинг главных событий недели с 8 по 12 августа 2022 года от нижегородских экспертов

12 августа 2022 в 18:29

"МРОТ до 30 тысяч рублей, метро в Сормове, губернатор на районе", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 8 по 12 августа 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема – в Госдуме предлагают увеличить МРОТ до 30 тысяч рублей:

Мониторинг главных событий недели с 8 по 12 августа 2022 года от нижегородских экспертов

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

Политолог Иван Юдинцев: Новость, что фракция ЛДПР внесла в Госдуму законопроект о повышении с 1 января 2023 года МРОТ (минимальный размер оплаты труда) до 30 тысяч рублей, то есть примерно вдвое, вызвала резонанс в СМИ и соцсетях, поскольку затрагивает жизненные интересы достаточно широкого круга россиян. В условиях беспрецедентных антироссийских санкций подобное решение было бы весьма положительно воспринято в обществе, поскольку стало бы знаком, что власть реально заботится о тех, кому особенно нужна помощь государства.

Однако далеко не факт, что этот законопроект станет законом. Тот же Ярослав Нилов – заместитель руководителя фракции ЛДПР и председатель думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, – который сегодня выступает главным ньюсмейкером по этой теме, в начале 2019 года уже поддерживал законопроект о повышении МРОТ до 25 тысяч рублей. Но большинство депутатов тогда отклонило эту инициативу.

Сегодня шансов на ее прохождение побольше. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что ведущие государственные СМИ дружно взялись о ней рассказывать. Но и сопротивление со стороны исполнительной власти велико.

Главный аргумент против – цена вопроса. По расчетам авторов законопроекта, для его реализации потребуется 1,16 трлн рублей. Это действительно огромные деньги, которые так вот просто не наскребешь по бюджетным сусекам. По сути, речь идет об изменении самой логики разработки бюджета. Вместо отговорки, что денег на повышение уровня жизни малообеспеченных россиян в бюджете нет, придется начинать с того, что деньги на это есть, а не хватает средств на какие-то другие статьи расходов.

На самом деле, нет ничего плохого в том, что деньги дойдут до тех, кому они нужнее всего. А если этого не происходит, то возникают вопросы, почему находятся средства на поддержку банков, аэрофлотов, туроператоров, рестораторов и прочего бизнеса, пострадавшего вначале от пандемии, потом от санкций, но при этом нет денег, чтобы оказать реальную, а не косметическую помощь малоимущим людям. Когда я слышу, что это популизм, то отвечаю, что это вообще-то демократия, поскольку такая мера будет поддержана большинством граждан, и что это и есть социальное государство, как записано в Конституции. Еще говорят, что мы раскрутим инфляцию. Но вряд ли будет лучше, если этот триллион перетечет на счета крупных организаций и стоящих за ними богатых людей. Еще обиднее, когда российские средства в сотни миллиардов долларов, которые правительство отказывалось выделять в помощь гражданам в разгар пандемии, замораживаются иностранными государствами и банками.

В общем, инициатива ЛДПР – решительная и востребованная значительной частью россиян, хотя в очередной раз может оказаться непроходной. При этом, на мой взгляд, было бы правильнее поддержать предложение другой фракции – "Справедливая Россия – За правду" – ввести гарантированный базовый доход, то есть установить сумму, которая ежемесячно выплачивается каждому россиянину. Такое решение проще и понятнее, и у него нет ряда негативных следствий.

Проблема МРОТ в том, что на его основе исчисляются налоги, сборы, штрафы и иные платежи. То есть увеличение МРОТ приведет и к росту всех этих не самых приятных потерь семейных бюджетов.

Кроме того, правительство упрямо пытается высчитывать оптимальную величину МРОТ на основе неких экономических абстракций, то отталкиваясь от прожиточного минимума и минимальной продуктовой корзины (этот тренд задал Григорий Явлинский еще в начале 90-х в пресловутой программе "500 дней"), то привязывая МРОТ к медианной заработной плате за прошлый год (а это, помнится, было одной из экономических идей Егора Гайдара в те же 90-е). Поэтому единовременный пересмотр суммы МРОТ, даже если он состоится, так и останется полумерой, и вскоре снова начнутся расчеты и пересчеты, которые лидер "справороссов" Сергей Миронов назвал в 2020 году "шулерским трюком с целью узаконить отсутствие реальной борьбы с бедностью в стране".

В любом случае, при той инфляции, которую мы видим сегодня, установленный размер МРОТ явно не соответствует реалиям, и с ним надо что-то делать. Либо повышать до психологически понятной круглой суммы без оглядки на замшелые методики расчета, как предлагает ЛДПР, либо вовсе выводить это понятие из оборота, вводя базовый доход и минимальную оплату 1 часа труда. И вот это стало бы действительно серьезным шагом в плане работы над ошибками 90-х.

Надо делать и другие шаги к гарантиям социальной справедливости на рынке труда. И главный из этих шагов – развитие системы защиты прав трудящихся перед лицом работодателей. Проще говоря, нам нужны настоящие профсоюзы, а не функционеры, фальшиво играющие роли защитников людей труда на фоне картонных декораций. Это долгий процесс, который надо запускать прямо сейчас, если уж за тридцать лет никто этим не озаботился. А пока таких профсоюзов у нас нет, их функцию придется выполнять партиям парламентской оппозиции, что последние и пытаются делать.

Региональная тема – областное правительство форсирует тему строительства метро в Нижнем Новгороде, объявили закупку на метро Сормове

Мониторинг главных событий недели с 8 по 12 августа 2022 года от нижегородских экспертов

Александр Суханов (Фото: Патриоты Нижнего)

Политолог Александр Суханов: Формально в России сегодня метрополитен действует в семи городах. Плюс в Волгограде работает скоростной трамвай, построенный по принципам метро. По факту же, полноценный метрополитен действует только в Москве и Питере. Сегодня в московском метро действует более 260 станций. Только за один год в московском метро вводят в строй больше станций, чем во всех российских метрополитенах вместе взятых за 12 лет. Только московское метро считается безубыточным, все остальные нуждаются в дотациях.

Нижегородское метро с его 16-ю станциями занимает третье место среди российских метрополитенов вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Но основным критерием работы любого метро является все-таки перевозимый пассажиропоток. К сожалению, по этому показателю с цифрой 32,5 млн человек в год, наш метрополитен занимает пятую строчку, уступая, например, Новосибирску, с его 80-ю млн пассажиров в год. Причина низкого пассажиропотока кроется в принципах, заложенных при строительстве региональных метрополитенов в российских городах-миллионниках. Все они крупные промышленные центры, в них находились гигантские предприятия, на которых работали сотни тысяч работников. Стояла задача подвоза рабочих на предприятия из спальных районов.

Сегодня ситуация изменилась. Прежде всего, изменилась структура экономики. Все большее количество людей переходят из сферы реального сектора экономики, промышленности в сферу услуг. И те линии метро, которые должны были связывать центр города с удаленными производствами, такими как ГАЗ в нашем городе, оказались не так нужны. Структура ежедневной миграции населения в крупных городах принципиально изменилась. В результате существующие линии метро перестали отражать реальные пассажиропотоки. Дополнительно осложняет транспортную ситуацию в городе рост числа личного автотранспорта.

Ситуацию может исправить развитие нижегородского метро в сторону существующих напряженных пассажиропотоков. Сегодня города развиваются, площадь городов прирастает новыми территориями и новыми жилыми кварталами. Для нашего метрополитена актуальны два направления развития линий метро. Первое – наличие линии метро в верхней части города, что позволит объединить территорию на двух берегах. Не случайно до сих пор многие нижегородцы, проживающие в заречной части города, собираясь посетить верхнюю его часть, говорят: поеду в город. То есть историческое разделение Нижнего Новгорода на два города в сознании многих горожан продолжает существовать.

Безусловно, сегодня, особенно в ходе подготовки к юбилею города, в чем-то это разделение уже удалось преодолеть, но наличие только одной станции в верхней части существенно снижает пассажиропоток. По оценкам специалистов, продление метро до станций Сенная и Сормово способно увеличить пассажиропоток в 2,5 раза, доведя его до 86 млн человек в год.

Одновременно необходимо понимать, что если ограничить развитие метрополитена этими четырьмя станциями, то проблема транспортной мобильности горожан решена не будет. Все основные современные жилые (так называемые, спальные) районы оказываются далеко за пределами линий метрополитена. А в каждом из них проживают десятки тысяч человек. Обеспечить скоростной комфортный подвоз такого количества людей до узлов пересадок в районе станций метро силами наземного транспорта практически невозможно.

Есть еще одна проблема. Согласитесь, что поезда из Сормово на Автозавод через железнодорожный вокзал не относится к числу самых оптимальных. Не будем гадать о перспективных направлениях развития линий метро и формах их реализации, например, через метротрам. Необходимо изучить и выявить наиболее перегруженные пассажиропотоки. Вот именно там и надо будет развивать линии метрополитена.

А пока радуемся, что на сегодняшний день среди не столичных городов с метро, только в нашем городе процесс строительства новых станций активно развивается. Напомню, первоначально планировалось строительство новых станций последовательно: сначала до Сенной, а потом и до Сормово. Как видим, реально идет процесс параллельного строительства. Работы по строительству станций до площади Сенной уже начаты. Контракт на проектирование и строительство нового участка метро Сормовско-Мещерской ветки также уже заключили. Предполагается, что проект подготовят до конца текущего года. А это позволяет надеяться, что уже в следующее году начнутся работы по строительству станции Сормово. Думаю, что это связано с тем, что подрядчик строительства один на обеих линиях. Поэтому, по мере пробивки тоннелей в верхней части города, освобождающиеся проходческие щиты смогут быть перемещены в Сормово. Подрядчик в этом случае прямо заинтересован в непрерывности работ.

Строительство новых станций, это реализация многолетней мечты нижегородцев. Уверен, что метро в нашем городе будет постепенно развиваться и дальше. Ведь метро начинают строить, но никогда не заканчивают его строительство. Активности в метростроении - это еще один плюс в копилку реальных дел Глеба Никитина, которому через год идти на выборы.

Муниципальная тема - Глеб Никитин продолжает визиты в районы области

Мониторинг главных событий недели с 8 по 12 августа 2022 года от нижегородских экспертов

Сергей Раков (фото из личного архива)

Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: Очень часто на примере и нашего и других регионов видно, что губернатор основное рабочее время проводит либо в Москве, либо в областном центре. К слову, площадь территории Нижегородской области составляет 76,6 тысяч кв. км, численность населения – 3,2 млн человек.

Посещать отдаленные районы не всегда в приоритете у глав регионов. Этому есть свои причины – иногда состояние этих самых отдаленных районов оставляет желать лучшего. Проблемы копятся годами и настроение населения там соответствующее. Конечно, район району рознь. Если в районе есть градообразующее предприятие, к примеру, в Выксе, где располагается металлургический завод, то и уровень жизни в районе соответствует условно почти "столичному". В нашем регионе 52 района, вернее сказать, с недавних пор городских или муниципальных округов. Большинство территорий живут с диссонансом – с проявлениями современности соседствуют примеры из "каменного века". Сказать, что Никитин не уделяет внимание районам области, нельзя. Но сейчас многие эксперты отмечают, что губернатор приближается к формату работы, который применим в избирательный период. Несмотря на то, что до выборов больше года, активная фаза наступит уже скоро. Какова будет кампания, посмотрим, но то, что не обойтись без визитов в районы области, это точно. Возможно, мы уже сейчас наблюдаем отчасти реализацию этой программы, так как физически побывать везде даже за год до выборов достаточно проблематично. Не так давно был визит губернатора в Пильну, теперь вот Тонкино и Тоншаево.

Дальше будут еще визиты. Везде нужно что-то проверить, что-то наобещать и поручить, что-то или кого-то поругать. Это как говорится "классика жанра", которая готовится заранее. Не зря губернатора сопровождают и замы, и министры, и пресс-службисты и так далее. А еще важно сопровождать во времени данные обещания и показывать их выполнение, чтобы соответствовать образу человека, который "обещает и делает". Так случилось с электричкой до Казани, первый рейс которой был "отыгран" в лучших советских традициях. Оказалось, что запуск электрички – это была просьба жителей Пильны.

Наступает ответственный и важный период, когда всем главам МСУ стоит перейти в "режим повышенной готовности". И этот режим продлится до середины сентября следующего года, когда облизбирком озвучит официальные итоги выборов. Понятно, что визит первого лица региона происходит не вдруг. Но то, что написано во внутренних документах подготовки визита, известно узкому кругу лиц. И какой смысловой сценарий визита уготовят "идеологи" для глав районов, останется загадкой до последнего момента. Главное, чтобы электорат сделал правильные выводы.

Турне губернатора по районам области – это еще один шанс и для обычных людей, чтобы обострить те или иные долгоиграющие проблемы, чтобы они попали в поле зрения губернатора и может быть получили решение.

Есть еще один эффектный прием, когда руководитель по собственной инициативе отходит от согласованной программы визита и "заруливает" туда, где его не ждут, и видит то, что губернатору видеть ну никак нельзя. Я искренне желаю Глебу Сергеевичу в районах увидеть все и принять максимум решений, чтобы изменить жизнь людей к лучшему.