"Защита и новая ответственность губернаторов, первое массовое увольнение рабочих в Нижегородском регионе, миллиард для МСУ", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 6 по 10 июня 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема - Губернаторов защитят от досрочного отзыва избирателями, но добавят ответственности и критериев оценки эффективности.
Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института проблем социального управления Андрей Самсонов: Иногда происходят внешне слабо связанные события, отражающие процессы, адекватную оценку которым можно дать только вне формальной связи с этими самыми событиями. Так, на прошедшей неделе, в центре внимания СМИ оказались две темы.
Во-первых, это процесс отмены регионального законодательства о процедуре отзыва губернаторов через создание инициативных групп и сбор подписей за отставку.
Во-вторых, это изменение существующей методики расчета основных показателей эффективности губернаторов и региональных органов власти.
Нет никаких сомнений, что оба вопроса относятся исключительно к внутриполитической повестке и внутренней политике государства в целом.
Однако, рассматривать оба эти события как отражающие внутриполитические процессы абсолютно бессмысленно. Сегодня внутренняя политика оказывается лишь продолжением общего геополитического и геоэкономического фона и происходящих изменений вовне страны. И рассматриваться обе эти новости должны именно с этой точки зрения, как проекция и подготовка к определенному сценарию развития внешнеэкономической ситуации. То есть новости не про внутреннюю политику и даже не про политику вообще, а про экономику.
Что такое закон об отзыве губернаторов через процедуру создания инициативной группы и сбор подписей в количестве не менее четверти зарегистрированных избирателей региона? В обычных условиях - это не более чем абсолютно не работающий, хотя и вполне демократический, инструмент внутриполитической борьбы. Бесполезный настолько, что с 2012 года, после возвращения к прямым выборам губернаторов, не было ни одной попытки его применения. Что такое этот же закон, но в условиях развивающегося мирового экономического кризиса? Это законная возможность "покачать" политическую ситуацию в регионах на фоне всех уже существующих и грядущих социально-экономических проблем. Они будут, нет никаких сомнений. А рядовой обыватель, как это ни печально, в первую очередь смотрит в собственный карман и "за окно", не слишком впечатляясь аргументом, что где-то и кому-то приходится хуже, чем ему. В результате законный инструмент использования недовольства населения своим социально-экономическим положением, ликвидируется. И ни региональные элиты, ни "иностранные агенты", ни другие политические игроки больше не смогут его использовать для дестабилизации ситуации в регионах. В общем-то, правильно, и "новые 90-е" никому не нужны.
Вторая новость проще и в большей мере касается стандартизации регулирования взаимоотношений регионов и федерального центра. Однако и здесь в значительной мере сказался мировой экономический кризис. Так, совершенствование существующей методики расчета основных показателей эффективности губернаторов коснулось критерия "Цифровая зрелость", которая изменилась полностью, причем в сторону усиления индивидуального подхода к каждому региону. Все слышали о кризисе на рынке чипов и полупроводников, а также почти 80% зависимости России в телекоммуникационном и цифровом оборудовании от импорта? Это, в том числе, следствие.
Два других меняющихся показателя – "Качество окружающей среды" и "Качество городской среды". Мировой экономический кризис во многом является формой перехода к иной хозяйственно-экономической модели развития мира. И экологическая компонента, в частности, работа с коммунальными и бытовыми отходами, загрязнением окружающей среды и тому подобное, сегодня претендуют на одну из ключевых позиций в экономике будущего. В результате региональные власти в лице губернаторов получили более жесткую методику расчета эффективности работы в данной сфере.
И в заключение два слова о том, что большинство экспертов обошли вниманием. Обе новости, если рассматривать их как отражение определенного процесса внутриполитической настройки в преддверии кризиса, фактически дезавуируют тему, вызвавшую большой медийный резонанс около месяца назад. А именно, о якобы готовящейся то ли отмене, то ли приостановке выборов губернаторов. Тему можно считать закрытой. По крайней мере, до очередных внешнеэкономических шоков…
Региональная тема - Первое массовое увольнение в Нижегородском регионе. На промышленной площадке Группы ГАЗ сокращают около 200 рабочих.
Максим Лубяной, социолог: На уходящей неделе в Нижегородской области произошло "знаковое" событие - увольнение рабочих, занятых на контрактной сборке Volkswagen/Skoda на промплощадке ГАЗа в Нижнем Новгороде.
Ну, по крайней мере, на это событие обратили внимание большинство информационных ресурсов, причем не только региональных, но и федеральных. События на ГАЗе вообще часто привлекают к себе внимание, а сейчас, в непростое время, ко всем российским автозаводам повышенный интерес. И, несмотря на то, что непосредственно автомобильная промышленность в России занимает очень небольшую долю в структуре экономики (около 1% ВВП), значение всей автомобильной отрасли, включая грузовые перевозки и транспорт, очень велико. И не менее велика зависимость наших автозаводов от импортных запчастей. Про это не написал уже, кажется, только ленивый. Но в действительности автомобилестроение, да и не только оно, во всем мире зависит от совершенно различных по локализации производителей. И кризис во всей отрасли в мире начался в 2020 году из-за недостатка полупроводников, и в 2021 году многие автопроизводители сократили производство и, соответственно, поставки. Что касается событий на ГАЗе, то, конечно, жалко – хоть собирали иномарки, но это все же свое, родное. Будет уволено 200 человек. Вроде бы не так уж и много, с одной стороны, но с другой – это высококвалифицированные специалисты, работавшие по мировым стандартам, имевшие, скорее всего, достойную зарплату и, в принципе, вряд ли когда-то думавшие, что столкнутся с такой ситуацией.
Нужно отметить, что после начала военной спецоперации и мощнейшего санкционного давления со стороны недружественных стран прошло уже больше трех месяцев, а наши жители до сих пор не воспринимают как сами санкции, так и перспективу значительного ухудшения своей жизни. Недавно опубликованы результаты опроса одного из федеральных социологических центров: санкции Запада беспокоят 38% россиян (на 8% меньше, чем в марте), не беспокоят – 61%; по сравнению с мартом на 13% снизилась доля респондентов, отметивших, что санкции создали проблемы для них и их семей. Для сравнения приведу данные закрытого опроса ИПСУ, проведенного в конце мая в Нижегородской области: 10,1% полагают, что влияние санкций уже сегодня носит очень сильный, кризисный характер; 36,4% респондентов ощутили влияние санкций как "сильное", но полагают, что сумеют "выкрутиться" из создавшегося положения; большинство участников опроса, 53,5%, считают, что пока влияние санкций на них лично или членов семьи является незначительным, практически незаметным. Из них 14,4% респондентов вообще не заметили никаких изменений своего положения в связи с санкциями. Что же касается проблемы занятости, то люди также пока не испытывают каких-либо опасений относительно своего трудоустройства в случае потери работы. ИПСУ проводит мониторинг ситуации с занятостью с периодичностью один раз в полгода и по сравнению с замером в октябре 2021 года, в мае 2022 года ситуация осталась практически такой же: в случае потери работы ответ "я легко смогу найти себе равноценную работу" в октябре 2021 года выбрали 13%, в мае 2022 – 12,2%; ответ "думаю, что равноценную работу я смогу найти с большим трудом" в октябре 2021 – 20,7%, а в мае 2022 года – 16,1%. При этом, на вопрос "Как вы оцениваете риски потерять работу?" вариант ответа "не потеряю работу" выбрали 18,3% респондентов в мае 2022 года, что только на 2,3 п.п. меньше относительно октября 2021 года. Хотя, конечно, эмоциональное восприятие обществом современного положения в стране и в мире остается тревожным.
Возвращаясь к ситуации с увольнением рабочих "на ГАЗе", хочу отметить, что пока губернатор региона Глеб Никитин был с важным визитом в ДНР, его заместитель Андрей Саносян дал достаточно спокойный и выдержанный комментарий.
Хочется надеяться, что правительство Нижегородской области действительно держит такие ситуации не только на контроле, но имеет и практические решения.
Муниципальная тема - Нижегородские муниципалитеты дополнительно получат 1 млрд рублей.
Александр Суханов, политолог: Решение о выделении 1 млрд рублей на поддержку муниципалитетов Нижегородской области широко обсуждается в нижегородских СМИ. Выделение дополнительного миллиарда стало возможным после принятого президентом России Владимиром Путиным решения о стабилизации региональных и муниципальных бюджетов. В текущей ситуации важно не отказываться от проектов развития.
Ранее Нижегородская область получила более 16,5 млрд рублей бюджетных кредитов на погашение коммерческих заимствований. На замещение банковских кредитов региона направили около 8 млрд рублей, на замещение муниципальных долгов — около 8,5 млрд рублей. С учетом выделения дополнительного миллиарда муниципалитеты региона получат около 9,5 млрд бюджетных кредитов на замещение коммерческих заимствований. Кто-то скажет, что никакой разницы нет, ведь один кредит меняется на другой.
Для начала отметим, что разница в процентной ставке по кредитам. Коммерческие кредиты выдаются по ставке, превышающей ключевую ставку центрального банка. Сегодня эта ставка выражается двухзначными цифрами. Бюджетный кредит выдается по ставке 0,1%. Необходимость обслуживания "дорогих" кредитов сдерживала развитие районов, мешала направить средства на решение актуальных задач. Замена долговых обязательств на бюджетный кредит существенно экономит собственные средства муниципалитетов. За счет этого появляются дополнительные возможности для решения многих проблем на подведомственной территории, а также реагировать на запросы жителей.
Для большинства российских муниципальных образований в настоящее время характерна острая нехватка финансовых средств и, как следствие, высокая закредитованность местных бюджетов. Основным источником финансирования дефицита местных бюджетов остаются бюджетные и банковские кредиты. Другие формы привлечения дополнительных средств в местный бюджет через прямые инвестиции или выпуск муниципальных ценных бумаг практически не используются в районах и сельских поселениях. Это объясняется низкой инвестиционной привлекательностью большинства муниципальных образований и неразвитостью рынка ценных бумаг в самих муниципальных образованиях. Чтобы не попадать в долговую кабалу, руководители многих муниципальных образований вынуждены просто отказываться от привлечения коммерческих кредитов.
При этом возможности получения бюджетных кредитов у муниципалитетов крайне ограничены. Одним из методов преодоления недостатка финансов стали межбюджетные трансферты и субсидии от бюджетов регионального и федерального уровня.
Наиболее доступной формой бюджетного кредита для муниципалитетов являются кредиты для покрытия временных кассовых разрывов. Характерно, что кассовые разрывы, как правило, кратковременны. Поэтому максимальный размер бюджетного кредита — 1/12 объема доходов местного бюджета (месячный доход) на срок не более 90 дней при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего года. В связи с этим, объем реальных кредитных заимствований надо смотреть по итогам финансового года. В первой половине года эти заимстования, как правило, растут в связи с задаржками в поступлении бюджетных средств. Зато в конце года, по мере поступления на счета выделенных бюджетных денег, эти кредиты погашаются и в отчет по объемам кредитования, естественно, не входят.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления, а следовательно, и их бюджеты, стали частью единой вертикали государственного управления. Думаю, что все нижегородцы уже почувствовали эти изменения в преобразовании облика не только регионального центра, но и в многочисленных и повсеместных позитивных изменениях во всех районах области. Как заметил Глеб Никитин, теперь у глав муниципалитетов появилось больше возможностей приводить территории в порядок.
Столь существенная поддержка нашего региона со стороны федерального бюджета на погашение долговых обязательств, в том числе на уровне муниципалитетов, определяется грамотной и эффективной бюджетной политикой регионального правительства. Это позволяет сохранять высокий уровень финансовой устойчивости нашего региона. Как сообщает министерство финансов Нижегородской области, рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне "стабильный".
Если посмотреть на объем и структуру долга нашего региона, то сразу необходимо отметить, что на сегодняшний день кредитов коммерческих банков у региона нет. За май 2022 года объем государственного долга Нижегородской области сократился на 1,995 млрд рублей. С учетом необходимости финансирования множества крупных инвестиционных проектов, реализуемых в нашем регионе, государственный долг составляет 102,2 млрд рублей. При этом 54,4% в его структуре составляют бюджетные кредиты из федерального бюджета, еще 45,4% — государственные ценные бумаги и 0,1% — госгарантии. Поэтому уровень долговой нагрузки региона оценивается специалистами как умеренно низкий.
По итогам 2021 года бюджет был исполнен с профицитом в размере 3,8 млрд рублей, отметила министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима.
Современные финансовые системы действуют таким образом, что жить без кредитов просто невозможно. Сегодня основой экономических систем выступают банки и биржи. Это отражается и на сфере бюджетных отношений. Поэтому государственная поддержка органов государственного и муниципального управления, о необходимости которой говорит президент, столь важна и эффективна.
Но и без собственных усилий работников муниципальных органов управления, без их умения расширить поступления по основным бюджетоформирующим налогам невозможно успешно двигаться вперед. Как говорят, на президента надейся, но сам не плошай!